Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020
Викинги, викинги повсюду...
30/11/2015
Abash
Abash



Обложка пдф-версии рецензируемой книги на сайте «Студии-101» studio101.ru/savageworlds/worldcircle/SW0801

Цитировать саги в качестве эпиграфов к рецензиям на ролевую литературу было модно в начале 2000х, а на специальную – и того раньше. С тех пор прошло уже почти 15 лет и использовать данный прием даже при рецензировании игр, которые этого «душевно мясного пафоса» заслуживают, мне сегодня кажется несколько старомодным. Поэтому рецензировать сеттинговую книгу по системе «Дневник Авантюриста – Savage Worlds» под названием «Круг земной: Северные страны» мы будем без привлечения скандинавской “средневековой” прозы и поэзии.


Книга «Северные страны» была представлена автором Германом Тихомировым на Ролеконе-Осень 2015. Как мы писали ранее, позиционируется данный сеттинг как скандинавское фэнтези – приключения в мире, каким его представляли себе жители Северных стран (видимо, датчане, норвежцы, шведы, исландцы и жители малых островов Северного моря) когда-то давно, со всеми этими троллями, цвергами, асами и ванами, воспетыми в многочисленных музыкальных произведениях рок-групп работающих в стиле тяжелого и викингского металла, фантастической литературе, кинофильмах и даже комиксах.

Codex Regius — это вроде бы первый из дошедших до нас записанных текстов «Старшей Эдды» главного источника вдохновения как автора «Круга земного», так и многих других авторов. Принято считать, что изготовлен в 1270-х в Исландии (книга писана перьями воронов и лебедей, чернилами из вываренной экзотической ягоды толокнянки обыкновенной, на коже сотни телят), а «чудесно обнаружен» в 1643-м Brynjólfur Sveinsson.


По результатам чтения pdf-файла можно к этому описанию добавить, что в произведении 146 страниц, море рисунков от целого коллектива художников (непосредственно автор, Наталия Клинцова, Наталья Эрман, Николай Кладницкий, Алиса Лукашенок, Зорислава Логачёва, Игорь Есаулов) и всего три явно заметных опечатки (спасибо редактору Анастасии Гастевой). Где-то треть от объема текста составляют цитаты из саг («об Эгиле», «о Ньяле», «о Хельги, сыне Хьёрварда», «о Хаконе Добром», «о Греттире», «о Гуннлауге Змеином Языке», из «Старшей Эдды» и, возможно, еще каких-то произведений), а оставшийся объем – авторские слова. Любопытным решением является отказ от каких-либо ссылок на источники, поэтому всем кому понравится тот или ной отрывок из той или иной саги, придется гуглить самостоятельно (или посетить сайт).

Сам Brynjólfur Sveinsson (1605 –1675), епископ и проректор (1632-1638) датского Roskilde University (до сих пор функционирует), впоследствии — королевский датский историограф. 


Первое, что бросается в глаза читателю – это то, что текст в книге бывает двух типов – на белом и на сером фоне. Белые буквы – это чаще всего, механика, серое – цитаты из саг и советы по проведению игры, хотя иногда и наоборот. Второе – это то, что в книге довольно много глав (13, и это без Введения, Конца Света, Словаря и т.п.) и каждая глава промаркирована соответствующей содержанию руной, вроде бы даже из аутентичного северного алфавита.

Рунический алфавит в нордическом исполнении. Применять с осторожностью, а то может все закончится как у автора картинки.


Что сразу подкупает, так это то, что автор уже на этапе создания персонажа демонстрирует весьма импонирующий мне подход к игростроению, позволяя игрокам, вытянув всего две карты, создавать персонажей любых социальных страт от раба (трэля) до князя (конунга) и происхождения: персонажей-родичей альвов, цвергов и троллей, персонажей-валькирий, саксов, кельтов, славян и даже ромеев. Кроме того, при «генережке» предлагается определять случайным образом карту «судьбы» персонажа – то, от чего герою предстоит погибнуть. Судьбой может стать оружие 12-ти типов, некий человек, тоже 12-ти типов, некий зверь («примешь ты смерть от коня своего») или некое явление неживой природы. Соответственно, превозмогание выражающееся в смелом противостоянии собственной судьбе считается весьма почетным делом, хотя и несколько неразумным, в том числе и системно, т.к. в присутствие чего-либо напоминающего «судьбу» персонажа, игрок оного персонажа вынужден делать необходимые проверки подходящих навыков с -4, а противник, буде таковой присутствует, делает все тоже самое с +4.

Изображение из Радзивиловской летописи. Вроде бы, змея как раз собирается пробить Вещего Олега с +4 в сапог и скрытую под сапогом ногу.


К сожалению такой параметр, как «Слава», который вроде бы довольно важен для нордических героев, и был неоднократно реализован в играх соответствующего «профиля», игромеханически представлен только двумя чертами/изъянами «Добрая/Дурная слава», и при этом, полностью «отвязан» от собственно свершений и превозмоганий персонажа. В то время как судя по флаффу к самой игре, по флаффу к другим играм на соответствующую тематику, и собственно по первоисточникам Слава просто просится в игромеханику. Но не в этой редакции.

Самое главное в жизни настоящего северянина, как учит нас «Круг земной» — это прославиться в веках. Слава складывается из памятных рунических камней, поставленных в назидание потомкам, передаваемых изустно саг и благодарственных записях о дарителях в христианских церквях.


Чуть больше счастья досталось второму важному для настоящего морского конунга параметру – «Удаче». Уровень удачи, игромеханически привязан к числу фишек судьбы или «бенни», которое персонаж может потратить за сессию. Однако, все эти темы с прирастанием удачи у вождя, который одолевает своих менее удачливых коллег, интриги властных вдов конунгов, нацеленные на приобретение себе в любовники наиболее удачливых конкурентов подрастающих сыновей и прочие механизмы по передаче оной Удачи от персонажа к персонажу о которых так много говорили Гарри Гаррисон и Кирша Данилов в исполнении д.с.с. П.А. Демидова, к сожалению, также отсутствуют. Что, однако, не мешает молодому и дерзкому автору приключений эти механизмы ввести в частном порядке.


Отечественный коллега Brynjólfur Sveinsson — Петр Акинфеевич Демидов (1710 — 1788), миллионер, садовод, плейбой, филантроп. Считается, что спонсировал кодификацию «Древних русских стихотворений» под редакцией Кирши Данилова, где есть и про И.Муромца, и про Святогора и про судьбу, и про удачу, и про побратимство и про женские интриги и про многое другое.


Чтобы завершить создание персонажа игроку остается только выбрать и закупить снаряжение на те серебряные марки, которые выдаются персонажу в соответствие с его социальным происхождением. Интересным игротехническим решением является зависимость всевозможных бонусов, которые красивые и богатые персонажи должны получать в общении с другими персонажами от качества декора снаряжения, которое на них надето. А за качество декора приходится платить.

Чудесный однолезвийный меч лангсакс, изобразить который художникам «Круга земного» так и не удалось.


Кроме того, в системе есть реализьмЪ – оружие бывает колющим и рубящим, может тупиться, может иметь бонус к «бронебойности» и давать бонус к навыку «Владение оружием». Короче говоря, те, кто не застал прекрасного гурпсово-адндшного олдскула с учетом по отдельным табличкам устойчивости данного конкретного типа доспехов к данному конкретному типу вооружения, примененному данным конкретным образом, будут удивлены. И может быть даже приятно. Некоторое послабление для людей не склонных находить развлечение в бухгалтерии заключается в том, что в наличие всего 3 типа доспехов для тела, 1 тип брони для конечностей, 2 типа шлемов и два с половиной типа щитов – большие, маленькие и усиленные.

«Читайте книжки, в книжках все написано» — обложка одного из многочисленных трудов по истории, экономике и материальной культуре Северных земель эпохи викингов.


При этом следует иметь в виду, что в отношении быта скандинавов авторы придерживаются норм «археологического гламура», активно продвигавшегося в конце 80-х в публикациях академиями наук ГДР и СССР, которые затем «пошли в народ» усилиями реконструкторских коллективов 1990х. Т.е. мы имеем относительно чистых, хорошо питающихся и здоровых скандинавов, владеющих технологиями выделки железа, использования хомута и стремян, изготовления и использования ручных прялки и ткацкого станка, массового строительства мореходных кораблей силами поселка в 200-500 человек, имеющих (но спорадически использующих) письменность. Лихого пост-модерна образца 2005+ годов с королем Эдвардом-английским во главе местных племен, проживающих в каменном веке с одного полюса, и со славянами в сосновых небоскребах с запряжными мамонтами в циклопических санях с другого полюса ожидать пока не следует.

Лучший друг датского викинга — купец из Гард — молится в трансюготском храме капище где-то на Волге идолу и отрубленным собачьим головам, насаженным на колья, о прибыльной торговле девушками и соболиными шкурками. Считается, что нарисовано со слов арабского путешественника тунисского происхождения Ибн Хальдуна.


Следует отметить, что улучшать снаряжение, полученное при создании персонажа непросто – свободная торговля доспехами практически отсутствует (их изготавливают на заказ по известным меркам покупателя), а новое оружие персонаж может получить в качестве трофея, подарка или приобрести у какого-либо весьма конкретного кузнеца, который может еще и провалить соответствующие проверки при изготовлении. Таким образом, вся надежда для реалистично смотрящего на жизнь викинга в деле обновления деградирующего наступательного и защитного вооружения остается на товарищей по партии с профильными навыками и немногочисленные торговые городища, вроде Хедебю или Бирки, находящиеся в пределах Северных стран. Ну или на визит в Лондон/Новгород/Царьград. Помимо собственно оружия персонажу можно накупить всякой рухляди – нефритовых гребней и клетчатых штанов хакама из Гард, лыжи, лодку или корабль, а также недвижимое имущество. Да, в «Круге земном» мы можем «играть в домики» — владеть усадьбой, выпасами, рыбными и охотничьими промыслами, скотом и рабами. В улучшения усадьбы можно вкладывать серебро, чтобы она давала доход в серебре и заказных предметах.

Я не понимаю, почему при запросе «хольмганг», который как раз про судебные поединки, тинги и прочие нордическо-юридические тонкости, гугль регулярно выдает гравюры и фото французских дам, закалывающих друг друга. Думаю, гугль плохого не посоветует — оставляем иллюстрацию.


Креативный автор приключений сумеет понакрутить вокруг недвижимости персонажей немало сюжетов в стиле производственной драмы, вернее трагедии, поскольку любые конфликты с потравами лугов, браконьерством, угоном скота, разделом выброшенных на берег китов в Северных странах решаются чаще всего боем насмерть сначала присутствующих при совершении преступления представителей сторон, потом их непосредственных руководителей, потом их родичей и побратимов, потом – ярлов и конунгов.  Иногда, правда, вместо армагеддона местного значения конфликт хозяйствующих субъектов может завершится арбитражным судом на местном тинге – регулярном народном собрании.  Понятное дело, что для обоих вариантов развития событий в системе имеется механика: и бои в чистом поле, и сжигание дома, и абордажные сражения, и суд конунга, и тинг, и судебные поединки охвачены, профильные навыки указаны, бонусы к проверкам оных навыков имеются.

Новости торговли.

Продолжая тему экономики, в “Круге земном” присутствует довольно простая система для моделирования торговли на дальние расстояния — таблица с модификаторами на цены товаров в разных регионах и руководство по торгу. Пока непонятно насколько она играбельна, в смысле, протестирована, поскольку основное внимание автором было уделено непосредственной торговле на рынке. Однако уже сама так сказать заявка на покрытие данной темы в быстрой, брутальной и веселой системе заслуживает всяческого уважения. В то же время, ввиду весьма хорошо разработанной в литературе теме торговли в Северных странах, вплоть длительностей путешествий между торговыми центрами на кноррах в днях, в зависимости от времени года, колебания цен на основные товары, объемы поступающего в северные страны серебра, соотношения цен на предметы роскоши и заработной платы дружинников в Халифате и Норвегии, чередование урожайных и голодных годов в Исландии и т.д. и т.п. “развернуть” систему торговли в такой же генератор сюжетов, как и менеджмент усадьбы не составит особого труда ни автору в следующих книгах, ни заинтересованным читателям частным образом.

Исландский житель проклинает своих соседей подручными средствами. На глаз — середина двухтысячных годов.


Помимо упомянутых тем, в тексте “Круга земного” затронуты и темы сверхъестественного, а именно, три вида магии: быстрая магия, полностью соответствующее умениям Одина описанным в соответствующих стихах, медленное колдовство со всеми поднятиями мертвецов и наведением порчи, а также руническая магия плавно переходящая в скальдическую поэзию. В отличие от аналогичных “Северным странам” ролевых  систем, посвященным, например, темам средневекового Дальнего Востока с обязательными хайку и танка,  где механика собственно написания оных стихов не приводится, и игроку приходится гуглить, в “Круге земном” автор сжато описал все что нужно знать о написании висы, драпы или мансега аж на 8 страницах).

Даже ходячие мертвецы мудрее...


В завершении книги можно прочитать рекомендации по созданию игр, набор заготовок идей для приключений, бестиарий с животными, сверхъестественными существами и различными типами жителей северных стран, словарь, список имен и некоторое количество карт усадьб больших и маленьких. К положительной стороне этих разделов можно отнести весьма оригинальную, и требующую некоторого тестирования идеи по выдаче опыта персонажам за неудачи, которые с ними случаются, а также список вспомогательных персонажей, которыми можно оснастить любую сюжетную перепетию начиная с охоты и заканчивая викингским набегом.

Всех этих замечательных саамов автор, конечно, не предлагает оцифровывать по стандарту финна-лыжника, буде веселые протагонисты приплывут к ним в гости под вороньим знаменем с красным щитом на носу драккара. Просто шаблонов для них пока не заготовлено.


К некоторому подобию недостатка можно отнести не вполне убедительные советы по использованию проверок отношения в играх; местами недостаточная проработанность завязок приключений; фокус “колорита” приведенных вспомогательных персонажей на жителей Северных стран, что приводит к некоторому провису по оцифровке любого викингского похода, который обычно производится против финнов (для которых имеется полтора типажа), кельтов (1 типаж), франков (1 типаж) и прочих жителей заморских стран (2 типажа). Понятное дело, все эти псевдонедостатки легко устранимы силами читателей, но именно эта легкость вызывает подстпудное желание, чтобы это уже было сделано в тексте книги.

В завершение рецензии можно лишь посетовать, что такая книга, как «Круг земной» попала в мои руки только в 2015 году. Будь отечественный любитель нашего хобби вооружен подобными текстами 20 лет назад, глядишь уже и была у нас и индустрия и численность и все такое. Надеемся, что г-н Тихомиров не забросит данный многообещающий сеттинг и продолжит нас радовать новыми книжками под маркой «Круга земного».

Восстановлено по архиву «нового» Ролемансера: http://rolemancer.ru/Abash/2015/11/30/vikingi-vikingi-povsyudu.html.
© 2018–2020