внеочередная игродельческая мысль, которая может впоследствии найти дорогу в GNS. как известно, системы бывают навыковые и уровневые.
в уровневой системе есть набор неких ниш, ролей, стереотипов, профессий, которым каждый персонаж следует. насколько хорошо следует, выражается уровнем, а чему - названием того, что называется чаще всего "классом". как замечательно было недавно сформулировано у Gremlin, думать надо не о том, чему учится персонаж, а о том, на кого он учится, кем он хочет стать и т.п. (кстати, одним из самых неудачных моментов последних версий дыныды считаю престиж-классы, потому что они поощряют мультиклассирование, которое вредит уровневому подходу. мультикласс - это всего лишь заплатка, когда Мастер не может предложить игроку тот класс, который бы делал то, что ему надо).
в навыковой системе есть набор слабосвязанных параметров, каждый из которых растёт отдельно от других, а не в комплекте. это требует иногда более глубокого понимания игроком его персонажа, и большей степени контроля со стороны Мастера, но при благоприятных условиях более точно отражает любого произвольного персонажа, не загоняя его в рамки стереотипов. (здесь "стереотип" не в отрицательном смысле. как раз полное отсутствие стереотипов легко может сделать игру безыдейным фуфлом, распадающимся на несколько индивидуальных игр в вакуумном сеттинге).
когда все основные теоретические моменты будут прояснены, и я перейду к окончательной оцифровке и составлению примеров и таблиц, хочу попытаться эти два подхода совместить.
цель проста, и исполнение тоже несложно: разумеется, "класс"/стереотип в GNS может быть только один - ниндзя - то есть основа системы должна быть навыковая. но в сёнене (не только в "Наруте"!) мы часто видим и классическое "левеляние", когда некоторые задачи становятся качественно проще по достижении некоторого уровня (другого слова не подберёшь).
Дзирайя при использовании кутиёсе-но-дзюцу вызывает всегда того, кого надо, не потому, что у него удачнее кубики падают, чем у Наруты, а потому что он легендарный отшельник, и ошибка немыслима (единственная за весь сериал ошибка вызвана вмешательством другого легендарного!). и даже при небольшой разнице во владении тидори Какаси может использовать эту технику больше раз в день, чем Сасуке (канонически спорно, но как пример сойдёт).
реализация в GNS пока что планируется такая: таланты растут независимо друг от друга, но сложности бросков у генина-новичка и у легендарного разные. если цифры сойдутся, это не помешает масштабированию, а даже поможет ему.