Итак, Магия. Некая сила, которая может что-то изменить в реальном мире, не существуя при этом реально. Аналогом магии может выступать любое изменение физических величин (например, левитация - изменение "g" для какого-либо конкретного объекта) либо материализация представления (т.е. изменяя свое представление о чем-то мы изменяем и это что-то: вспомните огненные шары магов. Огненный шар - олицетворение их могущества).
Священник. Перечислим характерные признаки этого класса. Во-первых, священник не должен поклоняться ни одной религии, кроме той, которой принадлежит, т.е. быть чистым, хранить себя для определенного образа жизни, предназначения. Во-вторых, неукоснительно следовать букве закона своей религии, подчиняться проявлениям божеской воли без пререканий. В-третьих, священник просто обязан верить в своего бога и периодически как-то доказывать это (разнообразнейшие обряды, жертвоприношения, молитвы). Но для чего же все эти сложности? Очень просто: в противном случае священник рискует подорвать доверие к себе, или вообще лишиться своей силы. Итак, сложив все это вместе, мы сможем провести следущую аналогию: священники по принципу действия и свойствам напоминают проводники.
Складывается следующая картина: вера здесь играет роль своеобразного подключения к богу, а исполнение обрядов - обратной связи с ним (т.е. священник не может взять что-то, не предложив ничего взамен). Также сила веры свидетельствует о том, насколько крепко такое соединение. Далее, нужно создать такие условия, чтобы энергия бога проходила через проводник с наименьшими потерями. Проводники тем лучше проводят електричество, чем больше их диаметр. Как раз таким показателем и служит то, как священник исполняет обряды, как он соблюдает закон своей веры. Вспомним также, что проводники, сделанные из алюминия, проводят ток хуже, чем, скажем, из меди. Из этого следует, что многое еще зависит от того, какую жизнь вел священник до и после того, как он принял свою веру и стал ее проповедовать. Убийце, например, понадобиться целая жизнь, чтобы только реабилитироваться, а праведник сможет вершить великие чудеса уже к середине жизни (конечно, понятия убийца и праведник весьма условны: бывают такие божества, которым и убийца лучший друг).
Теперь самое интересное. Что происходит, если подавать на проводник (для наглядности возьмем лампочку) черезмерное напряжение? Правильно! Она может перегореть, или того хуже - взорваться. Теперь вспомните: как часто (особенно в фэнтези мирах) вам приходилось встречать людей, сошедших с ума на почве религии? Полагаю, коментарии излишни. Далее, нужно сказать, что проводники своей энергии не имеют. Следовательно, не имеют ее и священники. Они лишь служат мостом между богом и миром. Вся их мощь - заемная. С другой стороны она не зависит так сильно, как у магов, от положения небесных светил, планет, времени года, различных артефактов и т.д. Кстати, о магах.
Маг. У волшебника гораздо больше возможностей оперировать с магическими энергиями, чем у священника и, следовательно, он является гораздо более сложной системой. Как правило у мага есть какой-то вполне конкретный запас сил (обычно это мана или что-то вроде нее), т.е. волшебник может накапливать энергию, подобно конденсатору. И если эта их способность воспринимается как само собой разумеющаяся, то способность управлять магией у многих ассоциируется с долгими и упорными тренировками. А какой смысл мы вкладываем в фразу "управлять магией"?
Попробуем перечислить функции этого "упрвления". Во-первых, маги жестко контролируют подачу энергии, т.е. существует своеобразный резистор. Во-вторых, волшебники должны четко осозновать что и как именно они должны делать, к чему прилагать усилия. Следовательно, должно существовать устройство, которое обеспечивает вывод энергии из мага. Значит, волшебник может исполнять функции священника, т.е. имеет проводник. Кстати, а может ли маг в таком случае "подключаться" к богу? Может, конечно. И имеет с этого свои плюшки. И антиплюшки. Какие - расскажу позже.
Итак, система волшебника являет собой цепь из конденсатора, проводника и резистора. Как и в случае со священником, она может испортиться, если подавать на нее большое напряжение. Темы артефактов, положения звезд и т.д. мы коснемся чуть позже, а сейчас Боги.
Боги с точки зрения обычного смертного являются существами высшими. Но, тем не менее, что же отличает бога от волшебника? Ведь все боги обладают могуществом повелевать магией, некоторые из них вообще могут проявлять себя в мире только при определенном положении планет или течении событий. И все же различия есть. Во-первых, бог, в отличие от мага, обладает чем-то наподобие безразмерного конденсатора (мечта любого волшебника). Во-вторых, бога нельзя убить в материальном мире или "испортить" высоким напряжением (чем не бессмертие?). В-третьих богу очень и очень сложно воздействовать на мир напрямую: обязательно нужен посредник, тогда как магу это дается гораздо проще. Значит, бог является как бы высшей стадией развития мага. Но помимо этих обличенных могуществом фигур, есть еще один класс, одинаково угнетаемый и ценимый всеми, который мне и хотелось бы упомянуть.
Это Верующие и обычные люди. В эту категорию попадают все, кто не обладает умением подчинять себе магию или недостаточно лоялен богу, чтобы стать священником. И все они обладают лишь одним свойством. Они могут верить в какое либо божество, отдавая ему, тем самым, накопленную энергию. То есть каждое разумное живое существо, в принципе, способно выполнять функции магов или священников бессознательно и от случая к случаю, тогда как волшебники и им подобные специально тренируют эти навыки.
А теперь рассмотрим взаимоотношения каждого из классов. Бог и волшебник. Так как боги есть высшая степень мага, то и отношение к магам у них очень похожее на отношение учителя в школе по отношению к ученику-выскочке, который считает, будто что-то умеет. Маги в свою очередь считают богов старыми болванами, которые не желают делиться своими секретами с молодежью и загораживают дорогу молодой крови. Ну и побаиваются, конечно. Как уже описывалось выше, маги, в принципе, могут служить богам и тогда им даже можно и не искать путей обрести могущество т.к. силу им дает бог. Но, во-первых, маги часто предпочитают идти своими путями, а, во-вторых, сами боги относятся к таким перебежщикам с большим подозрением: кому нужен молоток, который каждый раз думает, стоит ли бить по гвоздю и не лучше ли ударить по пальцу? Бог и священник. Здесь мы наблюдаем ситуацию, диаметрально противоположную предыдущей: учитель поощеряет ученика-отличника, который делает все только так, как говорит его, без сомненья, мудрый наставник.
Маги и священники. Возьмем тот же пример со школой. Как относятся друг ко другу ученик-выскочка и ученик-отличник. Естественно, отличник осуждает выскочку за несоблюдение элементарных правил приличия (обряды, молитвы), а тот, в свою очередь, обвиняет первого в неспособности дойти до всего своим умом, считает подлизой.
Обычные люди и бог. Не для кого не секрет, что бог черпает свои силы от верующих, а потому иногда либо трясется над каждым из них, либо относится исключительно как к питательной среде. Боги тоже бывают разные: кому-то хватит утренней молитвы на завтрак, а кому-то и войны на ужин мало. Чаще всего Светлых богов относят к первым, а Темных - ко вторым, но это деление условно.
Обычные люди и священник. Задача священника - обратить в свою веру как можно большее количество народа. Иногда это является смыслом жизни, а иногда - просто корыстью: ведь чем сильнее бог, тем, соответственно, сильнее священник. Здесь нужно подчеркнуть следующую закономерность: чем сильнее воздействие НА СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ, тем больший выход энергии получит бог. Скажем, молитве человек редко придает более серьезное значение, чем жертвоприношению (тем паче, ежели оно человеческое). Конечно, возможны и исключения: порой в молитву человек вкладывает нечто большее, чем просто исполнение обряда, а жертву приносит маньяк, которому человека убить - что плюнуть.
Обычные люди и маг. Часто бытует мнение, что маг относится к людям как к мухам или червякам, но эта точка зрения не совсем корректна. Честно говоря, по этому вопросу я не настолько хорошо просвящен, как по вопросам магии, а посему отсылаю любопытствующих к статье Makkawity "Магия в мире AD&Dшной фэнтези и ее влияние на общественность" (ищите ее на сайте РОЛЕМАНСЕР).
В заключение, как и было обещано - пара слов о зависимости магов от положения планет и.п.
Артефакты. Обычно артефакты используются либо как аналоги современной аппаратуры (пистолеты, радары, например), либо как пристройка к уже существующей системе-магу (например, увеличение конденсатора, или установка предохранителя). Также артефакты являются надежным инструментом мастера в проектировании сюжетов.
Место действия. Есть места богатые магической энергией. Называют их по разному: источники, места Силы, силовые линии, но смысл их в том, что оттуда можно черпать силу. Магу, однажды нашедшему такой источник очень трудно уйти из таких мест. Определенного места действия требуют, как правило, наиболее мощные заклятья и волшебник ищет такую землю только если у него самого не достает силы на реализацию заклятья или если определенный тип земли необходим заклинанию по определению. По аналогии, с местами богатыми энергией, существуют земли-вампиры.
Время действия и положение планет. Суть та же, что и в описании места действия. Разница лишь в том, что для реализации заклинания или, если говорить точнее, для достижения своей цели магу дается лишь какой-то краткий промежуток времени. Это пожалуй все, что я хотел сказать по данному вопросу. Искренне надеюсь, что мои изыскания Вам пригодятся.
ДедСтарЫй