Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020
Магия в понятиях современной физики
25/09/2001
ДедСтарЫй
ДедСтарЫй


※Магия
В этой статье я попытюсь рассмотреть магов, священников и богов через призму современых понятий. Этот материал является скорее практическим, нежели теоретическим пособием. Приведенные здесь мысли не следует воспринимать как абсолют, но они могут помочь вам глубже осмыслить процессы происходящие в фэнтези мирах и посмотреть на них с новой точки зрения. Читать этот текст лучше, имея при себе учебник физики.

Итак, Магия. Некая сила, которая может что-то изменить в реальном мире, не существуя при этом реально. Аналогом магии может выступать любое изменение физических величин (например, левитация - изменение "g" для какого-либо конкретного объекта) либо материализация представления (т.е. изменяя свое представление о чем-то мы изменяем и это что-то: вспомните огненные шары магов. Огненный шар - олицетворение их могущества).

Священник. Перечислим характерные признаки этого класса. Во-первых, священник не должен поклоняться ни одной религии, кроме той, которой принадлежит, т.е. быть чистым, хранить себя для определенного образа жизни, предназначения. Во-вторых, неукоснительно следовать букве закона своей религии, подчиняться проявлениям божеской воли без пререканий. В-третьих, священник просто обязан верить в своего бога и периодически как-то доказывать это (разнообразнейшие обряды, жертвоприношения, молитвы). Но для чего же все эти сложности? Очень просто: в противном случае священник рискует подорвать доверие к себе, или вообще лишиться своей силы. Итак, сложив все это вместе, мы сможем провести следущую аналогию: священники по принципу действия и свойствам напоминают проводники.

Складывается следующая картина: вера здесь играет роль своеобразного подключения к богу, а исполнение обрядов - обратной связи с ним (т.е. священник не может взять что-то, не предложив ничего взамен). Также сила веры свидетельствует о том, насколько крепко такое соединение. Далее, нужно создать такие условия, чтобы энергия бога проходила через проводник с наименьшими потерями. Проводники тем лучше проводят електричество, чем больше их диаметр. Как раз таким показателем и служит то, как священник исполняет обряды, как он соблюдает закон своей веры. Вспомним также, что проводники, сделанные из алюминия, проводят ток хуже, чем, скажем, из меди. Из этого следует, что многое еще зависит от того, какую жизнь вел священник до и после того, как он принял свою веру и стал ее проповедовать. Убийце, например, понадобиться целая жизнь, чтобы только реабилитироваться, а праведник сможет вершить великие чудеса уже к середине жизни (конечно, понятия убийца и праведник весьма условны: бывают такие божества, которым и убийца лучший друг).

Теперь самое интересное. Что происходит, если подавать на проводник (для наглядности возьмем лампочку) черезмерное напряжение? Правильно! Она может перегореть, или того хуже - взорваться. Теперь вспомните: как часто (особенно в фэнтези мирах) вам приходилось встречать людей, сошедших с ума на почве религии? Полагаю, коментарии излишни. Далее, нужно сказать, что проводники своей энергии не имеют. Следовательно, не имеют ее и священники. Они лишь служат мостом между богом и миром. Вся их мощь - заемная. С другой стороны она не зависит так сильно, как у магов, от положения небесных светил, планет, времени года, различных артефактов и т.д. Кстати, о магах.

Маг. У волшебника гораздо больше возможностей оперировать с магическими энергиями, чем у священника и, следовательно, он является гораздо более сложной системой. Как правило у мага есть какой-то вполне конкретный запас сил (обычно это мана или что-то вроде нее), т.е. волшебник может накапливать энергию, подобно конденсатору. И если эта их способность воспринимается как само собой разумеющаяся, то способность управлять магией у многих ассоциируется с долгими и упорными тренировками. А какой смысл мы вкладываем в фразу "управлять магией"?

Попробуем перечислить функции этого "упрвления". Во-первых, маги жестко контролируют подачу энергии, т.е. существует своеобразный резистор. Во-вторых, волшебники должны четко осозновать что и как именно они должны делать, к чему прилагать усилия. Следовательно, должно существовать устройство, которое обеспечивает вывод энергии из мага. Значит, волшебник может исполнять функции священника, т.е. имеет проводник. Кстати, а может ли маг в таком случае "подключаться" к богу? Может, конечно. И имеет с этого свои плюшки. И антиплюшки. Какие - расскажу позже.

Итак, система волшебника являет собой цепь из конденсатора, проводника и резистора. Как и в случае со священником, она может испортиться, если подавать на нее большое напряжение. Темы артефактов, положения звезд и т.д. мы коснемся чуть позже, а сейчас Боги.

Боги с точки зрения обычного смертного являются существами высшими. Но, тем не менее, что же отличает бога от волшебника? Ведь все боги обладают могуществом повелевать магией, некоторые из них вообще могут проявлять себя в мире только при определенном положении планет или течении событий. И все же различия есть. Во-первых, бог, в отличие от мага, обладает чем-то наподобие безразмерного конденсатора (мечта любого волшебника). Во-вторых, бога нельзя убить в материальном мире или "испортить" высоким напряжением (чем не бессмертие?). В-третьих богу очень и очень сложно воздействовать на мир напрямую: обязательно нужен посредник, тогда как магу это дается гораздо проще. Значит, бог является как бы высшей стадией развития мага. Но помимо этих обличенных могуществом фигур, есть еще один класс, одинаково угнетаемый и ценимый всеми, который мне и хотелось бы упомянуть.

Это Верующие и обычные люди. В эту категорию попадают все, кто не обладает умением подчинять себе магию или недостаточно лоялен богу, чтобы стать священником. И все они обладают лишь одним свойством. Они могут верить в какое либо божество, отдавая ему, тем самым, накопленную энергию. То есть каждое разумное живое существо, в принципе, способно выполнять функции магов или священников бессознательно и от случая к случаю, тогда как волшебники и им подобные специально тренируют эти навыки.

А теперь рассмотрим взаимоотношения каждого из классов. Бог и волшебник. Так как боги есть высшая степень мага, то и отношение к магам у них очень похожее на отношение учителя в школе по отношению к ученику-выскочке, который считает, будто что-то умеет. Маги в свою очередь считают богов старыми болванами, которые не желают делиться своими секретами с молодежью и загораживают дорогу молодой крови. Ну и побаиваются, конечно. Как уже описывалось выше, маги, в принципе, могут служить богам и тогда им даже можно и не искать путей обрести могущество т.к. силу им дает бог. Но, во-первых, маги часто предпочитают идти своими путями, а, во-вторых, сами боги относятся к таким перебежщикам с большим подозрением: кому нужен молоток, который каждый раз думает, стоит ли бить по гвоздю и не лучше ли ударить по пальцу? Бог и священник. Здесь мы наблюдаем ситуацию, диаметрально противоположную предыдущей: учитель поощеряет ученика-отличника, который делает все только так, как говорит его, без сомненья, мудрый наставник.

Маги и священники. Возьмем тот же пример со школой. Как относятся друг ко другу ученик-выскочка и ученик-отличник. Естественно, отличник осуждает выскочку за несоблюдение элементарных правил приличия (обряды, молитвы), а тот, в свою очередь, обвиняет первого в неспособности дойти до всего своим умом, считает подлизой.

Обычные люди и бог. Не для кого не секрет, что бог черпает свои силы от верующих, а потому иногда либо трясется над каждым из них, либо относится исключительно как к питательной среде. Боги тоже бывают разные: кому-то хватит утренней молитвы на завтрак, а кому-то и войны на ужин мало. Чаще всего Светлых богов относят к первым, а Темных - ко вторым, но это деление условно.

Обычные люди и священник. Задача священника - обратить в свою веру как можно большее количество народа. Иногда это является смыслом жизни, а иногда - просто корыстью: ведь чем сильнее бог, тем, соответственно, сильнее священник. Здесь нужно подчеркнуть следующую закономерность: чем сильнее воздействие НА СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ, тем больший выход энергии получит бог. Скажем, молитве человек редко придает более серьезное значение, чем жертвоприношению (тем паче, ежели оно человеческое). Конечно, возможны и исключения: порой в молитву человек вкладывает нечто большее, чем просто исполнение обряда, а жертву приносит маньяк, которому человека убить - что плюнуть.

Обычные люди и маг. Часто бытует мнение, что маг относится к людям как к мухам или червякам, но эта точка зрения не совсем корректна. Честно говоря, по этому вопросу я не настолько хорошо просвящен, как по вопросам магии, а посему отсылаю любопытствующих к статье Makkawity "Магия в мире AD&Dшной фэнтези и ее влияние на общественность" (ищите ее на сайте РОЛЕМАНСЕР).

В заключение, как и было обещано - пара слов о зависимости магов от положения планет и.п.

Артефакты. Обычно артефакты используются либо как аналоги современной аппаратуры (пистолеты, радары, например), либо как пристройка к уже существующей системе-магу (например, увеличение конденсатора, или установка предохранителя). Также артефакты являются надежным инструментом мастера в проектировании сюжетов.

Место действия. Есть места богатые магической энергией. Называют их по разному: источники, места Силы, силовые линии, но смысл их в том, что оттуда можно черпать силу. Магу, однажды нашедшему такой источник очень трудно уйти из таких мест. Определенного места действия требуют, как правило, наиболее мощные заклятья и волшебник ищет такую землю только если у него самого не достает силы на реализацию заклятья или если определенный тип земли необходим заклинанию по определению. По аналогии, с местами богатыми энергией, существуют земли-вампиры.

Время действия и положение планет. Суть та же, что и в описании места действия. Разница лишь в том, что для реализации заклинания или, если говорить точнее, для достижения своей цели магу дается лишь какой-то краткий промежуток времени. Это пожалуй все, что я хотел сказать по данному вопросу. Искренне надеюсь, что мои изыскания Вам пригодятся.

ДедСтарЫй

25/09/2001
Аркон
Аркон


Мне кажеться что у бога безразмерного кондесатора нет, просто он очень быстро восполняет энергию за счет веры последователей. Следовательно чем меньше последователей тем больше бог похож на просто могущественного мага.
26/09/2001
Abash
Abash


Все, что последует далее есть личное мнение Abash`a. Если кого это мнение не интересует, то они могут не читать.

Мне статья не понравилась... И вот почему.

Сперва про определение магии: "Магия. Некая сила, которая может что-то изменить в реальном мире, не существуя при этом реально." Интуитивно понятно, что автор пытался сказать, но сразу контрпример: мыслителный процесс - это магия или нет? Существуют ли "реально" мысли, идеи, образы, с помощью которых мы определяем для себя состояние окружающего мира и пути влияния на него? Вне зависимости от ответов советую автору изучить труды идеалистов, начиная с Аристотеля.

"...либо материализация представления (т.е. изменяя свое представление о чем-то мы изменяем и это что-то: вспомните огненные шары магов. Огненный шар - олицетворение их могущества)." Снова примитивный идеализм. Читайте классиков. В общем вводная теория весьма слаба. Смотрим дальше...

"В-третьих, священник просто обязан верить в своего бога и периодически как-то доказывать это..." В ролевых играх понятие "вера в бога" отсутствует, как факт. Если бог вершит чудеса по моим просьбам, в тот момент, когда это мне нужно - то его существование несомненно, доказано и не требует веры. Особенно, если аватары постоянно шляются по планете. Сященник должен осуществлять акты поклонения богу - вот как следовало написать.

"Как правило у мага есть какой-то вполне конкретный запас сил (обычно это мана или что-то вроде нее), т.е. волшебник может накапливать энергию, подобно конденсатору." Вечный бич описателей "магии вообще" - абсолютная неконкретность. Снова контрпример: ВСЯ магическая система GURPS: Magic построена на обратном принципе. Там мана не в маге, а вокруг него. И накапливать он ничего не должен - он только тратит силы на преобразование "сырой" энергии в эффект. Надо было дописать - обычно в АДД мирах... и все предложение, которое идет дальше.

"Во-первых, маги жестко контролируют подачу энергии, т.е. существует своеобразный резистор." А почему не диод, или GK-триггер?

"Во-вторых, бога нельзя убить в материальном мире". Это вообще "фраза дня". Что значит нельзя? Автор вообще с мифологией знаком? У египтян Озириса убили, у греков убили почти всех хтонических богов, у норманнов убили Бальдра, у индусов (если не ошибаюсь) вообще все мироздание на убийствах держится, ну и, гхм, православие - Понтий Пилат со своим "плащом с кровавым подбоем" куда Иисуса из Назарета отправил?

"В-третьих богу очень и очень сложно воздействовать на мир напрямую". Ага. Значит создать мир ему легко, населить его тоже легко, а вот влиять - трудно...

"Значит, бог является как бы высшей стадией развития мага". Отменный пассаж. До этого автор распинается про то, что боги и в передвижении ограничены, и на мир влиять не могут, а маги, напротив, не ограничены ничем, кроме совести. И что это за развитие такое?

"Не для кого не секрет, что бог черпает свои силы от верующих, а потому иногда либо трясется над каждым из них, либо относится исключительно как к питательной среде." То-то они так потопы устраивать любят и людей целыми расами уничтожать. Трясуться как-же. А пока мир делали - откуда ж силы брали?

"Часто бытует мнение, что маг относится к людям как к мухам или червякам, но эта точка зрения не совсем корректна. Честно говоря, по этому вопросу я не настолько хорошо просвящен, как по вопросам магии, а посему отсылаю любопытствующих к статье Makkawity "Магия в мире AD&D;шной фэнтези и ее влияние на общественность" (ищите ее на сайте РОЛЕМАНСЕР)." Ясно, что автор не только "этому вопросу ... не настолько хорошо просвящен". Поэтому всех отсылаю на "Исторический Форум" - там эту статью Маккавити неплохо "раздраконили", а потом еще немало на тему магии в мире нафлудили.

Резюме: Совершенно стереотипное, неконкретное и бесполезное произведение. А описание столь сложной системы как магия с точки зрения физики постоянного тока - это примитивно.

Негатив кончился.
Теперь чуть-чуть позитива. Единственное, что порадовало - это "школьная" модель взаимодействия мага-бога-волшебника. Свежо.

26/09/2001
SilverNinja
SilverNinja


Хмм, неплохая статья, но всё же что такое магия и на чём она основана.
Моё мнение такое, основа магических явлений - определённой частоты электро - магнитные колебания. Вследствии оперирования ими можно создавать техно магию, но обычные маги и священники ползуются этими полями колебаний несознательно, поэтому более мощный маг может перекрыть энергию более слабому. В принципе же, если создать прибор, то он будет блокировать любую магию данного вида, т.к. каждый вид магии основан на определённых полях и колебаниях. Это наверняка возможно было бы осуществить практически, но даже в теории всё выглядит очень и очень реально. А паралель с резисторами и конденсаторами очень ничего, но именно это только потверждает всё сказанное мной.
27/09/2001
Kholtoff
Kholtoff


ИМХО в статье есть масса очевидных вещей, описанных, к примеру, в PH или интуитивно понятных. А сравнение магии с физическими явлениями или законами природы должно быть, опять же ИМХО, более фундаментальным, что ли... Хотя как чтиво для новичка годиться вполне. Я оценил на 4 из 10...
27/09/2001
Thrawn
Thrawn


Не удержусь от комментария.
"Магия в понятиях современной физики". Уф-ф-ф, современная физика, к счастью, ушла гораздо дальше "конденсатора" и "резистора". А фразы типа "маги жестко контролируют подачу энергии, т.е. существует своеобразный резистор", "система волшебника являет собой цепь из конденсатора, проводника и резистора" заставляют задуматься, действительно ли автор разбирается в вопросах физики настолько, чтобы давать статье столь громкое название.
Вообще, такой подход - перенесение аналогий из физики на такой предмет как магия, не может, по моему мнению, увенчаться успехом. Сразу же напрашиваются такие "эксперименты", типа "подключим бога напряжением 220V к цепи из двух параллельных священников на 25 Ом, последовательно с которыми включен маг емкостью 10мкФ". Физика - наука конкретная и экспериментальная. На мой взгляд, не стоит пытаться заменять "волшебность" магии приземленностью физики.
Гораздо интереснее было бы провести исследование типа "Магия в понятиях средневековой метафизики". Но это уже совсем другая история...
27/09/2001
WhiteGiant
WhiteGiant


Всё что я здесь напишу - это лично моё мнение (ну и может быть ещё пары тысяч человек).

Разберём всё по пунктам и по порядку:

1. Цитата "Читать этот текст лучше, имея при себе учебник физики" — два раза перечитал и не понял зачем мне этот учебник сдался, я что должен захотеть им по мозгам автору настрелять?

2. Цитата "Итак, Магия. Некая сила, которая может что-то изменить в реальном мире, не существуя при этом реально" — ну енто наверное новый физический постулат. Енто же Нобелевская премия в натуре — да за такую силу автора любое КГБ к себе на работу возьмёт.

3. В этом пункте посмотрим на описание священника — Автор в этом пункте рассмотрел только одну сторону медали, а именно: "Культурными богами" — т. е. богами организованные направленными усилиями (см. статья "Богостроительство" автор: Neff & Random). Эти боги на самом деле питаются силой верующих в них людей и поэтому очень рьяно должны относится к своим последователям. Но как же на счёт "хтонических богов" (см. статья "Богостроительство" автор: Neff & Random) - "Чаще всего они представлены как Темные, Старые или Забытые Боги. Их сила сосредоточена в них самих и в процессах тварного мира, которые в нем происходят. Чаще всего это боги Смерти, цикла Жизнь – Смерть – Возрождение, Плодородия и тому подобное. Обладающие огромной внутренней силой, они не нуждаются в последователях, а от служителей требуют не церемоний и обетов, а конкретных действий, связанных с исполнением возложенной миссии." Неужели автор скажет что богу Cмерти не всё равко когда к нему ктото попадёт? Ведь всё конечно в этом мире, и все мы всеволишь стоим на дороге ведушей к смерти. Так от куда же священник бога смерти берёт силы, если его богу ничего от него не нужно и следовательно он и не должен ничего давать священнику. А если предположить , что священник черпает силы не из божества, а из веры (своей и тех людей которые молятся его богам). Тогда можно сказать, что лишённый сил священник - тот который перестал верить, и не потому что бог его послал куда подальше, а потому что сам он не верит и следовательно не может. Ну это мы рассмотрели самы низший класс божеств, а что на счёт демиургов: ""Вот они создали свой мир, напустили туда богов, смертных и прочих, и теперь следят, как это все вертится, наслаждаясь собой, и еще хрен знает чем. Иногда они, с какими то непонятными целями спускаются сами в эту вселенную, и там делают что хотят. У них есть полная власть, над миром, но они не калечат свой мир и не убивают все направо и налево, хотя, безусловно, могут. Они могут уничтожить все зло или все добро в своем мире, но не делают этого. Т.о. все мотивации такой сущности заранее необъяснимы, и это как раз играет роль Истины Вселенной. Особенно хорошо если таких богов несколько, потому как что-то одно и при этом абсолютное сильно дезориентирует стандартное мышление о равновесии, а небольшая группа допустим 2 или, чтобы не впадать в противостояние, 3 вполне хорошо смотрится. Увидеть настоящего демиурга в игре это что-то из ряда вон выходящее, только за взгляд можно отвешивать по 100 000 ХРы". У демиургов практически нет последователей и почти нет служителей, кроме одного – двух тайных обществ на весь сеттинг. Дети Гончара или Верные Ткачи – что-то в этом роде."(см. статья "Богостроительство" автор: Neff & Random) - они же здесь не в какие рамки не лезут...

4. Маги - ну здесь вааще смех сквозь слёзы -первое что делает автор - это рассказывает, что у мага есть запас сил, в отличаи от священника, то бишь этот гадкий клир может сутки напролёт кастить, а маги у нас ограниченны. Тогда я не понимаю смысла фразы "У волшебника гораздо больше возможностей оперировать с магическими энергиями, чем у священника..." В опшем если подумать над написанным, то волшебник енто такая штуковина, которая "имеет проводник" - куда и зачем она его имеет автор не упомянул.

5. О богах я уже говорил в пункте 3. И если кому-то хочется действительно хорошей статьи по богам, то лучше прочтите "статья "Богостроительство" автор: Neff & Random"

6. Ну а дальше читайте сами и сами всё поймете...

P.S. В общем КОЛ!!!

30/09/2001
Ephemeron
Ephemeron


По этому поводу вспомнилась фраза из описания магической системы одного Tolkien-based сеттинга:
"Весь мир создан песней Айнуров. Каждое существо или событие есть также часть этой песни, и, следовательно, характеризуется амплитудой и частотной характеристикой. Именно их и изменяет магия."
05/10/2001
Madd
Madd


Изложенные в статье принципы функционирования магии и клерикалки на 80% повторяют аналогичную систему мира Elder Scrolls, описанную в одной из частей "Короля Эдварда". Для интересующихся первоисточником -полный перевод всех 12-ти частей давно лежит у Мошкова.
22/07/2002
kuzia2
kuzia2


Sorry ессли что не так
В статье рассморена только ИМХО энергетическая магия, т.е магия взаимодействия энергий и, как следствие абсолютно не учитывается "разумность" окружающего пространства (демоны, всяческие духи предков, елементали и пр.).

re Thrawn
>"подключим бога напряжением 220V к цепи из двух параллельных >священников на 25 Ом, последовательно с которыми включен маг >емкостью 10мкФ".

В данном сучае описанна так называемая "ритуальная магия" и во многих магических мирах именно так более менее серьезные закл.-ы и происходят.

Восстановлено по Way Back Machine: [1].
© 2018–2020