Сердце Тьмы. Войны Заира и Демократической Республики Конго. Часть I.
Россия и Африка находятся далеко друг от друга. Так далеко, что брутальные конфликты Черного континента народный разум не трогают. Ну дерутся эти папуасы где-то на периферии Вселенной, и фиг с ними. В действительности Aфриканские войны влияют на баланс сил не только в Регионе, но и на планетарном уровне, поскольку в Африке сходятся интересы США, Европы и набирающего силу Китая. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Демократической республике Конго, на территории которой были найдены стратегические запасы кобальта, колтана и урана.
Мбога Мапуту, автор статьи «Апокалипсис сегодня: Центральная Африка – Конго» охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в регионе следующим образом:
В этой стране уже много десятилетий жители не знают что такое мир. Здесь можно лишиться жизни за пригоршню патронов, канистру питьевой воды, кусок мяса (зачастую, твоего собственного!). Просто за то, что у тебя есть вещь, приглянувшаяся человеку, который имеет оружие. Или за то, что твой цвет кожи чуть темнее или говоришь ты на немного другом языке...Тут, в девственных джунглях и на просторах саванн, мародерство, грабеж и убийство - образ жизни! Страна, в которой первой (а часто и последней!) игрушкой ребенка становятся патроны и автомат Калашникова! Страна, в которой изнасилованная женщина радуется, что осталась жива... Страна контрастов, где богатейшие дворцы столицы соседствуют с палатками беженцев, уходящих от боевых действий. Где горнодобывающие компании Запада, зарабатывают миллиарды, а местное население умирает с голода...
В данной статье, я решил пролить немного света на Африканское сердце тьмы, а поможет мне в этом начинании новейшая книга Osprey Publishing, посвященная войнам Демократической республики Конго.
Итак, мы начинаем путешествие в Сердце Тьмы….
В начале XX века, Конго было бельгийской колонией. При этом земляки Эркулю Пуаро негров убивали миллионами. То есть, по сути, устроили им самый настоящий геноцид. До 1908 года страна была в личной собственности бельгийского короля Максимилиана II, после чего была преобразована в классическую Европейскую колонию.
Чтобы держать многомиллионное население Конго под контролем, колонизаторы использовали, так называемые «Общественные силы»— частную армия, сформированную из ряда местных воинственных племён, и находящуюся под командованием европейских офицеров. Результаты своей полевой деятельности, «армейцы» доказывали, принося руки убитых врагов. За 30 лет жесточайшей эксплуатации в стране погибло не менее 30 млн. человек. Масштаб катастрофы достиг таких величин, что о Конго заговорил в Европе. Базируясь на собранном материале, британско-польско-украинско-русский писатель Джозеф Конрад создал свой эпический шедевр «Сердце тьмы» (текст данной книги стал базисом для таких разноплановых творений, как Apocalyps Now! и Spec Ops: The Line).
В 1914 году Конго было разделено на 4 вице-губернаторства, при этом основная добыча полезных ископаемых происходила в провинции Катанга. Именно здесь был добыт первый уран для американских атомных бомб.
После Второй мировой войны в Конго появились профсоюзы, политические партии и культурно-просветительские общества, провозгласившие курс на независимость страны.
Патрис Лумумба возглавил Партию Национальное движение Конго и, в целом, привел территорию к обретению независимости.
Национальный герой Конго - Патрис Лумумба.
Ниже представлены солдаты свободного Конго (60-ые годы). На рисунке видно, что бойцы Кого пытаются подражать белым товарищам. Бельгийцы, как всегда, подражают англичанам и французам.
Рисунок 1. Солдат Конголезской армии.
Боец одет в униформу M1955 и типовые армейские штаны с большими карманами. На голове у солдата мог быть пластиковый вариант американского шлема M1 или берет. Боец несет походные сумки британского образца, которые изначально находились на вооружении бельгийской армии и FN FAL. Данная разновидность штурмовой винтовки начала поступать на вооружение бельгийской армии в 1952 году.
Рисунок 2. Жандарм из «Гвардии чести».
В новых государствах частенько создают роскошную гвардейскую форму. Конго не было исключением из данного правила. Данный вид униформы появился в 1960 году. Цвет униформы соответствует цветам национального флага ДРК. Оригинальный головной убор вскоре был заменен на кепи с бардовым пером на левой стороне головы. Золотистые погоны и шевроны были отличительными знаками гвардейских жандармов. Данный боец вооружен бельгийской полуавтоматической винтовкой SAFN.
Рисунок 3. Бельгийский интервент из 1er Regiment de Grenadiers.
Одет в тропическую бельгийскую униформу цвета Хаки. Род войск бойца можно определить по цвету его берета: хаки-коричневый – пехота, темно-зеленый – батальон арденских охотников и темно-синий для артиллерии. Боец вооружен FN FAL и имеет минимальный комплект боеприпасов, вследствие того, что операция, в которой он участвует, проходит рядом с базой.
Спустя несколько дней после декларации независимости от страны попытался отделиться регион Катанга во главе с Чомбе. Примеру Катанги последовало Касаи во главе с Альбером Калонджи. Премьер Лумумба пытался жестко бороться с сепаратистами и даже обратился за помощью к СССР. После обострения конфликта с президентом, на сторону которого неожиданно встал министр обороны Мобуту, Лумумба попытался создать альтернативное правительство в Стэнливиле. Однако идея завершилась провалом. Лумубма был пойман конголезскими солдатами и убит 17 января 1961. Новым главой страны стал «левый» Антуан Гизенга, которого вскоре сменил Сирил Адула, а затем в июле 1964 этот пост был предложен лидеру сепаратистов Чомбе, который использовал наемников из Бельгии.
Помимо европейских наемников в стране действовали силы ООН, которые, худо-бедно пытались собрать гобелен диких провинций в единую страну и участвовали в войне против Катанги (которой управлял Мои Тшомбе). В 1964 году ООН-овцы ушли из страны, предоставив возможность центральной власти мочить повстанцев всех сортов и размеров хоть до Второго пришествия. Дольше всех из ООН-овцев продержались Эфиопы и Индусы. Стоит отметить, что миссия ООН в Конго была свернута по причинам финансового характера.
Ниже представлены бойцы из интернационального контингента ООН (миссия ONUC), расквартированного в Конго в 1960-1964 году.
Рисунок 1. Индонезийский десантник. 330 Парашютный батальон
Участники миссии ООН прибывали в Конго в униформе своей страны, после чего освобождались от прежней униформы и надевали униформу войск ООН: голубые каски американского образца и голубые береты с символикой UN. Кроме того, они получали три комплекта зеленых японских хлопковых рубашек и такого же цвета штаны. На правом плече всех бойцов ООН был прикреплен круглый символ организации.
Представленный на изображении Индонезиец служит в элитном батальоне и одет в униформу, которую ранее носили голландские войска специального назначения. Среди бойцов встречались версии, как единого комплекта униформы, так и раздельного, состоящего из двух вещей. На изображении B1a можно увидеть национальную эмблему батальона, которая позже была заменена на изображение божественной «Птицы Гаруды» (желтая на зеленом). Индонезийский десантник вооружен Beretta M1938/49 и Парабеллумом.
Рисунок 2. Сержант-майор. 5-тый батальон Королевских нигерийских стрелков.
Нигерийцы прибыли в Конго в своих собственных фланелевых рубашках цвета хаки и такого же цвета штанах, но быстро подогнали свое монохромное воинство под стандарты UN. Изначально, нигерийских бойцов можно было идентифицировать по нашивке «Nigeria» и нашивке «QONR», расположенной в верхней части плеча. Однако позже данные элементы были заменены национальной зелено-бело-зеленой нашивкой (рис. B2a). Перья на берете, как правило, были голубыми, но некоторые подразделения носили черно-зеленые перья.
Представленный на изображении сержант, может быть идентифицирован по узким погонам и красной перевязи, которая связана с его рангом. Боец вооружен британским карабином L1A1, со штыком, закрепленным на время проведения парада в Элизабетвилле в 1962 году. На груди сержанта медаль «За храбрость».
Рисунок 3. Шведский пехотинец. Вне службы.
Шведы, служившие в Конго, были одеты в собственную униформу Tropikuniform m/61. На левом верхнем плече шведских бойцов была закреплена национальная нашивка (рис.B3a).
Че спасает конголезцев от ужасов мирового капитализма.
Бельгия активно вмешивалась в гражданскую войну на территории Конго во время правления Чомбе. Американцы снабжали бельгийцев разведывательными данными и, в добавок к этому, пригнали в страну наемников кубинцев, сражавшихся в свое время против Кастро. Американские кубинцы использовали для подавления анти-правительственных повстанцев тяжелые штурмовики А-26.
В 1965 году в Конго появились кубинцы-коммунисты во главе с Че Геварой, которые начали тренировать повстанцев (восставших против центра) и снабжать их китайским оружием. Ситуация усложнилась после того, как СССР поругался с Китаем. С этого момента повстанцы стали маоистами, тогда как кубинцы-ленинцы остались верны своим принципам и на долгие годы покинули истекающую кровью страну.
Что касается повстанцев, проигравших в ходе Конголезского кризиса, то многие сепаратисты бежали в Анголу, чем создали головную боль для следующего правителя Конго - генерала Мобуту.
На нижеследующем изображении нарисованы повстанцы и наемники, пытавшиеся сформировать в Конго режим, альтернативный режиму Лумубмы.
Рисунок 1. Катангский младший лейтенант, 1961
Подразделения, сражающиеся за свободу Катанги, поначалу формировались из служащих военной полиции. Бойцы находились под управлением опытных Бельгийских офицеров. Первые подразделения повстанцев начали прочесывать дороги в октябре 1960 года. В январе 1961-го повстанцы провели успешную операцию Banquise из Либуди в Букаму в составе мобильных групп C и D.
Идентифицировать повстанцев можно было по черному шарфу, на поверхности которого можно было увидеть символ лиловой руки, по лиловым погонам и шляпе ANZAC с заломленными полями. На плече бойцов располагался шеврон с надписью «Катанга». Башмаки и штаны были выполнены по британскому образцу. На свои каски повстанцы наносили широкие лиловые полосы. Кобура при этом оставалась бельгийской. На рисунке C1b можно увидеть нарукавную нашивку повстанцев Gendarmerie Katangaise.
Рисунок 2. Капитан-коммандант Боб Денард. 1-ое подразделение Коммандос, 1962
Боб Денард (или, точнее, Gilbert Bourgeaud) (1929-2007) был офицером Французских ВМФ. С 1948-50 год служил в Индокитае, в 1953-56 был офицером в составе французской колониальной полиции в Морокко и в Алжире (1956-58). Прибыл в Катангу в декабре 1961, командовал минометным взводом, был повышен до капитана. В 1962 командовал смешанным подразделением, состоящим из Катангских повстанцев и наемников (подразделение базировалось в Кабондо-Дианда). В Январе 1963 Денард, вместе с подчиненными, покинул территорию Конго и отступил в Анголу, спасаясь от ударов правительственных войск.
Денард нарисован в той униформе, в которой он был на территории тренировочного лагеря Кипуси. Он одет во французскую одежду, кепи и камуфлированные десантные штаны. Значок бельгийского корпуса жандармов приколот на его кобуру. Ремень выполнен в английском стиле. На плече у Денарда находятся бельгийские знаки различия «первого капитана» (три золоченые звездочки). Рядом расположена отделанная красным нашивка «1 Commando» и номер боевого подразделения (ромбическая нашивка с арабскими цифрами внутри).
Рисунок 3. Касайский повстанец, 1960
Об униформе повстанцев известно немного. Как правило, они носили униформу цвета хаки и зеленые береты. Некоторые были экипированы британскими стальными шлемами M1915, приобретенными у Force Publique во время Второй мировой войны. Для точной идентификации бойцов повстанцы применяли изображение в виде большой желтой буквы V, которая была выведена на их шлемах и головных уборах. В своих руках повстанец держит бельгийский карабин Маузер M1924/30.
В 1963 году повстанцы из провинции Квилу сформировали собственные войска на базе политической полиции. Вскоре, руководители повстанцев Пьер Мулель и Николас Оленга объявили о формировании APL - Armee Populaire de Liberation, которая активно поддерживалась Китаем. Уровень дисциплины в рядах APL был предельно низким. Цепочка командования, как таковая, отсутствовала. Помимо регулярных подразделений, в рядах APL были отряды добровольцев, сражавшиеся луками, мачете, самодельным огнестрельным оружием и коктейлями молотова.
Ясно-понятно, что подобное воинство не только убивало, но и, в прямом смысле слова, пожирало своих противников.
Маршал Заира Мобуту Сесе Секо. Отличился тем, что регулярно арендовал "Конкорд" для шопинг-тура по Парижу.
29 октября 1965 года президент ДРК (Демократической Республики Конго) Жозеф Касавубу объявил о смещении Моиза Чомбе с поста премьер-министра, но его попытка создать свое правительство была сорвана парламентом. В сложившихся условиях ни Касавубу, ни Чомбе уже не обладали полнотой власти. Парламент, потерявший самостоятельность, объявил об отстранении от власти президента Касавубу и передал всю полноту власти главнокомандующему вооружёнными силами генералу Мобуту, назначив его президентом страны.
24 ноября 1965 года генерал-лейтенант (впоследствии маршал, спасибо, что не генералиссимус) Мобуту осуществил военный переворот и установил в Конго единоличную диктатуру. В стране (которая была переименована в Заир) была создана единственная партия – НДР. Патрис Лумумба – первый президент страны – был объявлен национальным героем.
На изображении представлены руководители и бойцы повстанческих групп, которые сражались на территории Конго в 1954-1965 году.
Рисунок 1. Командир взвода. 1-ый бельгийский воздушно-десантный батальон, Стэнливилль.
На всем протяжении конфликта Бельгийские коммандос продолжали носить тропическую армейскую униформу, выполненную в нескольких цветовых схемах. Помимо типовой схемы, показанной на рисунке, использовалась схема «мозайка», образца 1968, элементы которой были разделены яркими белыми линиями (см. F1). Десантники носили малиновые береты и значки в стиле SAS. Ремни для переноски оружия и боеприпасов представляли собой модифицированную версию комплекта British 37, к которой были добавлены кармашки для дополнительных магазинов. В своих руках десантник держит пистолет-пулемет M2.
Рисунок 2. Адъютант. 5-ое подразделение коммандос.
Наемники, как правило, носили стандартную (правительственную) униформу ANC с зелеными беретами. Командир 5-го подразделения коммандос Майк Хоэро настаивал на унификации формы, но большая часть подразделений соблюдала подобные условности весьма относительно. Многие наемники носили французскую униформу «ящерица», кепи, военные штаны темно-зеленого цвета, британские пояса и стальные шлемы M1.
В 5-ом подразделении коммандос, цвет шарфа определял звание бойца. Рядовые наемники носили желтые или красные шарфы, тогда как офицер – черные. Золотые звезды на погонах принадлежали старшим офицерам, серебряные – уоррэнт-офицерам. На берете крепился значок ANC.
Адьютанский черный шнурок спускается с левого плеча бойца. Нашивка коммандос (D2a), как правило крепилась в верхней части левого плеча. По большей части, наемники были вооружены бельгийских оружием. Однако, некоторым везунчикам могли достаться новейшие пистолеты-пулеметы Вальтер MP-L. Парню на изображении явно повезло!
Рисунок 3. Офицер Armee Populaire de Liberation, восточные провинции.
Бойцы APL носили униформу, которую сумели присвоить на локальных складах одежды. Их командир Ген Оленга сохранил свою эмблему ANC, несмотря на то, что официальной эмблемой APL была стрела, перекрещенная с мачете. Многие офицеры добавляли на свои головные уборы меховую отделку или значок в виде красной звезды. У многих подразделений APL вообще не было никаких знаков различия, поскольку их деятельность спонсировал Китай, внутри которого (в то время) проводилась активная анти-офицерская кампания.
Офицер на изображении отдает командирам официальное приветствие боевой организации APL.
Продолжение следует...