Среди ролевиков мало что вызывает такое презрение, как выполнение обязанностей Ведущего (Гейммастера) за деньги. Платная игра представляется чем-то вроде словесной проституции, и Ведущий, посмевший брать (или хотя бы требовать) со своих игроков оплату своих услуг вызывает в лучшем случае непонимание, а в худшем — презрение. Однако эти выводы чаще всего основаны исключительно на эмоциональной составляющей, и мало кто способен ответить на вопрос, почему же проведение игры за деньги — это плохо. Сегодня я попробую разобраться в этом.
Существует два вида игры — игра как хобби и игра как услуга. В первом случае Ведущий является равноправным участником процесса. Вместе с игроками он проводит время, предаваясь веселью. Конечно, будучи Ведущим, его мнение за столом имеет больший вес, чем мнение игроков (см. Мастер всегда прав), однако, и Ведущий, и игроки собрались для того, чтобы весело провести время, сыграв партию в интересную игру. Не будем здесь учитывать такие отклонения (в хорошем смысле этого слова), как образовательные игры и игры, направленные на замещение или компенсацию.
В таком случае Ведущий вправе потребовать с игроков деньги не более, чем в праве предложить «скинуться» на покупку новых книг правил, миниатюр, карт или другого ролевого инвентаря. И хотя в реальности я довольно редко встречал такое, распространена такая негласная договоренность: Ведущий не платит за еду (игроки приносят/заказывают еду на Ведущего в складчину). Иногда эта договоренность модифицируется в «хозяин не платит за еду», то есть тот, кто сегодня принимает гостей у себя дома, не озадачивается покупкой воды и закусок на всю игровую группу.
В принципе, это уже зачатки оплаты услуг Ведущего, пусть и не в полном объеме (что невозможно) и в неденежном эквиваленте. Однако группа, практикующая такое, уже понимает, что затраты (материальные и нематериальные), возложенные на разных участников игры, отличаются друг от друга и порой требуют компенсации. Действительно, пусть лучше Ведущий проведет два часа перед игрой в размышлениях и подготовке к игре, чем будет бегать по магазинам. Аналогично, хозяин это время может провести в подготовке своего пристанища к приему гостей, чтобы играть было комфортно и удобно.
Но в любом случае, описанный выше вариант предполагает, что и Ведущий, и игроки имеют абсолютно равные права на получение удовольствия во время игры. Если Ведущий остался недоволен, это полностью вина игроков, и наоборот. Извращения уровня «сделай нам красиво» встречаются довольно редко (в основном среди начинающих игроков, не понимающих структуры внеигровых отношений — тут желательно объяснить такому игроку, где именно он не прав). Этот вывод подводит нас ко второй части статьи, которая постарается раскрыть тему денег.
Для этого нам необходимо начать с того, что иногда Ведущий находится в иных условиях. Существует понятие игры как услуги, когда единственная задача Ведущего за столом — обеспечить интересную игру игрокам. Что в итоге получает Ведущий — не имеет значения. Если Ведущему игра понравилась — прекрасно, но если нет — собрался с силами и продолжай. Игра как услуга предполагает иную версию договора — игроки определяют, во что они будут играть, как они будут играть, когда и в каком составе. Нет, я не говорю о том, что в таком ключе игроки могут менять мир игры прямо по ходу повествования, однако они имеют право выбрать жанр и общую стезю сюжета.
«Мы хотим играть в Warhammer RPG лесными эльфами, а история должна быть о противостоянии племени и марадеров Хаоса.»
«Мы хотим играть в Звездные Войны отрядом штурмовиков, перенесенных во времена старой республики при помощи секретного эксперимента императора Палпатина.»
«Мы хотим играть в вампиров, переживших Конец Света и с помощью прирученных оборотней охотящихся за последними из Фей.»
Игра как услуга предполагает, что желание ирока (клиента) — закон. Ведущий вправе отказаться также, как ресторан вправе отказать в обслуживании клиенту, пришедшему в грязной пачкающей одежде и приведшего в ресторан собственного сенбернара. Но если Ведущий согласился, придется отдуваться по полной. Нравится или нет, но приняв условия, Ведущий обязуется сделать так, чтобы игра получилась интересной и запоминающейся.
Второе условие — Ведущий ограничен в праве выбора игроков. Игра как услуга предполагает, что игроки за столом собираются в том составе, в каком решили, и не имеет значения, как Ведущий относится к этим людям. Точно так же, как официант не выбирает, какой столик обслуживать.
Третье условие (о котором я уже вскользь упоминал выше) — удовольствие игроков более значимо, чем удовольствие Ведущего. Конечно, можно возразить, что так всегда и бывает даже при обычно игре, но давайте не будем лицемерить: наш альтруизм — это тоже некая форма нашего личного удовлетворения. Нам, Ведущим, нравится, когда игра нравится нашим игрокам, но здесь я говорю о другом: даже если вам игра не понравилась, она должна понравиться игрокам. А Ведущий будет терпеть, если это вызывает неудобство.
Наконец, последнее. Когда игра — это услуга, Ведущий не имеет «второго шанса». Нельзя после игры сказать «извините, сегодня игра как-то не пошла, в следующий раз будет лучше». Это условие накладывает гораздо больший уровень ответственности на подготовку к игре. Пятнадцать минут накануне — это не правильно. Карты и раздаточные материалы, листы персонажей, списки и базы данных, иллюстрации — все это должно быть готово и максимально интегрировано в игру. Если игра предполагает использование тактической карты, то придется озаботиться подборкой и распечаткой подходящей карты в цвете, а также решением вопроса наличия жетонов или миниатюр. Рисовать карту на ходу на листе бумаги в клетку не получится.
«Ну и что?» Такой вопрос ты вполне можешь задать, прочитав весь предыдущий текст. «Я так к каждой игре отношусь.» Прекрасно, это заслуживает всяческих похвал. Но я позволю себе обратить внимание на то, что я не зря сравниваю Ведущего с рестораном. «Ведущий должен, Ведущий обязан, Ведущий не может» — главная мысль этой статьи. В тот момент, когда один из участников игры получает поражение в правах, это требует компенсации. И в ряде случаев такой компенсацией могут стать деньги.
Отдельный случай — обучение игре. На западе — довольно распространенная услуга, однако у нас не то что бы сильно прижившаяся. Тем не менее обучение игре всегда несет выгоду для Ведущего. Кто-то получает новичков в свою игровую кампанию (profit), кто-то — рекламирует любимую игру или даже собственную разработку (2x profit), а кто-то просто хочет помочь нашему хобби получить приток свежей крови (profit? вполне возможно).
Если же ничего из вышеперечисленного не имеет значения, услуга по обучению игроков может вполне стоить денег, хотя бы потому, что для Ведущего это не игра. Это процесс объяснения и разъяснения, обучение правилам и логике игры, ознакомления с миром игры и альтернативами — по сути, вполне себе четырехчасовой тренинг. Не игра, а тренинг, а потому не стоит удивляться, когда за это просят компенсацию. Услуги, как и товары, должны оплачиваться.
В заключение я хотел бы сказать вот что. Не стоит пугаться, натыкаясь на предложение поводить за деньги. Для Ведущего это может стать полезным опытом, заставив его более тщательно относиться к подготовке к игре и «прокачать» навык мастерения. В отдельных случаях это может помочь в управлении временем: оплативший абонемент на 4 игры игрок уже не сможет так легко соскочить и пропустить игру. Для этого у него должна появится серьезная причина. Для Ведущего «игра как услуга» может оказаться полезной еще и в том ключе, что поможет выйти за пределы устоявшейся игровой группы и научиться «работать» с любым игроком. Ну и, наконец, некоторым новичкам это действительно нужно, так как даже в крупных городах не у всех есть знакомые игроки и Ведущие, а пытаться найти игровую группу в онлайне может не каждый.
Мораль
Брать деньги с игроков, с которыми ты играешь ради удовольствия — моветон. Брать деньги с тех, кому ты оказываешь услугу — приемлемо. Но, оказывая услугу, ты обязуешься сделать так, чтобы игрок получил удовольствие от игры вне зависимости от того, насколько игра понравилась лично тебе. Взяв деньги, ты начинаешь делать работу. В цивилизованном обществе качественно сделанная работа оплачивается.
P.S. Автор водит за деньги в клубе Тридевятое и приглашает Ведущих не стеснятся делать так же. Игроки есть, игроки готовы оплачивать услуги мастера, а потому спрос вполне оправдан.
P.S.S. Особенно есть спрос на экзотику. Ведущих, играющих по ДнД — пруд пруди, а вот тех, кто готов погонять народ по Shadowrun, Earthdawn, 7th Sea, Fading Suns, SLA и прочим радостям — днем с огнем не отыщешь.
В результате опроса, проведенного среди потенциальных ведущих в Контакте и на Ролемансере выяснилось несколько интересных деталей, которыми я хотел бы поделиться. Всего опрос прошел 71 человек, и этого количества достаточно для того, чтобы сделать выводы. В опросе было 5 вопросов, и каждый участник мог выбрать любое количество ответов. Вот что получилось.
Большинство Ведущих готово водить как услугу даже свои любимые игры. Я такой позиции не разделяю, но показатель все равно интересный. Не готовых водить ничего из вышеперечисленного всего 10% ответивших.
Естественно, большинство Ведущих готовы водить как услугу только те игры, которые они более менее знают. Это связано, как мне кажется, с тем, что Ведущий, принимая компенсацию, хочет предоставить как можно более качественную услугу. Однако есть и те, кто готов рисковать.
Когда дело доходит до игроков, Ведущим чаще всего не важно, знакомы ли им игроки или они видят их в первый раз. Примечательно, что 30% Ведущих готовы водить за деньги свою устоявшуюся партию. Смею предположить, это в тех случаях, когда запросы партии становятся довольно экстравагантными и лежат в плоскости, далекой от интересов Ведущего.
Большинство Ведущих готово предоставить выбор игроков организатору игры (например, если игра идет на конвенте или в клубе), но выбирать из «пула» тоже хочет больше половины опрошенных. В целом видится, что если Ведущий решился на игру за деньги, ему уже не очень важно, откуда пришли игроки. Это довольно логично.
Наконец, слайд о том, что Ведущие охотно готовы водить по заказу клуба или магазина, не прочь провести игру для кого-то из знакомых «под ключ», ну а про желание водить на игротеках и конвентах мы и так знаем. На Ролеконе Ведущих хватает.
От всего сердца благодарю всех тех, кто помог получить эти данные. Мне кажется, на этом тема исчерпана, а результаты весьма показательны. Возможно, кому-то пригодятся эти данные, возможно даже в составе бизнес-модели. А мы с удовольствием послушаем, если вам есть что сказать по поводу игр как услуг.