Пребывая на исторической родине, я решил, что мне не дают спать лавры Абашкина настало время моей группе приобщиться к прекрасному: первой части Трансильванских хроник. Для тех, кто не так хорошо знаком с творчеством White Wolf Publishing: Трансильванские хроники - эпичная история aka официальный модуль в двенадцати частях (и четырех книгах) для линейки Vampire: The Masquerade, действие которого разворачивается между 1198 и 1999 годами в различных уголках Восточной Европы. Собственно, за прошедший месяц мы благополучно отыграли две части из двенадцати, а я не менее благополучно прочитал следующие четыре. Сыгранное и прочитанное оставило настолько сильный след в моей душе - увиденного, как говорится, не развидеть - что я решил поделиться с общественностью впечатлениями, желая разделить эту нелегкую ношу с другими искателями запретного знания беспощадного трэшака.
Начнем с хорошего:
=хроника длиной в 800 лет. Отличная возможность провести игроков от неонатов до элдеров, параллельно демонстрируя смену исторических эпох, достижения научно-технического прогресса и эволюцию социально-экономического строя. Масса возможностей для того, чтобы продемонстрировать авторское видение истории человечества за последние несколько столетий, столкнуть игроков со знаковыми историческими личностями и вообще ударными темпами развить у партии СПГС. Главное, не забывать в нужный момент закатывать глаза и с подвыванием произносить какую-то пафосную фразу формата "Война...Война никогда не меняется..." устами нищего/сельского дурачка/священника/известного политика/антагониста в момент убийства оного. Восхищение и натужные размышления игроков над тем, что же эта туфта значила, гарантированы.
=эпичный масштаб. Игрокам предстоит встретиться с несколькими Патриархами (и выпилить двух из них), принять участие в знаковых событиях таймлайна Vampire: The Masquerade, укроссовериться до потери пульса, начитаться Книги Нод, пообщаться с половиной шоблы из официального худлита и стать элдерами. Параллельно игроки обзаводятся крупными земельными владениями, распродают национальное достояние, глумятся над слугами и лакеями, возводят замки, разрушают замки и проводят оккультные ритуалы на международном уровне.
=подробные рекомендации, предоставленные в книгах. Каждая из двенадцати глав расписана по сценам, составленным по типичному DnD'шном шаблону: т.е. описывается локация, на которую персонажи въезжают на конях, и что говорят ключевые NPC. Как результат, электронную версию книги можно скинуть на читалку и зачитывать целые куски, что я и делал, крутясь одновременно с этим в кресле. В целом, уровень проработки очень высокий, что позволяет сэкономить массу сил и энергии: при этом, ничто не мешает расширять существующий сюжет, добавлять новые ветки и т.д.
=возможность поиграть экономическую стратегию. Трансильванские хроники представляют собой уникальную возможность наконец-то использовать правила из Right of Princes для игры крупными феодалами, вследствие чего у Мастера есть уникальная возможность полюбоваться тем, как игроки с несвойственной играм по WoD солидностью обсуждают, где бы заложить новую шахту, какой высоты должны быть городские стены, куда выселять цыган и прокаженных, и как увеличить приплод у свиней. Все это открывает массу возможностей для побочных квестов, а также безмерно радует сердце игрока, привыкшее к постыдной жизни неоната, добывающего деньги воровством и гопстопом. Вдобавок ко всему, игроки за считанные сессии обзаводятся багажом в виде заботливо отстроенных замков, сел, мостов, каналов и башен, проведенных торговых путей и откормленных крестьян, гулей и свиноматок, которым безмерно гордятся и несутся защищать при малейшей попытке покуситься на нажитое непосильным трудом. Учитывая то, что по сюжету покушаться будут, и часто, искомый багаж заметно облегчает задачу Мастера, всячески способствуя эмоциональной вовлеченности в происходящее. Нашей группе это так понравилось, что я даже составил специальные таблички, призванные внести элемент случайности в процесс развития сельского хозяйства вампирской элитой; искомые таблички выложу следующим постом.
Теперь о плохом обо всем остальном:
=авторские рекомендации. Время от времени в книгах встречаются врезки с рекомендациями авторов и впечатлениями искомых авторов от плейтестов, во время которых они тестили эту самую хронику. Человеку неподготовленному - да и вообще, людям со слабой психикой - эти рекомендации читать противопоказано. В основном все они сводятся к тому, как Мастеру лучше поглумиться над игроками, причем способы глумежа по своей тонкости сравнимы с уровнем школьного хулигана. Авторы - ролевики с многолетним стажем - предлагают Мастеру рвать чарлисты, орать на игроков, если те не хотят брать квесты и вообще пытаются вырваться из прокрустова ложа сюжета, а самых непослушных выгонять с игры ссаными тряпками и не пускать обратно, пока те как следует не подумают над своим поведением. Тексты книг изобилуют ремарками формата "Это отличное место, чтобы убить кого-то из персонажей", "Если вас раздражает кто-то из игроков, убейте его персонажа в этом эпизоде", "В следующей сцене все персонажи легко могут погибнуть, но вас не должно это смущать", "Если вы захотите, то в этом месте все персонажи просто могут умереть, хотя есть большая вероятность того, что кому-то из игроков это не понравится". Отдельного внимания заслуживают пассажи о том, что если игроки не хотят брать квест, то Мастеру сначала полагается наорать на них Сирами, после этого - прислать Ассамитов, а если и Ассамиты не помогут, то закончить игру и приказать игрокам создать новых персонажей.
=официальные персонажи. В лучших традициях White Wolf Publishing NPC поголовно ведут себя как клинические дебилы, однако, в случае с Трансильванскими хрониками ситуация усугубляется эпичностью хроники вкупе с восточноевропейским колоритом. В силу этого, читателя ожидают персонажи, которые будто бы сошли со страниц Двача: во всяком случае, именно такую реакцию вызывают люди и уроды с именами Говнар, Винтила Басараб, Ширазина и Дебилетта Черный Глаз. Именами, впрочем, все отнюдь не ограничивается: согласно велениям сюжета все эти чудесные персонажи поступают так, чтобы полностью соответствовать искомым именам, после чего Мастеру приходится долго объяснять игрокам, что это не он идиот, а в книге так написано. Отдельные сцены, вроде Тзимицу, анально эротично пожирающего гуля на столе под звуки падающей у персонажей Хуманки, Люситы и Анатоля, занимающегося археологией в румынских ебенях, и четырехрукого Тремере (если кто не понял - того САМОГО Тремере), лунолико парящего в небесах и убивающего партию силой мысли, полностью гробят веру в человечество. Не меньшее восхищение вызывают заботливо выписанные авторами монологи, призванные вызывать у игроков приступы personal horror: в лучшем случае, искомые монологи напоминают Монти Пайтон, в худшем - речь умственно неполноценного подростка. Особого внимания авторов удостоился Анатоль, которого даже отыгрывать как-то стыдно: в соответствии с авторским замыслом, Мастеру предполагается в ходе отыгрыша брызгать слюной, мерзко визжать, заикаться и бегать вокруг стола, рассказывая про сладенького Иисуса в лучших традициях телеевангелистов.
=неожиданные сюжетные повороты. Сам сюжет представляет собой жестко заскриптованные рельсы, что, впрочем, само по себе не так уж и плохо и, как показывает практика, не вызывает у партии особых нареканий. Моя группа, во всяком случае, счастливо катилась по ним вперед, благо сюжет достаточно интересен и содержит массу возможностей для того, чтобы вовлечь в происходящее персонажей. Тем не менее, отдельные сюжетные ходы неподготовленного человека повергают в шок, в результате чего Трансильванские хроники просто-таки обязательно прочитать хотя бы единожды перед тем, как начинать их водить (не факт, впрочем, что и это поможет). Чего стоит один только отряд тамплиеров (sic!), которые остановились в таверне в глухой румынской деревне (sic!) на пути в Данциг и везут с собой Святой Грааль (sic!) и Ковчег Завета (это уже не sic, а просто звездец). Отдельную радость вызывает то, что по сюжету игроки натыкаются на искомый отряд на пути к Цеорису, куда они конвоируют Горатрикса, который немедленно начинает подбивать партию украсть Грааль, что в перспективе приводит к эпичному файту со сжиганием таверны и прибытием боевых отрядов Тремере, которые добираются до села через стационарные телепорты (кто-то из авторов явно бредил мыслью устроить зарубу между вампирами и Космодесантом). И это, надо сказать, только вершина айсберга, скрывающего в темных глубинах такие масштабы трэша, перед которыми меркнет даже гусь-дьяблерист.
=отсутствие баланса в боевых сценах. Хотя искомых боевых сцен не так уж и много, проработаны они настолько отвратительно, что лучше бы их не было совсем. Суть этих самых сцен, судя по всему, сводится исключительно к тому, чтобы предоставить Мастеру очередную возможность выпилить игроков особо извращенным способом, в результате чего в первой же главе авторы любезно предлагают столкнуть партию с отрядом лесных разбойников во главе с местным авторитетом Гангрелом, который выпускает по четыре горящих стрелы в раунд с дайспулом 4 на попадание. Как результат, у нас на игре в первый же раунд боя оба игрока получили 6 и 4 пункта аггравы соответственно и отправились весело дымиться в кусты, откуда их спешно пришлось вытаскивать сюжетной Deus Ex Machina в виде Муси Викоса. Где-то в этой же области лежат боевые отряды Тремере, выбегающие из телепортов, и чарджащие героев инквизиторы из третьей главы, радостно размахивающие зачарованными булавами с дайспулом 8+ и Истинной Верой.
Вердикт: отличный образец хроники для Vampire: The Masquerade и 'правильного' Мира Тьмы. Прекрасно подойдет, если группе хочется чего-то эпичного, масштабного и веселого, или если всем очень хочется поиграть крупными румынскими феодалами со сверхсилами. Ни в коем случае не брать, если хочется personal horror'а, пафосных страданий и несчастной любви. Перед проведением обязательно прочитать и пофиксить боевые энкаунтеры, иначе есть риск положить всю партию уже на второй сцене. Читать монологи официальных персонажей только в том случае, если игроки морально готовы к потокам трэша, и способны сохранить концентрацию в условиях Говнара и сладенького Иисуса. Приправить варево небольшой толикой чумы, прокаженных и говнеца – при желании, подбросить гуся-дьяблериста во вторую главу как дополнительное проявление Купалы. Подавать охлажденным для игровых групп из 2-6 человек в возрасте 18+.