Поскольку за окном дует весенний ветер, пахнет не пролившимся еще дождем и вспыхивают дальние молнии, а в колонках играет органная музыка со звоном колоколов, настроение у вашего покорного слуги самое что ни на есть готическое. Должно быть, именно в такую погоду распахивали окна старинных карпатских замков стройные девушки в белых ночных рубашках - на горе безутешным родителям и на радость полуночным визитерам в черных плащах с алым подбоем. Вот о них-то я и хочу поговорить сегодня - о полуночных визитерах, не о девушках.
Все атрибуты классического Ravenloft - во всяком случае, такого,
каким его рисует воображение большинства играющих в ролевые игры - все
эти летучие мыши, часовни, волчий вой и неизменное "Don't go near the
castle" - пообтрепались и пропахли пылью, как красные плюшевые шнуры в
никем не посещаемом и всеми забытом музее, натянутые поперек ведущих в
запасники коридоров. Пафос, который является неизменной частью этого
жанра, побит молью и никем не воспринимается не то что всерьез, даже
шутки на эту тему уже обросли длинной и седой бородой, которая волочится
за ними по полу и сбивается в колтуны.
Причин тому в голову приходит несколько, но обсуждать их у меня нет
желания в силу полного отсутствия интереса к ним. Главная мысль, которая
показалась мне достаточно интересной, чтобы ее записать, заключается в
следующем : неотъемлемой частью ролевой игры является готовность
принимать слова мастера на веру, не сомневаться в существовании драконов
и видеть на месте знакомых тебе приятелей совершенно непохожих на них
людей - все то, что наши друзья-англичане вкладывают в короткое и ёмкое
понятие "supension of disbelief". Это же умение можно было бы применить и
для того, чтобы вдохнуть вторую жизнь в земли туманов.
И если подобное возможно, то фразы наподобие "whispers echo from the
crypt beckoning with a promise of dark desire, and those who heed their
call are forever lost in the night" снова будет вызывать мурашки по
коже вместо мученической гримасы человека, которому приходится иметь
дело с дешевыми потасканными штампами.
Теперь попробуй уложить весь тезис в один короткий абзац
А разве это не есть то самое "вживание"? Естественно, если
игроки изначально согласились играть в том жанре и сеттинге, который
оброс штампами и клише как новогодняя елка гирляндами, они должны
заранее отдавать себе отчет в том, что их ожидает. И, таки да - отзыв у
них будет соответствующий, правильный.
Кстати, в операции дипломатической миссии по
возвращению домой пропавшего панича, всего этого планируется в избытке,
но несколько с моей колокольни.
Я не совсем понял, в чем проблема заключается, в том, что
игроки не желают абстрагироваться от внешнего мира и погрузиться (в
хорошем смысле слова) в мир вымышленный или что этот вымышленный мир
подается им избитывами и набившими оскомину штампами?
И то, и другое в принципе не очень правильно, как мне кажется, но вполне
допустимо... Но вот для чистоты дискуссии хочется понять, о чем именно
идет речь.
На мой взгляд, сейчас над любыми классическими пугалочками только смеяться и можно
Это сильно зависит, на мой взгляд, от того, насколько люди
знакомы с классикой, хотят в неё погрузиться и насколько воспринимают
штамп умом (как штамп), а не переживают (а штампы классических пугалок
всё-таки вызывают ощущения, если отбросить груз вторичных ассоциаций,
иначе бы они не стали штампами).
Rime, если тебе реальные приёмы нужны - найди на rpg-world местного
Пророка Kraken. Если сумеешь пробиться сквозь особенности его общения,
вроде что-то можно вытащить из рабочих техник - он, как я понимаю,
строит свои игры этого жанра на том, что старается выбить
"расслабленно-отстраненную" позицию (а вторичные ассоциации и шутки про
бороду вызывает именно она, по большому счёту) сперва из игроков,
используя всякие психологические трюки с неожиданностью или нетипичной
атмосферой места игры. А только потом принимается за старые штампы.
Редактировано 10:12 03/05/10
2 Геометр Теней
Ты серьезно? Советуешь читать Кракена?
Геометр, ты конечно извини, но по-моему ты зашел слишком далеко. Я
понимаю, что намерения у тебя были благие. У всех давно вызывала
восхищение твоя способность спокойно и на вид разумно беседовать с
представителями внеземных цивилизаций, небелковыми формами жизни и
прочими удивительными существами.
Конечно закрадывалась мысль, что все не так просто, и достижение
подобного эффекта невозможно без применения тех или иных веществ или
техник, изменяющих сознание. Похоже, ты ими злоупотребил.
Я понимаю, что для того, чтобы в десятках тем на протяжении сотни постов
беседовать с Кракеном, необходимо придавать его словам осмысленность.
Полагаю, что ты делаешь это путем привнесения и структурирования, ну
примерно как когда человек смотрит на облака или на тени от листьев и
видит в них контуры людей, животных, иногда даже целые картины. Не
потому, что эти картины действительно кто-то изобразил там, а за счет
собственной фантазии, умения структурировать и домысливать на месте
случайной игры света и тени осмысленные контуры.
То же самое происходит и у тебя с Кракеном. Ты видишь смысл в его словах
не потому, что в этом речевом потоке слов действительно есть какой-то
смысл, а потому, что ты привносишь его сам. Как испытуемый, напряжено
вглядывающийся в пятна теста Рошарха, начинает видеть в них картины, так
и ты. Часы, отданные тобой на внимательное чтение текстов Кракена,
привели к тому, что ты начал видеть в них некий смысл.
Проблема в том, что сейчас ты кажется уже отдаешь себе отчет в том, что
этот найденный тобой смысл - исключительно продукт твоих собственных
усилий. Ты сам его выдумал и сам поверил в собственную фантазию.
Это опасный путь. Остановись, пока не поздно. Мы любим тебя и будем скучать по тебе прежнему.
Я рад, что в случае чего меня не забудут и даже, возможно,
будут навещать в лечебнице и рассказывать, что творится на форумах в мое
отсутствие. (Смахивает расторганную слёзу).
Но что до Кракена, то нет, я бы сказал, что у него есть вполне
определенная система - слишком уж много следов ведет в одинаковом
направлении. Другое дело, что Кракен при всех его прочих достоинствах -
не интеллектуал, и излагать свои мысли целостно у него получается далеко
не всегда. (А доля осмысленных постов после старта холивара падает, это
неизбежно). Есть, конечно, риск что я домысливаю - ну, он всегда есть, в
данном случае я склонен им пренебречь. Более того, ссылки на эти же
техники я находил не только у Кракена, потому и не считаю, что это
личные тараканы одного человека. В любом случае, является ли эта
идеология моей личной выдумкой (не думаю, потому что строится она именно
на цитатах из Кракена, ложащихся в единый смысловой ряд) или реально
используемыми Кракеном методиками, она может работать.
К Кракену же я отсылаю потому, что он в любом случае практик, и если его
слова про свои игры содержат хоть зерно истины - то именно в той
области, suspension of disbelief в хоррор-играх, и лежат его интересы. Я
тут, подозреваю, буду худшим советчиком, чем он. Просто потому, что
могу попробовать сформулировать принципы, но практический опыт в таких
областях у меня мал, а дьявол всегда в мелочах. Не знаю, сумеет ли он
передать своё знание, но пробовать в любом случае стоит.
Более того, то, что я скажу, для тебя возможно прозвучит ужасающе, но не
надо меня колоть разными химикатами, ладно? Мне кажется (возможно,
конечно, я попадаю пальцем в небо), что Rime вообще по своему игровому
типу довольно близок к Кракену, и им будет легче понять друг друга. Если
я правильно сопоставил всё, что я читал, они оба достаточно
эмоциональны, оба склонны не разделять игрока с персонажем в процессе (и
принцип "радуйся страданиям твоего персонажа - это происходит не с
тобой" им чужд), оба хорошо настраиваются на процесс с помощью
тематических произведений искусства. С моей точки зрения, попробовать
стоит - если у Rime есть хороший запас терпения.
(Закрыл голову руками и приготовился уклоняться от помидоров).
Редактировано 12:06 03/05/10
Так точно, товарищ капитан!
2Siberys:
А
разве это не есть то самое "вживание"? Естественно, если игроки
изначально согласились играть в том жанре и сеттинге, который оброс
штампами и клише как новогодняя елка гирляндами, они должны заранее
отдавать себе отчет в том, что их ожидает. И, таки да - отзыв у них
будет соответствующий, правильный.
Увы, недавний опыт показывает обратное.
Кстати, в операции
дипломатической миссии по возвращению домой пропавшего панича, всего
этого планируется в избытке, но несколько с моей колокольни.
Жду с голодным нетерпением.
2Смирнов:
Я
не совсем понял, в чем проблема заключается, в том, что игроки не
желают абстрагироваться от внешнего мира и погрузиться (в хорошем смысле
слова) в мир вымышленный или что этот вымышленный мир подается им
избитывами и набившими оскомину штампами?
Проблемы нет - просто мне в голову пришла неожиданно странная мысль о
том, как можно попытаться обогатить свой собственный ролевой опыт и
ролевой опыт тех, кто у меня играет, ибо см. ниже.
2Эл:
Именно!
2Геометр:
Моя де здает, дадоваться иди пдакать. Я похож на человека, использующего психологические трюки?
P. S. Спасибо, я тебя тоже очень люблю.
Редактировано 13:08 03/05/10
Мм? По-моему, "недавний опыт" только подтверждает мои слова... Ну да ладно, не будем
Rime, а что там у вас было с недавним опытом? Именно проблемы с клише и утратой свежести восприятия?
Просто, например, использование не классических оборотов и манеры изложения не помогало?
Сайберис сейчас говорит о вживании, а не о клише, если я правильно его понял.
Редактировано 13:38 03/05/10
Так если я верно уловил, тут одна из тем, что штампы и клише
жанра мешают вживанию, потому что тянут бородатые ассоциации и свежесть
восприятия сбивают?
По-моему, речь шла о том, что какими бы бородатыми не были
штампы и клише, если во все это как следует вжиться и довериться мастеру
(для меня это - просто играть, а не выискивать косяки (включая те же
"штампы и клише") в вождении), то удовольствие можно получать и от уже
многажды отработанных вещей. Потому что, на очередное "темное, сырое и
страшное подземелье" ты будешь реагировать не как "ололо баян!!1!" а как
на темное, сырое ИЧСХ страшное.
Собственно, мой первый комментарий и был о том, что для того чтобы все
это воспринималось так как я сейчас написал, надо чтобы игроки
изначально знали на что они идут и хотели играть по тем самым
подземельям - тогда да, они доверяются мастеру и принимают штампы не как
моветон, а как неотъемлимую часть жанра. В ином случае, все это не
имеет смысла.
2Геометр:
Не вполне. Мой тезис, если изложить его в один короткий абзац по просьбам
трудящихся,
можно сформулировать так: если игроки готовы абстрагироваться от
затасканности штампов, даже самые старые из них могут заиграть новыми
красками.
С этим согласен абсолютно (потому можете к трудящимся добавить и отлынивающих).
Я к тому, что вживаться штампы и клише могут мешать - скажем так,
повышать сложность вживания, потому что внутреннее ерничание приходится
отключать, а сложность этого тем выше, чем очевиднее для слушателя
штампы. И как раз нацеленные на это действия могут быть полезны.
Мне думается, что штамп штампу рознь. В одних случаях они
мешают, в других - наоборот настраивают на нужный лад. Конечно, если
речь о конкретно о "классических пугалках", над которым "сейчас только
смеяться можно" - да, это мешает.
Но, прошу прощения, если мы намеренно играем в "традиционноеЪ
героическоеЪ фэнтезиЪ", то без "паладинов на белых конях" и "злобных
чёрных магов в мрачных обсидиановых башнях" картинка станет пресной и
недостоверной.
22:02 03/05/2010
※Рыцарь Парадокса
По-моему сложность отключения внутреннего ерничания зависит
прежде всего от привычки ерничать над штампами не взирая на их
внутреннее содержание. (А рано или поздно любая хорошая находка станет
штампом, в какой-то степени.)
Ага... вот с переформулированием стало понятно, и я с этим утверждением в когне не согласен.
Если игроки готовы абстрагироваться от затасканных штампов, значит их
кормят этими штампами. А это значит, что кормящий замкнулся в этих
штампах и не хочет двигаться вперед и придумывать что-то новое.
Получается стагнация, а игроки, готовые абстрагироваться, ее поощряют...
При условии, что штампами их закормил мастер - да. Но
затираются они не только потому, что мастер употребляет их в своих
играх. Например, ни одного вампира у меня в играх еще не пролетало, да и
сумасшедшие ученые с комплексом Франкенштейна пока не встречались, а
ведь и тот, и другой представляют собой весьма истершееся клише.
А кто их кормит тогда? Вот у нас есть ролевая игра, в которой
встречаются штампы и от которых надо абстрагироваться... Откуда эти
штампы взялись?
Кстати, на тему вампиров, в книгах по ВтМ довольно много места в свое время уделялось именно разбору клише и отходу от них.
Десятки старых фильмов ужасов, сотни форумных шуток и много,
много бездарных писателей, которых следует затравить голодными учителями
русского языка.
а какое они отношение имеют к игре?
Они превратили многих персонажей, которые могли бы быть
страшными, в знакомые и обыденные образы, что не позволяет использовать
эти образы в игре.
А жаль.
Весь вопрос в том, как ты эти самые штампы преподнесёшь. У меня
есть модуль, построенный из штампов не то, что на 100% - на 200%, но я
использовал такой микс, и такую форму подачи, что не то, что персонажи -
игроки боялись!
То есть они никакого отношения к игре не имеют, персонажи эти
не используются и вообще... Значит ,никаких проблем со штампами.
Следующий вопрос - а почему не использовать этих персонажей в новом соке?
00:59 06/05/2010
※Sveltha
Я гляжу, вы тут все молодцы
Готов ли кто-нибудь поведать, как расштамповать заштампованное?
Я обманывал ожидания игроков. Подменял одни штампы другими, и
вообще всячески скрывал некоторые из штампов. Вместо картонно-пафосного
трэшевого ужастика получилась мрачная леденящая кровь мистика.
пожалста. вот вам (боян столетний):
Вампиры-сигмариты. Их покусали, но они все равно продолжают бороться с неичтью и Хаосом!
Вампиры-огры из Оперы. Все, поголовно, в смокингах, некоторые - в масках.
Вампиры-негры. Вуду, барабаны, насилие над самками горилл, как у Роберта Говарда.
Вампиры-скелеты! Это офигеть как оригинально будет, такого еще никто не делал.
Вампиры-халфлинги. Не знаю, что тут можно придумать, но звучит прикольно.
Вампиры - культисты Слаанеша в девичестве. Пирсинг, перья, баттплаги в виде летучих мышей
Если бы я хотел использовать прием обманутого ожидания или
выставить старые штампы под неожиданным углом, я бы так и сказал. Но это
не то решение, которое мне интересно.
Здесь я пытаюсь понять, можно ли во второй раз войти в одну и ту же реку
и использовать классические образы, не меняя их - чтобы тем, кто
столкнется с ними, было страшно, как в первый раз. Они слишком красивы,
чтобы опошлять их, перевернув с ног на голову.
10:18 06/05/2010
※Sveltha
Мне кажется, что чтобы было страшно, как в первый раз, надо
сделать так, что б действительно раз был первый. Опять же, как это
сделать. Что-то мне подсказывает, что игрок-то хрен забудет про штампы.
Дважды в одну реку войти нельзя, к сожалению или счастью.
Эффекта новизны уже не буде.т Но на мой взгляд совершенно не значит, что
нельзя использовать старые образы. Некоторые образы красивы как раз
тем, что уже знакомы. Другие - аналогиями, которые проводятся с
прототипами и клише. Третьи начинают играть новыми красками при смене
фокуса...
Ты знаешь, я, в общем-то, ничего " с ног на голову" не переворачивал.
А про "войти в одну реку" Смирнов всё верно сказал.
По-моему, единственно правильный ответ ты дал себе сам. Все
возможно повторить в том простом случае, когда игроки, как и мастер
настроены соответствующим образом. Когда игроки осознанно хотят всех
этих "штампов" потому что их прет. Это как знать что Титаник все-равно
потонет, а Ромео с Джульеттой умрут, но все-равно смотреть и читать,
чтобы еще раз пережить соответствующие ощущения.
Если игроки настроены на это, им будет не до штампов. Они просто будут играть.
ВО, Сайберис, я уже пару дней хожу и думаю, что надо написать
что-то вроде того, что ты только что взял и написал. Ага, ага.