Известно, что история Сальвеблюза начинается с двух чистых Абсолютов: деятельного Света и терпеливой Тьмы, рост которых привёл к их первой встрече — создавшей третий, Сумрачный, Абсолют, — а затем и ко второй встрече — когда из трёх Абсолютов был рождён мир смертных. Что произойдёт при третьей встрече, никто до сих пор не знает, а мы вернёмся к результату первых двух.
При взрыве, произошедшем в момент второй встречи, от Сумрака, Света и Тьмы оторвалось множество мелких кусочков «ничейной» энергии, пылью просыпавшихся на свежесозданный мир. Тех, в ком прижилась эта энергия, теперь называют Древними — каждому из них при рождении посчастливилось получить частичку энергии, называемую тогда Пламенем Древних. При достаточно аккуратном следовании пути непрекращающихся тренировок и смертельно опасных поединков эта энергия позволяла совершать удивительные вещи вне пределов способностей любого смертного того времени. При победе над врагом часть его Пламени переходила к победителю, и именно так развивались Древние — имеющуюся у них энергию можно было самостоятельно научиться использовать, но не расширить. Единственным источником новых возможностей оставались другие Древние.
Поединки и турниры организовывались по тому принципу, которым теперь пользуются игорные дома: чем больше своей первичной энергии, своего Пламени, Древний вкладывал, тем слабее он сам становился, и в какой-то момент Пламень мог просто кончиться, и Древнему нечем было бы себя защитить. Однако, в случае победы Древний не только с течением времени восстанавливался до исходного уровня, но и становился тем могущественнее, чем больше труда вложил его противник в процессе поединка. То есть, чем сильнее проигравший «выкладывался» в бою, тем больше это было на руку победителю. (Вариация на тему «всё, что не убивает меня, делает сильнее» — «всё, что не побеждает меня, делает сильнее»). Чем ближе победа к пирровой, тем лучше, чем сложнее тренировки, тем очевиднее прогресс. Но Древний, поставивший на карту весь до последнего Пламень и проигравший, становился обычным человеком.
Развитие Древнего шло, таким образом, в виде двух связанных процессов: обретения контроля над имеющимся Пламенем и присоединения к нему частичек Пламени противников и соперников. Однако и это ещё не всё — рано или поздно успешный Древний доходил до физического предела своего тела, называемого формой или состоянием, и ему приходилось искать иные формы. Некоторые новых форм не находили, и их разрывало на куски во время очередного поединка.
Многие Древние могли чувствовать использование Пламени (схватку) на расстоянии, слышать как отдалённые раскаты грома или донесённую ветром песню. Места, где часто происходили битвы Древних, приобретали своеобразную славу, и там регулярно начинали проводить соревнования. Участие в турнире было довольно рисковым делом: всегда мог появиться кто-то сильнее, а после пары проигрышей Пламени у Древнего оставалось так мало, что невезучие вынуждены были возвращаться в родной дом. Там они могли, к примеру, основать свою школу — даже самый слабый участник большого турнира оставался самым сильным в своём узком кругу, а со временем была надежда вырастить нового чемпиона, который мог отправиться на очередной турнир и отомстить за давнюю обиду своего учителя.
Мир вокруг Древнего
Сам мир, видимо, тоже впитал в себя часть Пламени Древних, так как даже простые смертные придерживались сотен правил в повседневной жизни: одни из них были полезны, другие — просто необходимы для выживания. Часть этих правил дошла до наших дней в виде примет (о чёрной кошке, пустом ведре, дожде на День Годдарда, о молнии, не бьющей дважды в одно место, и пр.), часть стала почти что инстинктами (моргание при громком звуке, прищуривание глаз при входе в тёмную комнату, снятие шапки в жилом доме, поклоны и рукопожатия и т.п).
Вместо солнца (Ладони Кириндиуса) по небу медленно несла свой негасимый огонь пылающая Птица Кириндей. В глубокой чаще леса можно было между корнями вековых деревьев разыскать бороду древнего лешего Арчи. Каждый год по всему миру пробегала тень Годдарда в виде всепожирающего урагана. Злой Эйзи, не жалея Древних, посылал время от времени в мир своих страшных слуг, несущих разрушение и болезни.