Из всего довольно мутного обсуждения последних дней начинают выкристаллизовываться какие-то мысли. Значит так.
Во-первых, список функций нуждается в детализации и пополнении В окончательном виде он выглядит так:
1) Дипломат (социальные взаимодействия с NPC, налаживание контактов, получение информации)
2) Боевик (уничтожение врагов, защита сопартийцев)
3) Эксперт (применение специфических знаний и умений: магия, окккультизм, техника)
4) Аналитик (анализ информации, отделение важного от неважного, построение картины событий, выявление причинно-следственных связей, намечание целей)
5) Лидер (принятие решений в критических ситуациях, принятие на себя ответственности за группу, прямое командование)
6) «Хранитель» (лечение, ремонт техники, пополнение ресурсов, защита от неперсонифицированных опасностей (климатические условия, радиация, естественные катаклизмы и пр.))
7) «Душа группы» (разрешение внутригрупповых конфликтов, примирение интересов, разрядка напряженности внутри группы).
Теперь практические выводы.
1. Если хоть одна из этих функций провисает – эффективность работы группы снижается. Соответственно, в проблемной ситуации следует проанализировать распределение функций по персонажам и либо возложить отсутствующую функцию на кого-то из группы (явно и с его согласия, разумеется), либо добавить в группу персонажа, который выполнял бы эту функцию.
2. Ситуация «перетягивания одеяла», когда кто-то из игроков постоянно солирует, а кто-то сидит в углу и скучает часто возникает из-за неравномерности распределения функций. У «солиста» их слишком много, у «углового» - мало или они не востребованы. Выход: расширить список функций у провисающего персонажа или (решение для мастера) давать больше задач, требующих той функции, которая у него есть.
3. Ситуация соперничества, когда несколько персонажей сразу рвутся выполнить какое-то действие (проблема в том, что мастер-то как правило всего один и уделить равное внимание всем здесь и сейчас не может по определению). Связана с перекрытием функций. Если возникает регулярно и приводит к конфликтам – следует раздробить функции или разделить «сферы влияния».
Возможно, существует еще ряд ситуаций, в которых анализ распределения функция может подсказать решение. Если вам что-нибудь придет в голову – пишите.
Далее, о соотношении персонажа, игрока и функции. Каждая функция для успешного выполнения предъявляет ряд требований как к игроку, так и к персонажу.
1. Диломат. Требования к персонажу – как ни странно, почти никаких, за исключением отсутствия провальных социальных статов/навыков. (Как правило, вся дипломатия отыгрывается «вживую»). Требования к игроку – минимальная пожизневая социальная компетентность и желание взаимодействовать с NPC.
2. Боевщик. Требования к персонажу – возможность эффективно наносить повреждения и сопротивляться им. Требования к игроку – почти никаких, за исключением, пожалуй, некоторой смелости и готовности прикрыть товарищей, в крайнем случае, пожертвовать своим персонажем для выживания группы.
3. Эксперт. Персонаж – наличие соответствующих знаний/возможностей. Игрок – хорошее знакомство с системой правил и/или сеттингом.
4. Аналитик. Требования к персонажу – почти никаких (за исключением откровенно провальных интеллектуальных статов). К игроку – пожизневый интеллект и склонность к анализу.
5. Лидер. Персонаж – формально требований никаких, но фактически лидер должен быть «силен» хоть в чем-то, не быть откровенным лузером (это значит, что лидерство как правило совмещается с еще как минимум одной функцией, об этом мы поговорим позднее). К игроку – пожизневые лидерские качества.
6. «Хранитель». У персонажа должны быть соответствующие возможности/навыки. Игрок должен быть склонен проявлять заботу об остальных.
7. «Душа группы» Требования к персонажу – никаких, требования к игроку – социальная компетенстность и доброжелательность.
Итак, мы видим, что более чем в половине случаев, требования для эффективного исполнения функции адресованы скорее игроку, чем персонажу. Из этого можно сделать вывод, что предварительный функциональный анализ может быть весьма полезен на стадии генерации группы, поскольку позволит игроку более четко осознать, какого персонажа он хочет отыгрывать и что от него потребуется для хорошего отыгрыша внутри группы.
И последнее – о пересечении и наложении функций. Понятно, что как правило в реальной группе не будет четкого соответствия «один персонаж - одна функция». В одном персонаже могут совмещаться несколько функций и одна функция может распределяться между несколькими персонажами. Это совмещение/распределение может зависеть от стиля и сюжета игры. Например, в более-менее «классическом D&D» с беганием по дэнженам каждый персонаж должен быть хоть сколько-нибудь способен к самозащите, тогда как в «мирном детективе» одного боевика на группу более чем достаточно. Функция эксперта может быть разделена между разными персонажами, если в игровом мире есть более чем одна область, требующая экспертных знаний (например, оккультизм и техника или магия и религия). Равно количество аналитиков, «хранителей» и дипломатов тоже задается жанром игры. Лидер в группе может быть только один – иначе неизбежно возникнут конфликты. Но, как уже было сказано выше, функция лидера должна обязательно сочетаться с еще как минимум одной, «чистый лидер», который ничего не делает, кроме как командует – это нонсенс. В отличие от этого «душа группы» может быть самодостаточной функцией, эдакий добрый малый, который ничего толком не умеет, но всем нравится и его все опекают.
В остальном сочетания функций в одном персонаже могут быть абсолютно любыми. Лидером может быть и боевщик, и эксперт и хранитель, и т.д. хранитель может быть одновременно дипломатом и «душой группы» и аналитиком... Даже самые казалось бы странные сочетания типа боевщик-аналитик тоже имеют право на жизнь. Кстати, нестандартное сочетание функций может иногда породить очень интересного персонажа.
Ну всё, на этом пожалуй кончаю, а то всякие слабосильные опять твикс клянчить начнут.
Жду комментариев.