Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020
d20 system — не только «Подземелья и Драконы»

Со времени выхода в "Игромании" последней статьи о Третьей редакции D&D прошло без малого 9 месяцев, а я до сих пор по "мылу" и устно получаю просьбы продолжить цикл материалов о самой популярной ролевой игре в мире. Теперь ее можно приобрести во многих городах России, вышел (и уже закрылся - см.новости) тактический варгейм на той же механике - Chainmail, в Москве прошел первый клубный deathmatch по D&D... Наконец, даже не игравшие в настольную Третью редакцию, познакомились с ней по неоднозначной Pool of Radiance и долгожданной Neverwinter Nights, построенных на новой РПГ. Для написания этой статьи было немало поводов. Итак, поговорим о руководствах Третьей редакции.

d20 system - не только "Подземелья и Драконы"

Линейка продуктов, совместимых с D&D 3rd edition

В свое время неглупые менеджеры Wizards of the Coast были озабочены тем, чтобы продать как можно больше однотипных руководств по ролевой игре. Раз нужно реализовать максимум базовых правил, то необходимо обеспечить их поддержку массой второстепенной литературы (модулями, справочниками по отдельным классам, бестиариями и т.п.). Издавать подобные мануалы мелкими тиражами "Визарды" сочли нерентабельным делом, и так родилось эпохальное решение. Компания опубликовала открытую лицензию на систему d20, которая лежит в основе механики Третьей редакции D&D. Теперь кто угодно мог издавать дополнения и расширения к системе, за одним исключением: базовые правила могут публиковать только сами "Волшебники побережья". И шквал d20-совместимых продуктов тут же захлестнул хобби-магазины.

Классификация d20-продукции: варианты

Попытаемся логично разбить всю бумаго-целлюлозную массу d20 на группы, так сказать, классифицировать эту ролевую продукцию.

Классификация первая, видовая. По d20 выходят не только книги. Например, существует варгейм с миниатюрами Chainmail от “Волшебников побережья”, а компания Holistic Design, известная знаменитой ролевой игрой Fading Suns выпускает d20-совместимые миниатюрки и карточки с описанием к ним под общим названием Fantasy Encounters.

Конторы со “смешными” именами SkeletonKey Games и Thunderhead Games занимаются производством специальных наборов для ведения приключений и журналов, в котором игрок отмечает все важные моменты приключения: Campaign Construction Cards, Adventure Tiles и d20 Player’s Archive. MicroTactix Games печатает картонные выкройки для ландшафта, частей подземелий и пейзажей, на которых могут разворачиваться d20-битвы. Такие наборы будут интересны как ролевикам, так и игрокам в настольные тактические игры. С их помощью каждый желающий сможет склеить свои собственные пещерные комплексы, скалистые ущелья или даже город будущего!

Но нас сегодня интересуют только книгоиздатели. И мы, находясь в стеснённых условиях отведенного для настоящей статьи объёма, постараемся кратко рассказать вам о наиболее значимых и примечательных материалах.

Космическая опера

Компания QuikLink Interactive издаёт d20-совместимую конверсию популярных научно-фантастических приключений в далёком-далёком будущем – вселенной Traveller. Проект носит название T20 и включает в себя массу пособий. FFG предлагает читателю интересную комбинацию эпической сказочной ролевой игры с приключениями из космической фантастики. Имя этому продукту – Dragonstar, и представляет он собой вселенную магии и машин, науки и волшебства, где драконы управляют галактической империей и люди, эльфы и гномы борются со злом.

Наконец, к выходу "Атаки клонов" переиздана базовая книга Star Wars RPG. Она значительно потолстела: многие правила были пересмотрены и дополнены, появились "героические" классы (вдобавок к "престижным"), указания для игры дроидами, полностью переработанные правила космических баталий и сражений с применением транспортных средств…

Классификация вторая, меркантильная. Издатели бывают богатые и бедные. Первые выпускают шикарные книжки в твердой обложке, с цветными иллюстрациями и по 300 стр. объемом. Последние пытаются продавать фанзины на туалетной бумаге, в которых страстная любовь к ролевым играм превалирует над художественными изысками (в последнее время они предпочитают – под девизом: “Высокое качество за низкую цену!” – приторговывать PDF-ами через интернет, забывая, что типографиям тоже надо на что-то жить). Интересно, что и первые, и последние находят своего читателя. К богатым можно приписать Alderac Entertainment Group, Atlas Games, Fantasy Flight Games, Sword & Sorcery Studios, White Wolf Publishing и, конечно же, Wizards of the Coast. К бедным осторожно (чтобы не обиделись) отнесем Green Ronin Publishing, Malhavoc Press, Mongoose Publishing, Necromancer Games и ещё с полсотни других издателей, пользующихся печатными мощностями и дистрибьюторскими сетями своих “старших собратьев”.

Классификация третья, единственно верная. Наконец, можно разделить все продукты по их внутреннему содержанию (или, если хотите, жанру). Одни описывают безбрежные просторы безумных вселенных, вторые содержат прейскуранты услуг средневековой таверны, третьи рассказывают о чудовищах мерзких и небезопасных. Этот вариант разделения книг и будем считать научно обоснованным.

Миру - мир, сеттингу - сеттинг

Почти все жанры, которые появляются под лейблом d20, были разработаны еще покойной TSR, придумавшей ролевые игры вообще и D&D в частности. Известными бестселлерами были книги об отдельных мирах игры, ставших культовыми: Forgotten Realms, Dark Sun, Ravenloft... Подобные произведения именуются сеттингами, т.е. "основополагающими документами". Наследие TSR не кануло в Лету, и знаменитые вселенные возвращаются на бумагу. Если Forgotten Realms возродили сами "Визарды", то Ravenloft, Dragonlance и Birthright отдали на откуп сторонним разработчикам.

Что радостно: "Волшебники", прежде, чем передать права на тот или иной игровой мир проводят тщательный отбор желающих, и заботятся, в первую очередь, не о финансовой стороне вопроса, а о престиже: готический Ravenloft и героический Birthright были переданы “на поруки” официально признанным фанатским группам, причём по Миру Тьмы уже вовсю выходят книги.

Не всем достались TSR-миры. Доля этих издателей – эксплуатирование известных фэнтезийных брэндов: литературных, компьютерных, варгеймерских. Теперь у поклонников D&D появилась возможность отправлять своих персонажей путешествовать по книгам Р.Джордана (Wheel of Time), Г.Лавкрафта (Call of Ctulhu). Фанаты массовой онлайновой РПГ EverQuest смогут забыть о "кемпинге" и плохом пинге – благодаря EverQuest RPG они смогут взглянуть на мир Норрат изнутри, а любители исторических варгеймов и компьютерных стратегий Panzer General 2 и Silent Hunter 2 смогут окунуться в псевдо-исторические приключения от Avalanche Press.
Немногие из d20-миров получили право называться официальными D&D-;сеттингами; один из них – Kingdoms of Kalamar - самый проработанный "фанатский" мир AD&D. Alderac продолжает традиции ориентальной игры Legend Of The Five Rings RPG (известна и ее карточная версия) и выпускает новые книги-дополнения о ниндзя, самураях и ронинах.

Полный волшебник или полный идиот?

В D&D деление персонажей на классы - краеугольный камень механики. Есть любители, которые принципиально "генерят" героев определенного класса, и от разу к разу играют этим классом все лучше. В незапамятные времена появилась необходимость издания классовых руководств, которые в деталях разбирали умения, возможности, снаряжение, условия жизни и место в обществе персонажей одного класса. Они печатались под грифами Complete Wizard, Complete Fighter и т.п. - отсюда ролевое понятие "комплитник".

Подобные "комплитники" могут подробнее разбирать уже имеющиеся в базовых правилах классы, например, Mongoose Publishing активно трудится над выпуском, так называемых, “настоящих коллекционных” справочников по тому или иному базовому классу. Quintessential Fighter полноценно раскрывает особенности воинского класса с описанием стилей боя, битв в укреплениях и крупномасштабных сражений. Quintessential Rogue раскроет специфику класса мошенников: места укрытия ("малины"), гильдии и кодекс чести нечестных товарищей. Такие же пособия есть для клириков, волшебников, даже для эльфов и дварфов (раскрывается расовые особенности жилищ, снаряжения, магии).

Green Ronin пустился в производство новых типов классов в цикле книг Master Class. Shaman's Handbook посвящён шаманам и Миру Духов. В пособии содержится описание шаманских традиций разных племен и новых монстров - духов и привидений. Assassin's Handbook – справочник по наёмным убийцам, их профессиональному инвентарю, заклинаниям и организациям. Witch's Handbook – путеводитель в мир ведьм, знахарей и колдунов, полагающихся при совершении обрядов на природную мудрость и вековое наследие поколений. В книге раскрываются ритуальная магия и ворожба, проклятья и их снятие, варение зелий и травоведение. Подобный продукт от Citizen Games именуется Way of the Witch - это один из примеров того, как различные разработчики воплощают на бумаге одну и ту же идею.

Словарь оружия и букварь магии

Волшебство - это физика и химия фэнтези, а потому в D&D его должно быть много. Знаменитый Tome of Magic Второй редакции породил новый тип руководств, целиком посвященных заклинаниям, волшебным предметам, способностям магов и жрецов. В настоящее время подобной литературой можно заставить целый книжный шкаф. Green Ronin представляет целую серию, Arcana. В неё входят: Societies of Magic – книга, посвящённая описанию шести различных эзотерических орденов, использующих нетрадиционные формы и стили магии с детальным описанием истории, задач, иерархии, лидеров и многого другого, Secret College of Necromancy – мануал о тёмном волшебстве с некромантскими заклинаниями - и Book of the Righteous – энциклопедия верований, включающая 20 готовых к "употреблению" церквей, с соответствующим пантеоном богов, подходящих для любого сказочного мира. О каждой из церквей рассказывается очень подробно - клерики, святые ордена, догма, молитвы и ритуалы, домены, глубоко прописанная космология.

Перу Монте Кука (разработчик D&D) принадлежит ряд пособий, на страницах которых читатель найдёт новые заклинания, спец-умения и престижные классы, зачарованные предметы и артефакты, а также места особой магической значимости. Руководства называются Book of Eldritch Might; выпущено уже два таких игровых расширения.

Mongoose Publishing ведёт две линейки продуктов под заголовками Encyclopaedia Arcane (маги) и Encyclopaedia Divine (клирики). В первую входят книги Chaos Magic, Demonology, Necromancy, Constructs и Battle Magic, а во вторую – Fey Magic и Shamans. Из названий видно, что в них освещаются различные оккультные традиции. Тем же традициям посвящено пособие Occult Lore, в которое входит всё, что не попадает в понятие "классической" D&D-магии. Среди других "волшебных" продуктов наиболее известными являются Spells & Spellcraft, Relics & Rituals, Spells & Magic; в целом они содержат похожую информацию: новые спец-умения, престижные классы, заклинания, зелья, волшебные вещи, оружие…

Виртуальный мир

Компания Dark Quest Games выпускает универсальные описания киберпанковского мира Cyber Style, а издатель Living Room Games - ролевую игру в жанре "темное будущее" Digital Burn на основе творчества Гибсона, Стерлинга, Стивенсона и таких культовых фильмов, как "Бегущий по лезвию бритвы" и "Робокоп". Mongoose Publishing работает над игровым миром будущего 2000AD RPG. В его рамках выпускаются книги-дополнения.

Первым "под-сеттингом" стала ролевая игра Judge Dredd RPG – естественно, по мотивам известного фильма с участием С.Сталонне. Желаете безжалостно вершить правосудие на улицах Мегасити или готовить дьявольские планы абсолютного преступления? Тогда эта игра – для вас!

"А почему создатели этой макулатуры обошли файтеров?" - воскликнут любители помахать мечами. Существуют и специальные руководства для работников ножа и топора, описывающие различные виды оружия и даже технологию его изготовления. Книга Arms & Armor содержит тонны нового оружия, классовых видов вооружения и доспехов, правила damage reduction в применении к тяжелобронированным персонажам. Имеется и отдельный справочник по волшебному вооружению: Swords into Plowshares, собравший более 70 образцов магического оружия с биографиями и полными характеристиками. Что примечательно: данный проект является благотворительным и все деньги, вырученные от продаж книги, пойдут во благо мира. Оружие в мире вымышленном - хлеб насущный в мире реальном.

Сам себе сценарист

Без приключения, как известно, ролевая сессия не состоится. Если у вашего Мастера нет собственного сценария на игру, это значит, что он или новичок, или лентяй. Для обоих типов Мастеров выпускаются коммерческие сценарии, т.н. модули. Они содержат подробную разветвленную программу приключения, ТТХ персонажей и монстров, карты городов и катакомб, а также (для вкуса и запаха) иллюстрации и художественные вставки. Модули, как правило, ориентированы на персонажей определенного уровня опыта, и их события разворачиваются во вполне конкретном мире (например, в коммерческом сеттинге - см. выше). Для самых удачных произведений фанаты требуют продолжений, и так рождаются сериалы модулей, образующие компании. Модули - самый распространенные d20-продукты, и в прайс-листах крупных магазинов может числиться до сотни их наименований.

Наиболее заметными сериями модулей могут считаться приключения в мирах Penumbra от Atlas Games и Freeport от Green Ronin Publishing. Многократно награждённые и получившее множество премий, эти приключения пережили множество переизданий.

Издатель Grinning Goblin Adventures выпускает отлично оформленные приключения с приложением к каждому из них удобного рубрикатора, описания героев и их противников, а также уникальных магических вещей и созданий. Малоизвестные компании GuildMaster Games и Necromancer Games издают ностальгические приключения с оглядкой на классические модули для первой редакции D&D. Цикл модулей первой так и называется: Nostalgia.

Учебник зоологии от пациента психбольницы

Если в модуле героям ни разу не набили морду, не оторвали хвоста и даже никого не съели, то такой модуль не может считаться приключением. Без интересных врагов жить скучно. Враг тем интересней, чем необычней, а потому разработчики без устали сочиняют чудовищ, состоящих из туловища куропатки, башни танка КВ-1 и ротового отверстия (без него не удастся съесть приключенца). Легендарной серии Monstrous Compendium теперь пришли на смену как одиночные продукты, так и целые сериалы “монстрятников”.

Sword & Sorcery ещё до выхода Monster Manual от WotC успели выпустить самый первый – и при этом весьма "толстый" – сборник чудовищ, совместимых с Третьей редакцией. Книга была "заточена" под жанр мрачного фэнтези. Вскоре вышло и ее продолжение. Creature Collection I и II заслуженно пользуются популярностью и не будут лишними ни для одного мастера игры.

Mongoose Publishing издаёт необъятную линейку продуктов, посвящённых наиболее эффективному - и эффектному - отыгрышу конкретных рас (что полезно и Мастерам, и игрокам) под единым заголовком The Slayer’s Guide. Учимся убивать: кентавров, гноллей, хобгоблинов, зимних волков, амазонок, троглодитов, троллей, bugbear'ов, sahuagin'ов, орков, и даже драконов! Alderac производит похожую серию тематических бестиариев, посвящённых определенному виду чудовищ. Можно выделить справочники по нежити, драконам и монстрам вообще.

Специальное дополнение Gods описывает более 30 божеств, которым поклоняются чудовища, такие как тёмные эльфы, хобгоблины, люди-ящерицы, минотавры, людоеды, орки, тролли. Новые священные символы, карты храмов, престижные классы, домены, молитвы и реликвии и многое другое – на страницах этого мануала.

Продвинутые ролевики понимают, что хороший противник не обязательно о трех головах. Поэтому многие издатели пытаются собрать под одной обложкой худших злодеев человечества. Результат мы видим, например, в продукте Evil, рассказывающем о множестве злодеев и отморозков. Ведущие смогут найти указания по ведению кампаний со злыми персонажами, по "управлению" враждебными NPC и их "раскачке": классы, заклинания, домены, правила по вызову демонов. Похожую структуры имеют книги Minions и Villains, в который идет речь о демонах, человеко-подобных существах и прочих "редисках".

Особые и неповторимые

Супергерои и суперзлодеи

Популярен на Западе и почти неизвестен в нашей стране жанр "супергероики" – ролевых игр, в которых действие происходит в обычном мире, но вот персонажи обладают различного рода суперспособностями и сверхвозможностями. Линейка продуктов Mutants & Masterminds посвящена супергероям комиксов а-ля Superman и Spiderman. Игра под названием Godlike – комбинация реальных сражений, суперумений и психологической драмы. Полубожественные герои этой РПГ на самом деле уязвимы и смертны, и являются очередным “супер-оружием” в противоборстве воюющих стран. Alderac приглашает игроков во вселенную Spycraft RPG и её сеттинг Shadowforce Archer, мир тёмных секретов, высоких технологий шпионажа и супер-шпионов, которые спасают всех и вся от криминальных организаций и злых гениев, расследуют проделки эксцентричных миллионеров и криминальной элиты. Одним словом, все эти миры относятся к культуре комиксов.

Ряд d20-руководств не вписываются в общую схему классификации. Порой это совершенно оригинальные продукты. Один из них - интереснейший мир Iron Kingdoms, в котором магия и меч сочетается с паровыми двигателями и ружьями. Компания Pinnacle выпускает d20-версию популярнейших ролевых игр на "альтернативном" Диком Западе: Deadlands (да, да, именно этот продукт лег в основу новой революционной компьютерной игры). В фантастической ролевой игре Dinosaur Planet: Broncosaurus Rex игроки встретятся с жанровыми элементами мира динозавров, Дикого Запада, космических путешествий и гражданской войны.

Fantasy Flight Games выпускает целую линейку уникальных дополнений к d20 – Legends & Lairs. В неё входят такие оригинальные продукты, как Seafarer's Handbook, книга для тех, кто планирует создавать морские приключения и принимать в них участие. Здесь - информация об океанах, выживании на необитаемом острове, планы кораблей, правила морских баталий и абордажа. Traps & Treachery I и II – из той же серии мануалов. Они посвящены ловушкам и препятствиям, инженерной мысли и ядам. Особое удовольствие может доставить строительство подземелий, сводящих с ума своей неевклидовой геометрией…

Существуют также оригинальные руководства по наемным отрядам, средневековым ремеслам, искусству зодчего и строительству крепостей. Всего и не перечислить.

Выбор разборчивого читателя

"Что из этого купить?" - спрашивает восторженный ролевик, понимая, что стипендии на все не хватит. Это зависит от того, как и во что вы играете, от ваших вкусов и интересов. ДМу понадобится сценарий, "манчкину"-файтеру - "комплитник" воина, любителям антуражной игры - сеттинг необычного мира. Никто не уйдет обиженным, потому что d20 system создала гигантскую и разнообразную библиотеку замечательных книг. Библиотека постоянно пополняется: следите за новостями "Игромании".

Кстати, фрагменты многих d20-продуктов производители часто выкладывают на своих официальных сайтах, после чего они попадают... Правильно, в раздел "Ролемансер" на компакт-диске нашего журнала. В каждом номере вы найдете что-нибудь новенькое!

В России книги из линейки d20 system распространяют компании "Хобби-игры" (www.hobbygames.ru) и "Саргона" (www.sargona.ru).

Автор: Николай Пегасов (pegasoff@rolemancer.com) при участии Solo (solo@rolemancer.com)

Статья была впервые опубликована в журнале "Игромания". Публикуется по условиям соглашения об обмене материлами.

Восстановлено по Way Back Machine: [1].
© 2018–2020