Воины (древнеегипетские статуэтки)
Древний Египет (XXXV–XVI вв до н.э.)
Древнейшая цивилизация создала также и древнейшую армию (ряд войн привёл к образованию Верхнеегипетского и Нижнеегипетского царств уже во второй половине 4 тыс. до н. э.). Эта армия имела в своей основе милиционный принцип: в случае войны созывалось ополчение, включавшие часть свободных мужчин. В одном из папирусов приводится норма призыва — один воин на сто мужчин.
Армия состояла из пехотинцев, на вооружении которых находились копья, топоры, кинжалы, булавы, луки и пращи. Основными видами оружия, видимо, считались топор и копье. Наконечники копий, кинжалы и топоры делались из меди. Для защиты использовались щиты из дерева, обтянутые кожей.
Армия делилась на отряды. Воины в каждом отряде имели единообразное вооружение. Существовало разделение на легкую (лучники и пращики) и тяжелую (копьеносцы) пехоту. Особое место занимали "люди свиты", аналог гвардии фараона и "спутники правителя", то есть аристократы, назначавшиеся военачальниками. Среди последних были и отвечавшие за обучение новобранцев.
Древнеегипетская крепость в Нубии
Египтяне знали построение воинов в шеренги.
Строились первые крепости и предпринимались первые попытки их штурма. Однако штурмовая техника у египтян ограничивалась лестницами и ломами, которыми пробивали брешь в стене. Уровень потерь был высок, поэтому крепости обычно стремились взять внезапной атакой или измором.
Целью походов обычно был грабеж и возможность получения (в счет дани или торговли) металлов и дерева, которых почти не было в самом Египте.
Хотя египтяне создали первую цивилизацию, они вскоре перестали быть лидерами, в том числе в военном деле. Древний Египет представлял собой большое, мощное бюрократическое государство, в условиях которого было почти невозможно применять нововведения. Говоря современным языком, он напоминал огромную корпорацию, подмявшую под себя крупный кусок рынка, и поэтому не особенно заинтересованную в нововведениях. Любые успехи конкурентов воспринимаются такой корпорацией как булавочные уколы и парируются количеством. К тому же, чтобы применить что-нибудь новое, нужно дойти до самого верха, раскачав всю бюрократическую пирамиду. Египет, обладавший огромными ресурсами и окруженный намного более слабыми соседями (племена ливийцев и нубийцев, небольшие княжества Сирии), мог действовать подобно этой корпорации. Поэтому лидерство в военном деле перешло к жителям Месопотамии, а египтяне стали учениками, перенимавшими, хотя и небезуспешно, опыт других народов. Походы Тутмоса III и Рамзеса II, конечно, интересны и важны для истории, но в военное дело они не привнесли почти ничего нового.
Месопотамия (XXVII–XX вв до н. э.)
Жители этого региона, разделенного на небольшие города-государства, которые иногда объединялись в крупные империи, сделали целый ряд выдающихся военных изобретений.
Здесь впервые стали использовать доспехи. Они представляли из себя одежду, нередко плащи, с нашитыми на нее пластинами меди. Поскольку такие доспехи были дороги, их могли позволить себе только аристократы.
В Месопотамии же появился новый вид войск, колесницы. Первоначально в них запрягали онгаров, предков нынешних ослов. Служили колесницы в первую очередь для того, чтобы быстро и удобно доставить к месту схватки тяжеловооруженных (плащ с нашитыми медными пластинами, щит, несколько копий для метания) воинов. Противостоять такому хорошо вооруженному, защищенному доспехом и щитом воину обычный ополченец не мог. Сам бой представлял схватку небольших отрядов тяжеловооруженных воинов. Обычно такие воины обладали не только доспехами и оружием, но и определенной профессиональной выучкой.
Войско в походе (древнеегипетский рельеф)
В XXII веке появился, видимо, самый первый из известных нам великих полководцев. Его звали Саргон. Саргон был выходцем из простого народа (сын водоноса) и слугой царя. Воспользовавшись военными неудачами своего господина, слуга сумел занять его место. Саргон завоевал большую часть нынешнего Ирака, впервые создав государство, равное по своему значению Египту.
Саргон внес крупные изменения в военное дело. Совершив поход в Сирию, он смог получить большое количество материала для луков (до этого в Месопотамии лук практически не использовался, так как в Ираке нет подходящего дерева). Благодаря этому он смог вооружить этим оружием ополченцев. Разумеется, хороших лучников среди них было мало, но попасть в плотный строй противника не составляло труда. А в условиях отсутствия доспехов, прикрывающих руки и ноги, и слабости панцирей, которые к тому же были отнюдь не у всех, эффективность стрельбы была достаточно высокой. Таким образом, массовые залпы саргоновских лучников могли сильно ослабить противника. Возможно, тогда же был изобретен более мощный составной лук, сделанный из нескольких частей и скрепленный клеем.
Лучников обычно прикрывала тяжелая пехота. Тяжеловооруженные воины набирались из колонистов (так назывались крестьяне, имевшие надел земли, на котором работал сам хозяин, его семья и один-два раба или наемных работника), в обмен на освобождение от налогов обязанных в случае призыва служить в армии. Поскольку эти люди часто воевали, а профессию передавали по наследству, то уровень их подготовки был намного выше, чем у обычных ополченцев. Тактика Саргона сводились к тому, что сначала большое количество лучников, действуя в рассыпном строю, обстреливали противника, а затем завершающий удар наносила тяжелая пехота.
Весь Древний Восток (XX–XVII вв до н. э.)
К этому времени все древневосточные цивилизации достаточно тесно взаимодействовали друг с другом, поэтому можно говорить об относительно одинаковых армиях.
В этот период происходит несколько открытий. Во-первых, начинается массовое использование бронзы, в том числе для оружия и доспехов. Благодаря этому удалось значительно улучшить их качество. Кроме того, из бронзы научились делать мечи. Во-вторых, человек приручил лошадь. Лошадей стали запрягать в колесницы. В результате последние стали мощным наступательным оружием (ученые иногда называют их "танками древности"). Поскольку боевые действия велись в основном на равнинах, боевые колесницы имели простор для маневра. Разумеется, тяжелой пехоте, построенной в глубокоэшелонированный строй, в общем, незачем бояться лобовой атаки колесниц, так же как и конницы. Но такой строй очень уязвим для атак с тыла и флангов. Кроме того, значительную часть пехоты того времени составляли лучники. Не следует забывать и о психологическом факторе.
Штурм крепости (древнеегипетская роспись)
Колесницы стали ударной силой древневосточных армий. Некоторые народы предпочитали легкие колесницы (лучник и возничий), другие — более тяжелые (один-два копьеносца и возничий). Продолжается широкое использование лучников и копейщиков, также появляются отряды щитоносцев, которые несли большие в рост человека щиты для укрытия пехоты. Армия теперь комплектовалась из аристократов (колесницы), колонистов (ударные части пехоты) и ополченцев.
Приблизительно с начала первого тысячелетия до нашей эры началось массовое использование наемников. Чужаков нанимали целыми отрядами, которые обычно поставляли соседние племена. Так, например, египтяне активно нанимали ливийцев (Западная Африка). Вождь и старейшины какого-нибудь племени отпускали небольшой отряд, например, часть дружины вождя и добровольцев. Жалование при этом выплачивалось всему племени, хотя и самим наемникам перепадало немало. В XVI веке до н. э. организованная таким образом армия гиксосов (союз народов на территории Сирии) завоевала Египет. Очень большую роль сыграли колесницы гиксосов, поскольку египтяне их не имели. Впрочем, египтяне вскоре смогли создать такую же армию и не только восстановить независимость Египта, но и заняться завоеваниями.
Войны в этот период шли в первую очередь за захват торговых путей. Наиболее богатые страны (Египет, Вавилония) были расположены в плодородных речных долинах, где отсутствовали металлы и дерево. Тот, кто контролировал обмен продуктов на металлы, получал огромную выгоду за счёт обеих торгующих сторон. Также накладывалась дань на побежденных.
Ассирийские воины
Ассирия (IX–VII вв до н.э.)
Ассирийцы довели до совершенства все типичные черты армий того времени и добавили к ним много нового.
Первоначально Ассирия представляла собой небольшое государство в верховьях реки Тигр, жители которого специализировались на торговле между Месопотамией и Малой Азией, где добывались многие металлы. Позднее, со становлением других государств, право на эту торговлю приходилось отстаивать силой. Войны шли с переменным успехом, пока в 745 г. престол не захватил крупный военачальник, получивший тронное имя Тиглатпаласар III. Он провел целый ряд реформ, создавших ассирийские армию и государство в том виде, в котором они в основном и оставались до конца империи.
Тиглатпаласар III создал первую в мире профессиональную армию. Она называлась "царский полк" (или, по другим источникам, "узел царственности", возможно, разный первод одного и того же термина) и состояла из воинов, которые и в мирное время продолжали находится в строю, проходя обучение. Первоначально это были исключительно ассирийцы, потом стали брать на службу и иностранных наёмников. "Царский полк" был не гвардией, то есть небольшим отрядом, а именно армией, поскольку составлял большую часть всех вооружённых сил Ассирии. Помимо царского полка, в армию входили колонисты. Ополченцев, составлявших основу войск других держав, ассирийцы практически не использовали. Таким образом, ассирийская армия была намного более обученной и дисциплинированной, чем армии ее соседей.
В Ассирии впервые начали массово применять железо для нужд армии. Все наступательное оружие (мечи, наконечники копий и стрел, кинжалы, топоры и т. д.) делали из железа, а не бронзы, как раньше (доспехи по-прежнему были бронзовыми). При этом железом вооружались не только отборные части, а вся армия. В мирное время оружие хранилось в царских арсеналах, поэтому армия всегда была хорошо и единообразно вооружена.
Осада города (ассирийский рельеф)
Ассирицы создали и широко использовали первые тараны, катапульты и осадные башни. С целью их обслуживания, а также ремонта дорог и наведения мостов в армию были включены специальные части, прообраз инженерных войск. Благодаря этим нововведениям ассирийцы смогли брать штурмом города, которые до этого поддавались только налету или измору.
Новым словом в кавалерии было появление всадников. Поскольку седел и стремян делать еще не умели, ассирийская конница комплектовалась по принципу одна лошадь — два ездока (это следует из ряда древних изображений). Один правит конем с помощью уздечки, другой, держась рукой за его пояс, бросает дротики. Такая конница использовалась в холмистых районах, где колесницы не могли проехать. Позднее, накопив опыт и столкнувшись со скифами, ассирийцы создали более обученную кавалерию, по принципу одна лошадь — один всадник. Нередко в поздней кавалерии служили те же скифы (наемники).
Также была создана профессиональная разведслужба, которой заведовал лично наследник престола. Ассирийцы посылали лазутчиков под видом купцов в соседние страны, причем делали это как в военное, так и в мирное время, по отношению ко всем соседям. Отчеты лазутчиков хранились в царском дворце. В качестве примера работы древних спецслужб можно привести следующий случай. В битве при Кадеше египетская армия попала в ловушку благодаря тому, что двое хеттских разветчиков, притворившись дезертирами, сообщили неверные сведенья. Тот факт, что фараон им поверил, говорит о чрезвычайной слабости египетской разведки, а возможно, и о ее отсутствии.
Ассирийцы же первыми применили тактику массового террора, с пытками и казнями огромного количества людей. И хотя уничтожение противника применялась всегда, именно ассирийцы стали последовательно уничтожать всех своих врагов, включая женщин и детей, с целью запугивания.
Благодаря своей профессиональной армии ассирийцы подчинили себе весь Средний Восток. Однако её содержание обходилось очень дорого — следующую подобную армию создадут только римляне восемь столетий спустя, когда Римская империя уже будет включать в себя большую часть западной Европы, всю Северную Африку, Балканский полуостров и Малую Азию. У ассирийцев такой экономической базы не было. Поэтому они накладывали на побежденных дань, которую сами называли "тяжелой". Если поданные подчинялись, они разорялись, если бунтовали — их уничтожали. Армия кормилась за счет добычи, и каждый новый царь должен был начинать с того, чтобы заново подчинять империю. Война стала обычным делом, а воинская добыча — постоянной статьей дохода.
Охота царя на львов (ассирийский рельеф)
Очень часто вспыхивали мятежи. Ассирийцам приходилось постоянно перебрасывать армию из одной области в другую, что мешало им закрепить свои победы. С другой стороны, лояльные провинции все больше пустели. Доходов на содержание армии не хватало, и необходимо было снова оправлять ее на войну, чтобы поправить дела грабежом. Сократить же численность войск Ассирия, военная держава со множеством внешних врагов, была не в состоянии. Положение страны, создавшей самую мощную для своего времени армию, было крайне нестабильным. Но до поры до времени страх перед "непобедимой" ассирийской армией и тот факт, что ассирийцы не давали никому из соседей усилиться, периодически нанося им поражения, позволяли Ассирии оставаться самой могущественной державой Древнего Востока.
Скифы
Первый сильный удар ассирийцам нанесли скифы. Благодаря большому количеству опытных всадников, которые могли держаться в седле без помощи рук, они внедрили технику конного боя. Вся армия скифов состояла из конных лучников. Во время битвы почти все, кроме тех, кто скакал впереди, отпускали поводья и начинали стрелять. Лошади бежали, как в табуне, за своими вожаками. Такая армия была очень мобильной и эффективной. Скифы часто нападали из засады, легко отступали, чтобы нанести удар снова. Только основательно измотав противника, скифы переходили к рукопашному бою. Стремян и седел с лукой, на которые можно опереться, скифы не знали, и отдача от удара копьем или даже мечом могла выбить всадника из седла. Поэтому, если дело доходило до рукопашной, всадники спешивались.
Нельзя сказать, что скифы уничтожили Ассирийское царство. Они охотно шли на переговоры и даже нанимались служить как ассирийским царям, так и их противникам. Однако нападения скифов ослабили ассирийскую армию. Кроме того, царь одного из мидийских племен, Киаксар, признав господство скифов и выплачивая им дань, сумел под их защитой объединить всю Мидию. Позднее он заманил скифского царя и его свиту на пир, где вырезал их. Скифы уже не смогли восстановить своё господство, а перед Ассирией возникло мощное государство, которое бросило ей вызов. Кроме того, ассирийцы не смогли подавить несколько мятежей и вскоре, увидев слабость ассирийского льва, против них выступили почти все народы Древнего Востока. Ассирия была уничтожена.
Персы
Персидский воин
Последней и самой крупной державой Древнего Востока было Персидское царство. Оно занимало современные Турцию, Египет, Иран, Ирак, Пакистан и Среднюю Азию. Персы относились к своим поданным мягче, чем ассирийцы, что позволило им создать довольно стабильную империю. Она делилась на сатрапии (провинции), многие из которых включали в себя целые страны. Первоначально персидская армия была традиционной, формируемой по милиционному признаку. При этом знать служила в коннице, а простые крестьяне — в пехоте. Позднее нужды империи привели к появлению постоянной армии, которая стояла гарнизонами в покоренных провинциях (вместе с тем для ведения войн собирались дополнительные ополчения).
Персидская армия периода расцвета империи состояла из частей набранных как из собственно персов так и из представителей других народов. Персы не платили налогов, но были обязаны отслужить определенное время в армии. Некторые из них оставались в армии на более долгий срок. Большую роль в армии играли другие иранские народы: мидийцы, эламиты, согды. За свою службу они получали землю, то есть фактически являлись колонистами. Обязательным правилом был запрет местным уроженцам служить в своей сатрапии. Так, египтяне не имели права служить в Египте. Гарнизоны находились в ключевых городах империи. В качестве платы воины получали продовольственный паек.
Во время войны персы набирали армию среди всех народов империи. Эта армия собиралась по милиционному принципу. Отряды формировались по национальному признаку, но командные должности занимали персы. Несмотря на это, вооружение отрядов не было стандартизировано, а соответствовало традициям каждого народа, что вело к разнобою в армии.
Часто можно встретить упоминания о том, что армии персов насчитывали неслыханное количество воинов — вплоть до миллионов. Разумеется, персы теоретически могли мобилизовать столько человек, однако при тогдашнем состоянии инфраструктуры было практически невозможно прокормить армию численностью свыше 100 000 солдат.
Персы почти полностью отказались от колесниц, заменив их конницей. Колесницы остались в качестве элемента престижа: так, царь выезжал в бой именно на колеснице. Иногда использовались серпоносные колесницы.
В своей тактике персы делали упор на использование лучников, как пеших, так и конных. Мощные залпы лучников и атаки великолепной конницы не раз приносили персам победу. Однако столкнувшись с греками, персы убедились, что их пехота намного уступает греческой.
Постепенно царская власть слабела. Знать, занимавшая все высшие должности в империи, закабалила свободных крестьян, поэтому персидским царям не из кого было создавать новую тяжелую пехоту. Ослабление центральной власти также привело к тому, что земли колонистов стали продаваться и делиться на части, а их новые владельцы уже не были воинами. Основной опорой власти становились отряды, набранные сатрапами. При этом на западе сатрапы широко использовали греческих профессиональных наемников, чьи боевые качества были намного выше ополчений, на которые мог теперь рассчитывать царь. Возросла угроза сепаратизма со стороны сатрапов, которые все больше укреплялись в своих владениях. Некоторые даже вели междуусобные войны и помышляли об отделении от империи.
Персидский царь Дарий и мятежники
Однако царь располагал намного большей казной, чем любой из сатрапов. Поэтому последний из великих персидских царей Артаксеркс III сумел, набрав новых греческих наемников и переманив более высокой платой отряды сатрапов, вновь подчинить себе всю империю. При нем греки фактические заняли место постоянной армии империи. В случае войны царь располагал личной гвардией, отрядами греческих наемников и ополчениями различных народов, в том числе персов. Эта комбинация великолепной персидской конницы, многочисленной легкой пехоты из покоренных народов и тяжелой пехоты — греческих наемников — позволила царям сохранять свою империю и подавлять как восстания покоренных народов, так и мятежи собственных сатрапов. Но зависимость армии империи от иностранных наемников, которые к тому же выступали в качестве основной опоры центральной власти, ставило само существование государства в зависимость от лояльности греков и возможности найма новых отрядов.
Использованная литература
Азимов А. Ближний Восток. М., Центрполиграф, 2002.
Белявский В. А. Тайны Вавилона. М., Вече, 2001.
Дюпюи Р. Э. Всемирная история войн. Т. 1. С-Пб., АСТ, 2000.
История Древнего мира. Т. 1, 2. М., Наука, 1983.
История Древнего Востока. М., Высшая школа, 1988.
Разин Е. А. История военного искусства. М., Полигон, 1994.
Саадаев Д.Ч. История Древней Ассирии. М., Наука, 1979.
Шилюк Н. Ф. Древний Восток. Свердловск, изд. Уральского университета, 1991.