Сейчас даже странно вспоминать, что всего-то лет десять назад приходилось объяснять (сначала издателю, а затем и читателю), что такое "книга-игра". Хотя и сегодня объяснить удалось еще не всем. И не все: типы и виды книг-игр уже не исчерпываются одними лишь гейм-буками с ветвящимся сюжетом... но об этом как-нибудь отдельно и потом.
А сейчас, озаботившись отсутствием в разделе статей, нахально предлагаю собственное далеко не новое творение, которое статьей прошу не считать.
Александр Куликов
Книга или игра?
(автодайджест из гейм-бука "Меч и судьба" - М., Файн, 1993 - 320 с., ил.
Формат 60х84/8 (А4)
Тираж 50000 экз.)
Изобрел книгу-игру, конечно... читатель - тот, кому не хотелось расставаться с любимыми героями и кто все жаждал продолжения приключений. Именно ему, этому вдохновенному энтузиасту, казалось: прочитай еще раз, и все переменится - подоспеет помощь, и рассеется тьма, а герой останется жив и совершит еще множество удивительных подвигов.
Чисто литературный же приоритет принадлежит здесь, как ни странно, родному нашему отечеству. Вспомним три поездки былинного Илью Муромца. Добравшись до сюжетной развилки у камня на распутьи, доблестный богатырь не поленился исследовать все три возможности и составить собственный, совершенно оригинальный сюжет. А результат зафиксировал на том же камне: "Налево ездил - убит не бывал..."
В большой литературе нового времени подобным вариативным сюжетосложением занимались, например, такие писатели, как Джек Лондон ("Дороги судьбы") и Джон Фаулз ("Женщина французского лейтенанта"). Собственно же книги-игры (game-books) на европейском рынке появились в самом начале 70-х годов нашего века. Этот новый и оригинальный тип издания определенно имел связь с бумом популярности компьютерных игр и был своеобразной попыткой перенести "блочную" структуру сюжета компьютерной программы на книжную страницу.
Сегодня за рубежом книги-игры печатают несколько специализированных издательств, и счет выпусков уже идет на десятки. Сложилась уже и определенная специфика. Так, британский "Puffin" работает в основном для детей, выпуская множество гейм-буков с весьма разветвленным сюжетом, но практически с одними типизированными правилами; американская фирма "TSR" удовлетворяет интересы самой широкой аудитории - от младших школьников до пожилых людей; "TOR" известна своей серией "Cross-roads", каждый из выпусков которой построен на творчестве определенного известного писателя.
На книжных полках нашей страны издания подобного рода только появляются и пока еще ищут свою аудиторию. А читатель, как известно, прежде всего снимает с полки книгу, а уж потом, возможно, вступает в игру.
Современный западный гейм-бук - скорее инструкция к игре, чем литературное описание приключений героя. Там авторы больше уделяют внимания тому, что происходит, а не как описано развитие событий. И такой принцип тоже имеет право на существование, но только - когда уже сложилась аудитория, когда есть свой читатель, поднаторевший уже в добром десятке вариативных сюжетов, и налажен ритмичный массовый выпуск все новых и новых гейм-буков.
Наше издание - особое: в него можно не только играть - его можно и читать. Пусть не все эпизоды подряд складываются в связное повествование (с сюжетом мы все-таки играем), но каждый эпизод сам по себе - это хотя бы претензия на литературу, а не голая инструкция по сборке сюжетной конструкции. Конечно, то, что написано в эпизодах - вовсе не классический рыцарский роман. Сегодня читать в оригинале творения пятисотлетней давности иногда трудно, часто непонятно, а оттого порой и скучно. Поэтому наши герои подчас ведут себя довольно современно, невзирая на почтенный возраст, и в том нет особого греха против исторической истины: за полторы тысячи лет сам человек изменился куда меньше, чем описывающая его литература.
Не обошлось, разумеется, и без того, чтобы присочинить от себя и кое-что такое, чего не найти в традиционных записях английских народных баллад. Мы искренне полагаем, что длинная дорога - в жизни и в литературе - суждена только настоящим рыцарям, а потому и вели дело к тому, чтобы выживали только лучшие представители этого славного племени. Да ты и сам уже, наверное, заметил, читатель: если на страницах-дорогах нашей книги-игры вел ты себя, как подобало рыцарю, то и приключения твои по духу и обстоятельствам оставались вполне рыцарскими. Если же пытался ты вести себя недостойно либо вообще хулигански, то и заносило тебя соответственно в такие места, которых не пожелала бы Артурову рыцарю даже Фея Моргана, и странствия твои - по заслугам - оказывались столь же недолгими, сколь и бесславными. И так будет всегда - во всяком случае, в той серии гейм-буков, начало которой, возможно, положит эта книга-игра.
Приложение (рассредоточенное по всей книге)
Инструкция по отысканию случайного решения методом Монте-Карло
Монета имеет обыкновенно две стороны, по-ученому - "аверс" и "реверс", по-простому же - "орел" и "решка".
Настоящий орел встречается на монетах старинных и иностранных, если ветер странствий занесет их в твой кошелек - да и то не на всех. На современных же монетах можешь считать "орлом" герб страны, а "решкой" - ту сторону, где нет "орла".
Бросать, вообще-то говоря, можно не обязательно монету, а любой предмет, у которого ты можешь отчетливо различить стороны. Если сторон две (как у монеты), предмет получается плоским, и "орлом" у него будет та сторона, где есть герб (как на щите) или масло (как на бутерброде). Но бросать щит тяжело и опасно, а бросать бутерброд неприлично и жалко, поэтому лучше и проще обойтись традиционной монетой.
ПРИМЕЧАНИЕ: Лучше пользоваться монетой современного чекана. Древние монеты налиты тяжестью благородного металла и в полете небезопасны. Бумажные же деньги легковесны и совершенно не годятся для бросания - разве что на ветер.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: ГНУТЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ МОНЕТЫ НЕ БРОСАТЬ!
Примечание для тех, кто затрудняется в выборе (при выборе из трех альтернатив)
На выручку может прийти все та же монета.
Оказывается, сторон у нее на самом деле не две, а три. Ведь и самая тонкая монета имеет толщину, а стало быть - ребро. Конечно, в нормальной жизни монеты просто так на ребрах не стоят, но разве рыцарские подвиги среди всякого колдовства - дело обычное? Так что смело пользуйся монетой и для выбора из трех возможностей. Ну, а поскольку "ребро" выпадает все же значительно реже прочих вариантов, то с этой стороной монеты свяжи для себя ту возможность из трех, которая с твоей точки зрения наименее вероятна в повседневном рыцарском обиходе.
Примечание для затрудняющихся в выборе (при выборе из четырех альтернатив)
Брошенная монета, оказывается, не всегда падает непременно орлом, решкой или даже ребром. Бывает, что она как-то там падает, а как в точности - неизвестно, потому что упала она куда-нибудь в болото, кому-нибудь за шиворот или обратно в кошелек.
Гадать на монете таким образом особенно удобно, когда одну из возможностей игнорировать как будто нельзя, а всерьез принимать вроде стыдно - вот прямо как сейчас, когда Ланселот решительно не знает, что ему делать с Лионелем. В таких случаях честно распределяй шансы, честно кидай монету... куда-нибудь, а потом столь же честно поступай так, как подсказывает тебе внутренний голос или внешнее чутье.
Традиционное и последнее примечание для затрудняющихся в выборе
Семь вариантов выбора? Не беда! Бросать монету семь раз тебе не придется - достаточно и одного: ведь на самом-то деле упасть она может как раз семью различными способами. Четыре из них уже известны - орлом, решкой, на ребро и обратно в кошелек. Но все это в том случае, если монета долетит до земли, стола или кармана. А ведь силы зла столь могущественны, что им ничего не стоит наслать ворона, дракона или ураган, чтобы, нарушив полет мелкой монетки, сокрушить столбовую дорогу великого подвига.
Значит, твоя монета может быть унесена ветром или птицей, может повиснуть в воздухе, наконец, может просто раствориться в небе - вот три исхода, завершающие магическую семерку вероятных вариантов выпадения монеты. А что чему поставить в соответствие - ты уж как-нибудь сам реши (таких расстановок, кстати, возможно всего лишь 5040 штук - какие возможности открываются тут для интеллектуального рыцарского досуга!).
Конец всех примечаний