© Godmaker, 2002
Ролевая система одноходового боя (СОБР) предназначена для быстрого отыгрыша сражений. В основном, это необходимо для игр на форумах и по электронной почте, где бой по обычной настольной системе может так затянуться, что это приводит к разрушению игры, утрате атмосферы и потере интереса у игроков. В "живых" играх систему можно использовать для определения результатов сражений больших отрядов в несколько десятков или сотен бойцов, если возникает такая необходимость. Изложенные ниже правила представляют собой концепцию, общий подход, который можно использовать в сочетании с любыми настольными системами, построив на его основе специальную одноходовую версию правил боя.
В основу системы был положен принцип отказа от прямого моделирования действий персонажей. Вместо этого предложено моделировать непосредственно результат боя, а действия персонажей в бою реконструировать в виде "художественного описания", на основе уже определенных результатов. Игроки влияют на результат боя, делая предварительные заявки, описывающие их поведение в бою.
В систему заложена достаточная, при заданных условиях, управляемость, чтобы составление заявки игроком и согласование заявок между игроками, оставалось увлекательным делом. Предложенные для определеня результатов боя параметры достаточно характерны, чтобы учесть разнообразие тактических условий, хороший отыгрыш или необычные решения игроков. Допущенный в системе уровень случайности результатов сражения приближается к уровню случайности в обычной настольной системе.
Приведенные ниже правила следует использовать в игре, основываясь на обычном для ролевых игр принципе, подразумевающем, что система описывает наиболее частые, стандартные случаи, а все отклонения от условий, в которых они действуют, подвергаются рассмотрению ведущим.
Система содержит вычисления, которые сложнее принятых в настольной игре. Однако, с учетом того, что цель этих правил - экономия числа форумных постингов, а не времени расчета хода, это не так существенно. Большинство вычислений можно проделать в уме, хотя проще использовать калькулятор либо несложную программу.
Описание системы ориентировано на фэнтези, хотя совершенно без всяких изменений подходит для моделирования современного боя между небольшими отрядами.
Параметры бойца
Одноходовая система боя требует ввода особых характеристик, отличных от традиционно используемых в настольных РИ, но напоминающих характеристики, описывающие бойцов в варгеймах. Параметры бойца (ПарБ) описывают боевые качества одного конкретного бойца отряда.
Ниже предполагается, что все характеристики, используемые в игре, принадлежат к диапазону 1-20. Ввод характеристик с другим диапазоном требует применения других кубиков, вместо к20, который используется в описываемой системе.
Тактика (Т). Способность бойца действовать в бою в соответствии с намеченным планом и реагировать на меняющуюся обстановку. Тактика отвечает за навязывание противнику своего способа боя, не выгодного для него. Тактика - это тренируемое умение.
Боеспособность (Б). Совокупность всех боевых качеств бойца, способность побеждать при заданных условиях боя. Боеспособность определяется для каждого вида боя в отдельности, то есть, возможен боец с высокой боеспособностью в ближнем бою, и низкой - в бою на дистанции, либо наоборот. Боеспособность для каждого вида боя - это тренируемое умение.
Выдержка (В). Хладнокровие, отвага, боевой дух и моральное состояние бойца. Выдержка определяет выход бойца из сражения, в случае проигрыша. Боец с хорошим самообладанием при поражении сможет отступить, в то время, как морально неустойчивый боец предпочтет сдаться в плен. Выдержка определяется на основе базовых характеристик.
Защита (З). Способность бойца избегать повреждений, ран и травм во время боя. Имея низкую защиту можно погибнуть, даже одержав победу, "ценой собственной жизни…". Напротив, боец с высокой защитой даже после поражения способен отступить невредимым и продолжить борьбу. Защита может быть как тренируемым навыком, так и характеристикой, производной от базовых.
Ущерб (У). Опасность бойца для физического здоровья противников, его физическая сила, а также мощь и качество оружия в его руках. Сила не влияет на ущерб от механического оружия, в этом случае ущерб будет одинаков для любого бойца. Ущерб определяется только на основе базовых характеристик и снаряжения.
Раны (Р). Степень повреждений, которые боец получил в бою. Раны определяют его состояние в целом, а также степень боеспособности. Боец, получивший тяжелые раны, может выйти из строя, и в любом случае, не сможет сражаться так же хорошо, как в здоровом состоянии. У здорового бойца эта характеристика равна нулю, и может быть увеличена при получении повреждений в бою. Этот параметр влияет на другие - чем сильнее боец ранен, тем труднее ему участвовать в бою. Тактика, боеспособность, выдержка, защита и стойкость бойца уменьшаются на значение параметра "Раны" после завершения боя.
Стойкость (С). Способность бойца переносить раны и травмы во время боя. Стойкость определяется физической формой бойца, его здоровьем и способностью переносить боль. Боец с высокой стойкостью остается в строю, даже будучи сильно раненым, также его труднее убить в бою. Стойкость определяется на основе базовых характеристик.
Параметры отряда
Для определения результатов боя необходимо учитывать не только характеристики бойцов, но и характеристики сражающихся отрядов, в целом. Часть параметров отряда (ПО) определяется на основе характеристик входящих в него бойцов, часть является независимыми. Большинство этих характеристик рассчитывается для каждого конкретного боя.
Численность (Ч). Количество бойцов, входящих в отряд. Параметр необходим для учета влияния численного преимущества на результаты боя. Численное превосходство дает преимущество в тактике, боеспособности, выдержке и ущербе по сравнению с противником.
Тактика отряда (ТО). Общая характеристика тактических возможностей отряда. Она может определяться на основе тактических способностей командира или как средний показатель по отряду, если командир отсутствует.
Боеспособность отряда (БО). Общий показатель боеспособности всего отряда в целом. Именно он и определяет победителя при заданных тактических условиях.
Выдержка отряда (ВО). Характеристика морального состояния всего отряда, определяется на основе выдержки входящих в отряд бойцов, с учетом численности обеих сторон. Выдержка отряда увеличивается с ростом числа его бойцов и уменьшается с ростом числа их противников.
Ущерб отряда (УО). Средний показатель ущерба отряда. Является усредненной величиной, с учетом численности сражающихся сторон. Чем большие отряды сталкиваются в бою, тем больше ран получают участники сражения.
Виды боя
С точки зрения тактики, все условия боя можно разделить на несколько основных видов сражения. Виды боя (ВБ) определяются расстоянием, на котором происходит бой, и используемыми средствами боя. В этой системе учитываются только те виды боя, которые наиболее характерны для сражений в настольных ролевых играх.
Каждому виду боя соответствует параметр боеспособности бойца. Таким образом, любой боец обладает пятью видами боеспособности с различными значениями, которые зависят от его профиля, подготовки и практики. Боеспособность по каждому из видов боя является отдельным тренируемым умением.
Плотный бой (ПБ). Вид боя, в котором противники находятся на расстоянии не дальше протянутой руки, а сражение происходит врукопашную. Для этого вида боя характерно использование приемов кулачного боя, ножей, кинжалов, кастетов и другого оружия небольшого размера.
Ближний бой (ББ). В ближнем бою противники находятся на расстоянии длины клинка, используя при этом холодное оружие среднего и большого размера. В ближнем бою обычно сражаются мечами, топорами, булавами, копьями и т. п.
Короткая дистанция (КД). Под боем на короткой дистанции подразумевается сражение, в котором участники находятся за пределами досягаемости холодного оружия, но все же лицом к лицу друг с другом. Для этого вида боя свойственно использование метательного и стрелкового оружия.
Средняя дистанция (СД). Бой на средней дистанции ведется на значительном расстоянии, хотя противники видят друг друга на поле боя. Обычно на средней дистанции используют луки и арбалеты.
Большая дистанция (БД). Бой на большой дистанции возникает, когда противники находятся на пределе видимости друг друга. Этот вид боя возможен лишь при наличии особо дальнобойного оружия.
Цели боя
Под целями боя понимается задача бойцов по отношению к отряду противника, определяющая способ, которым достигнута победа. В бою может быть поставлена любая из целей, а также любая комбинация целей. По крайней мере, одна цель должна быть выбрана обязательно. Обычным для боя является охват всех целей сразу. Если какая-то цель не ставится, это резко ограничивает возможности бойцов в бою.
Наличие или отсутствие какой-либо цели боя не означает невозможность тех или иных событий в бою, но только устанавливает акценты. Например, стремление отряда не дать противнику отступить означает действия, которые осложнят отступление, но не исключат его.
Отступление противника. Цель подразумевает, что допускается отступление противника в случае его поражения. Отсутствие этой цели в бою означает действия по принципу "Никто не должен уйти", что, в целом, сильно затрудняет победу, потому что противник сражается до последнего. Эта цель может быть поставлена только в случае принципиальной возможности отступления противника.
Сдача противника. Наличие этой цели означает, что допускается взятие противника в плен. Отсутствие этой цели в бою равносильно приказу "Пленных не брать!". Отсутствие этой цели заметно затрудняет победу, так как бойцы противника исключат для себя возможность сдачи в плен. Эта цель может быть поставлена только в случае принципиальной возможности сдачи противника.
Повреждение противника. Присутствие этой цели означает, что в бою допустимо и желательно физическое повреждение бойцов противника, нанесение им ран и увечий. Отсутствие этой цели означает, что бойцы должны избегать нанесения урона бойцам противника, достигая победы не уничтожением противника, а его отступлением или сдачей в плен.
Условия боя
Условия боя означают риски, которым готовы подвергнуться бойцы, вступая в сражение. Конкретный бой может допускать любые условия, а также любые их сочетания, либо не допускать ни одного из этих условий. Для обычного боя характерно присутствие всех условий. Отсутствие или наличие любого из условий сильно меняет шансы на победу в целом и способы ее достижения.
Риск повреждений. Вступая в бой с этим условием, боец допускает определенный риск получения травмы. Если это условие отсутствует, значит боец основное внимание в бою уделяет защите себя от повреждений, что затрудняет его победу.
Сдача в плен. Наличие этого условия означает, что в случае поражения, боец может сдаться в плен, в случае угрозы его жизни. Присутствие условия затрудняет победу, но облегчает выживание в бою. Отсутствие условия означает, что боец не сдасться в плен ни при каких обстоятельствах. Это может быть вызвано постановкой боевой задачи, либо принципиальной невозможностью сдаться в плен, например, если идет бой с дикими зверями.
Отступление. Присутствие этого условия участия в бою означает, что боец может отступить в случае поражения. Отсутствие этого условия означает, что боец не отступит ни при каких обстоятельствах, что способствует победе, но увеличивает шансы получить повреждения или сдаться в плен. Это может быть вызвано постановкой боевой задачи, либо принципиальной невозможностью отступления, например, если отряд попал в окружение.
Следует иметь в виду, что отступление подразумевает как бегство с поля боя, так и организованный отход. Для ролевой игры (в отличие от варгейма) это не существенное различие. Если какой-то конкретный боец сбегает во время сражения, но его отряд одерживает победу, он в последствии все равно присоединяется к отряду. Если часть побежденного отряда обратилась в бегство, а часть отступила, в последствии они могут объединиться. Важно лишь то, что бойцы остались живы и боеспособны.
Спасение раненых. Это условие означает, что бойцы отряда стараются спасать своих раненых товарищей, потерявших боеспособность. Если это условие отсутствует, шансы на победу в бою сильно повышаются, однако все бойцы, утратившие боеспособность, остаются на поле боя вне зависимости от исхода сражения. В случае поражения они не смогут отступить вместе с уцелевшей частью отряда. В случае победы при прорыве они не смогут последовать за отрядом, их просто бросают.
Использование оружия
Каждый вид оружия может быть использован в строго определенных видах боя - одном или нескольких. Кроме того, каждый вид оружия определенным образом меняет параметры бойца, добавляя к ним бонусы оружия (БО). В самом невыгодном положении находится безоружный человек. Любое оружие дает бонусы к различным параметрам относительно безоружного, величина бонусов зависит от конкретного оружия. Бонусы оружия определяются по таблице "Оружие".
Оружие
|
|||||||||
Оружие
|
Виды боя
|
Бонусы к характеристикам
|
Ущерб
|
||||||
ПБ
|
ББ
|
КД
|
СД
|
ДД
|
Б
|
З
|
|||
Рукопашный бой
|
х
|
0
|
0
|
С*
|
|||||
Кастет
|
х
|
1
|
0
|
С
|
|||||
Нож
|
х
|
х
|
2
|
1
|
С+1
|
||||
Меч
|
х
|
х
|
3
|
1
|
С+2
|
||||
Копье
|
х
|
х
|
2
|
2
|
С+2
|
||||
Топор
|
х
|
3
|
0
|
С+5
|
|||||
Праща
|
х
|
1
|
0
|
С+1
|
|||||
Лук
|
х
|
х
|
2
|
0
|
С+2
|
||||
* С – значение силы бойца, в диапазоне от 1 до 10 |
Тактические коэффициенты и поправки
Тактическая поправка (ТП) - это значение, которое прибавляется к одной из характеристик бойца при определении результатов боя, для того, чтобы отразить влияние тактической обстановки на исход сражения. Поправка может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Она может быть различной для разных характеристик.
Тактический коэффициент (ТК) - это число, на которое необходимо умножить соответствующую характеристику, чтобы получить значение поправки. Тактический коэффициент определяется из выбранных целей и условий боя, в соответствии с таблицей "Тактические коэффициенты".
Тактические коэффициенты | |||||
Тактические задачи | Т | Б | В | З | У |
Цели боя | |||||
Отступление противника | +1 | +1 | -1 | ||
Сдача противника | +1 | +1 | +1 | ||
Повреждение противника | +1 | +1 | -1 | +1 | +2 |
Условия боя | |||||
Риск повреждений | +1 | +1 | +1 | -2 | |
Сдача в плен | -1 | -1 | -1 | +2 | |
Отступление | -2 | -2 | +2 | +1 | -1 |
Спасение раненных | -1 | -1 | -1 | -2 | -1 |
Для того, чтобы определить тактический коэффициент одной из характеристик, нужно сложить числа, находящиеся в строках, соответствующих выбранным целям и условиям, в колонке выбранной характеристики. Например, если выбрана цель "Отступление противника" и условие "Риск повреждений", тактический коэффициент тактики будет равен +2, а тактический коэффициент выдержки - нулю.
Для определения тактической поправки нужно умножить значение соответствующей характеристики на ее тактический модификатор и разделить на 5. Результат нужно округлить до целого. Тактическая поправка вычисляется, исходя из суммы значения соответствующего параметра бойца (ПарБ) и бонуса оружия к этому параметру.
ТП(ПарБ) = ТК(ПарБ)x[ПарБ+БО(ПарБ)]/5