Некоторые вопросы подхода
Отчасти этот текст написан для того, чтобы разъяснить мою точку зрения на ряд аспектов Маскарада как системы. Не следует забывать, что, с одной стороны, авторы Маскарада стремились достичь определенной реалистичности там, где они разбирались в проблеме (мир тьмы есть достаточно близкая проекция нашего), а с другой, Маскарад как система была рассчитана на американских или европейских игроков, вряд ли планирующих действие своей хроники в России.
Меж тем реалии наших стран достаточно отличны друг от друга. Стандартный сюжет Маскарада разворачивается как правило в большом мегаполисе, способном прокормить значительное число каинитов - на Российской территории таких городов немного. Значительно влияет на положение каинита и американская правовая система, позволяющая вампиру лучше защищать свое privacy. Там не было обязательных субботников или участковых, имевших привычку ходить в гости к жильцам.
Следовательно, нам следует несколько доработать систему, так, чтобы она была бы рассчитана на наши реалии, особенно реалии глубинки, и не смотрелась бы развесистой клюквой на фоне иллюстрации к “Тетрису”. Разобраться в том, кто господствовал в России с древнейших времен, как выглядит ситуация сейчас и что представляют собой российские охотники. А чтобы избегать противоречия с тем, что уже написано, будем считать, что существующая информация - то, что известно о России на Западе и в США, а настоящие реалии могут и отличаться.
Еще одна деталь касается сочетания принципов Маскарада и понимания истории. Не следует представлять всю историю Земли как тень политических интриг вампиров, пачками записывая в них всех заметных исторических личностей - каиниты четко оценили принцип тайной власти и управления по нитям, тем более что цель их сообщества не столько подчинение людей себе, сколько обеспечение безопасности своей инфраструктуры в их обществе. Вампир - ночное существо, и распорядок дня политического деятеля ему противопоказан. Все-таки сложно представить великие битвы истории или большинство торжественных мероприятий происходящими ночью. А это значит, что вампирами во власти были все же не первые, а вторые или третьи лица.
Что же до истории о том, что до 1991 СССР правил совет Бруджа, а затем их поела Баба-яга, оказавшаяся Носферату 4-го поколения, которую затем поела еще одна “носиха”, замаскированная под маленькую девочку, то я думаю, что и у самих вампиров есть легенды, которые рассказывают неонатам для того, чтобы скрыть правду или просто горькое поражение. Ведь следует помнить что все то, что знают смертные, было специально вложено в соответствующие головы. Игра прекрасно закладывает в головы смертных соответствующие стереотипы, в то время как на самом деле все несколько не так. На Маскараде можно надеть различные маски, но мало кто способен догадаться, что настоящий вампир придет на такой праздник в маске вампира.
А вообще - большое спасибо Другому Максу, Сканди, Никки и Чи за консультации при разработке новой для меня темы.
Каиниты до Великого Октября
На территории России вампиры существовали достаточно давно - не забудем, что Украина есть один из тех регионов, где предания о живых мертвецах были в ходу особенно давно. Вспомним хотя бы рассказы Алексея Толстого, появившиеся до аналогичных произведений на Западе, или то, что термины “воевода” или “колдун” до сих пор в ходу (смотри книгу о Шабаше).
Какие именно кланы? Ни один из стандартных семи кланов Камарильи для этого особо не подходят. Потому в первую очередь на ум приходят Старые Зимищи - те, кто в своих исканиях не подхватил симбиот Изменчивости. Не забудем, что они - один из древнейших кланов, традиционные земли которых не так уж далеко.
Вероятно, Зимищи делились на несколько линий крови, часть которых просто не была известна в Европе. Напомним, что каждый из них имеет Анимализм и Прорицание, а третьей дисциплиной было или Доминирование, или Чародейство (то есть пресловутая колдуническая магия), или Могущество.
Не влезая во власть самостоятельно, Зимищи правили посредством советников - пресловутых волхвов. Именно с этого времени для России стала важной тема “родной земли”, с которой, как говорят, была связана неизвестная за пределами России линия колдовства, связанная с управлением погодой и рельефом - но исключительно на своей родной территории. Необычно холодные зимы времен вторжения Наполеона или Гитлера могут быть связаны именно с ней.
Вторым кланом местного происхождения являлись, скорее всего, Гангрел, которые достаточно быстро освоили открытые пространства русских равнин и сосуществовали с Гару в состоянии вооруженного нейтралитета. Не принимая активного участия в политике, Гангрел всегда имели сильное влияние в России, которая дольше других страноставалась преимущественно аграрной. Часть Гангрел имела скандинавское происхождение, часть пришла с Востока вместе с монголами, но линии быстро смешались, и отчасти потому образ серого волка так популярен в России и имеет отношение не только к оборотням.
Есть предположение, что на Украине и ее окрестностях была еще одна линия - классические красногубые “упыри”. Их дисциплинами, скорее всего, были Могущество, Стойкость и Анимализм, однако упырь был обязан спать только в своем собственном гробу, возвращаясь в него с восходом солнца, из-за чего они были еще более территориальны, чем Зимищи. В настоящее время эта линия практически полностью уничтожена, и существует альтернативная версия о том, что большинство таких упырей произошло от одного Гангрела, потерявшего свою человечность - каждый раз, когда он поднимался из торпора, он, сам того не понимая, даровал Обращение своим жертвам, после чего убегал от крестьян, вооружавшихся против него, и снова уходил в торпор. Новобращенные, не получая никаких знаний о своей природе, помимо народных поверий, быстро сходили с ума от Голода и слепо атаковали деревни, порождая истории о упырях, часто появляющиеся в разных местах и в разные времена.
Первые Вентру появились, скорее всего, не из Европы, а из Византии (бюрократический рай того времени) и были ответственны за Крещение Руси, при помощи которого они стремились вытеснить Зимищи. В принципе это у них получилось - Зимищи переместились в провинцию, поближе к родным землям, и выкурить их оттуда было труднее. Поэтому, особенно до разделения вамп-сообщества на Камарилью и Шабаш, между двумя кланами установился паритет.
Монгольское вторжение вряд ли было инспирировано восточными вампирами (у куй-дзин просто совсем иные цели существования), а вот в агрессии Тевтонского Ордена явно видны стремления клана Ласомбра расширить на восток свою территорию.
Вообще заметим, что позиции Камарильи в России всегда были относительно слабы. Сказывались и особенности рельефа (большое число лесных массивов, где обитали Гару, и малое число больших городов),и близость Польши, которая по ряду причин достаточно быстро стала территорией Шабаша, вампиры которого беззастенчиво использовали крестьян как слуг и стадо - исторические данные о жизни холопов под панами-кровопийцами косвенно указывают на это. В русской истории есть даже крестьянское восстание, направленное против вампиров - Красноводский бунт крестьян под руководством Дмитрия Акакиева против пана Томашевского, выходца из Польши, получившего за заслуги в борьбе с самозванцем значительный земельный надел.
В исторических документах фигурирует факт, что Томашевский отличался редкостным садизмом, а под старость явно сошел с ума, занимаясь алхимией, а восстание началась, когда приходской священник посмел перечить ему, после чего “черный пан” публично перерезал попу горло и выпил чашу его крови в качестве жеста устрашения. Известно также, что пана не просто убили, а то ли посадили на осиновый кол, то ли просто воткнули ему его в сердце, причем удар нанес лично Дмитрий. После убийства одного кровопийцы восстание перекинулось на иные владения, но было подавлено. Акакиев был схвачен правительственными войсками, бит кнутом и четвертован на площади города при большом стечении народа, сохранив присутствие духа и взывая у господу.
Другим мероприятием, направленным на уничтожение вампиров, была Опричнина. Опричники не случайно так часто пользовались огнем и постоянно таскали с собой метлы (в действительности просто заточенные деревянные колья с веточками беладонны). Движение возникло как стремление Ивана Грозного избавить страну от каинитов - сам он не был вампиром, но инстинктивно чувствовал, как много нежити вокруг него, и стремился “уничтожить порожденья бесовские”. Кончилось все тем, что он просто сошел с ума, перебив множество невинных и так и не выполнив своей цели. Зато опричнина идеально наложилась на возникшую тогда проблему у Зимищи - есть версия, что тогда они схлестнулись с Гангрелами, попытавшись проводить на них эксперименты, и последние воспользовались опричниками для того, чтобы ликвидировать соперников - вспомним носимые опричниками собачьи головы - многие из таковых могли быть и гулями.
Тем не менее традиционный миропорядок был разгромлен и вызвал к жизни Смутное Время, во время которого состоялось первое массированное пришествие европейских каинитов на российскую почву, причем в основном это были представители Шабаша с территории Речи Посполитой.
Вампиры из более эстетных кланов наподобие Вентру или Тореадоров скорее всего появились у нас вместе с преобразованиями Петра, а первые Русские Сиры, связанные с Камарильей, получали становление на Западе. Пожалуй, со времен Екатерины они окончательно вытеснили старые кланы, а начиная с конца наполеоновских войн (в которых угадывается очередная попытка Европейской Камарильи ввести Россию в свою сферу влияния и окончательно оттеснить Зимищи) они четко угнездились у власти, и агония поздних Романовых могла быть связана именно с тем, что относительно чуждая России верхушка совершенно забыла о стране. Это можно связатьи с тем, что Россия оказалась в поле зрения Шабаша (по некоторым данным, запределами столиц его влияние достигало 80%), и с тем, что в начале ХХ века баланс власти резко накренился в пользу Тореадоров, ориентировавшихся не на эффективность, а на внешний эффект.
Тем более, что на территории России практически не было сильной организации Охотников - со времени господства Вентру придворе организациям этого типа начали активно чинить препоны (характерный пример - церковная политика Петра 1-го), и предреволюционная Россия со всем ее декадансом была раем для каинитов, бояться которым было некого.
Жизнь вампира в Советском Союзе
Относительно Великого Октября мое мнение расходится с книгой Rage across Russia, согласно которой революцию целиком и полностью сделали Бруджа. Их желание перевернуть мир и поставить великий эксперимент, конечно же, имело место, но наложилось и на общую революционную ситуацию, и на то, что с вампирами надо было что-то делать - из-за своей откровенно эгоистичной политики они балансировали на грани нарушения Маскарада, откровенно доминируя царскую семью. Бруджами были идейные анархисты или некоторые сторонники перманентной революции или раздувания мирового пожара, но представлять себе ими всех коммунистов было бы ошибкой. Например, представления о партии как “ордене меченосцев” и тенденции превращения коммунизма в квазирелигиозную систему заставляют думать о некотором влиянии Ласомбра, которых в отличие от Вентру, интересовала власть исключительно ради власти. Правда, не очень понятно, как они оказались среди инициаторов восстания, есть вероятность, что они проникли в систему позже.
Имхо, каиниты отчасти спровоцировали события, а далее смертные сделали все сами, что и определило дальнейшее развитие событий. После победы, когда надо было строить новый мир, сторонники перманентной революции отправились раздувать мировой пожар дальше, а их креатуры остались в России и были уничтожены - с укреплением сталинизма ни одно существо не должно было быть круче великого вождя.
Почему каиниты позволили Сталину придти к власти? Возможно, у них не было силы помешать этому. Возможно, они видели необходимость в сильном лидере. Но скорее всего им казалось, что они все равно правят на самом деле.
Как бы то ни было, Россия в советские времена была очень недружелюбной для вампиров страной. Решающую роль в этом сыграло то, что так как среди сторонников старого режима было достаточное количество каинитов, привыкших защищать свои интересы любыми способами (вплоть до методов устрашения от Дракулы), то раздел ВЧК, занимавшийся непосредственно ими, появился практически мгновенно, в самом начале гражданской войны. Тем более, что достаточное число советских вождей происходили из тех регионов России, где вампиризм был традицией со времен господства Зимищи и представляли себе характер опасности.
Решающим моментом была история, связанная с убийством царской семьи, члены которой, желая сохранить власть любым способом, согласились на Становление - беспрецедентный акт даже с точки зрения Маскарада. Как говорят, именно этим и объяснялся “ритуальный” характер убийства и проблемы, связанные с идентификацией останков.
Сотрудники отдела внесли значительный вклад в борьбе с белым движением,уничтожив практически всех каинитов, в открытую противостоящих советской власти, и, не без помощи части Камарильи, избавили страну от влияния Шабаша. Говорят, что выяснилась интересная подробность - убежденные коммунисты обладали не меньшим запасом Истинной Веры, чем христиане, и против комиссара вампир часто оказывался бессилен.
Когда уничтожение любых инакомыслящих и инакоживущих стало частью государственной политики, каинитов быстро извели почти под ноль. Повлияла и малая плотность населения, и достаточно жесткий контроль за перемещением и поведением народа - от прописки до обязательного участия в массе мероприятий. Не говоря уже о том, что любое особо жестокое убийство, к которому относились жертвы вампира, считалось чрезвычайным преступлением и расследовалось на уровне подключения возможностей всей страны. Не говоря о постоянном доносительстве - а ночной образ жизни каинита вполне мог стать причиной стука, и значительная часть каинитов были ликвидированы скорее как тайные шпионы, которые, по мнению их бдительных соседей, под покровом ночи занимались контрреволюционной троцкистской шпионско-диверсионной деятельностью.
Тем более что существует непроверенная версия, согласно которой в массовых реперссиях 37-го года в действительности была повинна проникшая или закрепившаяся в органах группа ренегатов из Ласомбра антитрибу, намеревавшаяся построить под маской сталинской империи идеальное государство с вампирами во власти. Когда под покровом ночи группа солидных людей в черных кожаных плащах врывается в квартиру и уводит в никуда всю семью, окружающим очень сложно понять, имели ли место репрессии против врагов народа или выход каинитов за продуктами. Окончательное вычищение этой группировки каинитов из властных структур произошло только в 1939-м (замена Ежова на Берию и тп)и отчасти было связано с тем, что Ласомбра не только оборзели сверх меры, но и установили связи с каинитами в Германии, где, особенно в последние годы рейха, государство было почти полностью подконтрольно Шабашу.
Кто и как мог пережить чистки? Или те, кто добровольно сдался и перешел на содержание государства (о них чуть позже), или те, кто постарался полностью оказаться вне системы - некоторые Носферату, которые умели хорошо прятаться и перешли на питание крысами, чтобы никак не светиться, или затерявшиеся в Сибирских просторах Гангрелы. Некоторые при помощи соответственных Дисциплин могли контролировать какого-нибудь клерка или участкового, чтобы он забывал об их особенностях с точки зрения советской бюрократии, но это было сопряжено с трудностями - излишний восторг или особенные льготы конкретному лицу могли быть замечены бдительными коллегами.
В любом случае, выжили наиболее приспособленные, хотя многие просто сбежали за Железный Занавес, - говорят, что “пароход философов” был запоздалой попыткой Бруджа и Тореадор вывезти из этой зоны хаоса приятных коллег и деятелей культуры. Да и позже многие пытались добраться до Эстонии, и дальше под водой.
Сделаем некоторую паузу и расскажем о том, что представлял собой 16-й отдел КГБ, который при Советской Власти курировал не только вампиров, но и вообще все, что касалось изучения паранормальной активности и борьбы с ее негативными проявлениями - от вампиров и оборотней до экстрасенсов или случаев чудотворства, вызванного Истинной Верой.
При рассказе об этой организации, объединяющей основные силы российских Охотников и по сей день, следует помнить несколько моментов, отличающих политику данной организации как от прочих государственных агентств, так и от групп религиозно-оккультного толка.
Во-первых, в отличие от Ордена Леопольда или иных организаций религиозной направленности, отношение к каинитам коммунистической идеологии строилось на аналоге принципов “пролетарского интернационализма”, в рамках которых каиниты рассматривались как представители иной формы жизни, являющиеся тем не менее гражданами СССР. При Сталине политика в отношении вампиров напоминала политику в отношении неблагонадежных наций типа чеченцев или крымских татар, а в послесталинское время оно отчасти напоминало работу с учеными-диссидентами, которые при всех своих странностях должны быть полезными членами общества - органы пытались поставить их популяцию под свой контроль.
Иными словами, отдельно взятый вампир не рассматривался как Зло, обязательно подлежащее уничтожению только за то, что он вампир, и при условии, что вампир был политически благонадежен (то есть соблюдал Маскарад и не занимался деятельностью, направленной на развал страны), сотрудничал с властями и сидел на обеспечиваемом органами донорском пайке, он мог благополучно существовать и даже рассчитывать на определенную помощь органов (способных объяснить местным властям, что данный гражданин не является контрой), не опасаясь покушений на свою жизнь со стороны других вампиров или религиозных фанатиков. Позднее такие принципы сосуществования получили название Консенсуса.
Интересно, что такой подход в чем-то оказался более толерантным и взаимовыгодным, чем позиция западных госагентств. В то время как вампиры-отказники уничтожались, согласившиеся получали своего куратора из числа пробитых замполитов, ставились на централизованный учет (картотека + обязанность докладывать куратору о своих перемещениях), приписывались к определенным медицинским учреждениям, где получали свой паек, и начинали целенаправленно работать на систему. В основном это касалось Вентру, работавших в качестве экспертов-администраторов, которым подбирали паек с учетом диеты, или Зимищи, которых ценили за способности в Прорицании и большую конструктивность в общении, чем редкие и психованные Малькавиан.
Во-вторых, вследствие этого Отдел обладал большими, чем другие организации Охотников, знаниями по “физиологии” вампиров. Консенсус давал им такую редкую для любой иной организации возможность, как получение информации от самих каинитов, и даже использование вампов для опытов. Сейчас, конечно, эта практика канула в Лету, но со времен Сталина каинитская физиология не менялась, и в закрытых медицинских НИИ было защищено около 15-ти диссертаций по проблемам вампирской метафизиологии или применяемых ими особенностей. Во всяком случае, все широко применяемые Дисциплины описаны и каталогизированы. Это скорее всего не касается особенностей редких линий крови типа Самеди, но средний охотник-чекист имеет представление об основных Дисциплинах и способен определить типи уровень применяемой способности.
Известно и о попытках создавать на базе вампирской крови специальную фармакопею, хотя рассказы о добавлении “вытяжки из Бруджа” в наркомовские сто грамм относятся все же к историческим анекдотам. Более реальна информация о наличии в распоряжении Отдела специальных препаратов, рассчитанных на поражение каинитов - от аналога тромбина до вещества, с ураганной скоростью денатурирующего мертвый белок.
В-третьих, стоит обратить внимание и на отличие применяемых Отделом паранормальных методов. Естественно, среди убежденных атеистов не встречалось носителей той Истинной Веры, которая описана в рулбуках и является определяющей для организаций типа Инквизиции. Мы не создавали отряды гулей, как ЦРУ, не использовали Гару, как это делали в СС, и не стремились вывести биохимическими/генетическими способами искусственных вампиров, как это пытались англичане. Насколько я знаю, даже в реальном СССР особенное внимание обращалось на биоэнергетику человека (по сравнению с магией она казалась более научно объяснимой), исследования которой под эгидой ГБ велись минимум с середины 50-ых годов.
Используя накопления дальневосточной культуры, в том числе традиции “внутренних” боевых искусств, сотрудники Отдела выработали серию методик, направленных на выявление и развитие различных типов экстрасенсорных способностей. С точки зрения механики это могло означать не только обретение Ясновидения, Психометрии или Телекинеза, но и выработанных в ходе тренировок Железной Воли или способности нанесения сверхъестественным существам непоглощаемого вреда (кулак бога/кэнсайство).
Магические же традиции изучались скорее “для общего образования”, и преимущественно это была народная магия типа “приворот-отворот” или шаманские ритуалы малых народов СССР, крайне малоизвестные за его пределами. Несколько меньшее значение уделялось Герметизму как искусству работысо стихиями или оформленной по мотивам Каббалы Папюсом традиции вызывания и подчинения духов. После второй мировой войны предпринимались и попытки изучения рунной магии.
Впрочем, вариант Истинной Веры у сотрудников отдела был, но это было как бы продолжение стандартного подхода Отдела, при котором вампиры воспринимались просто как несколько иная форма жизни, не монстр, а редкая национальность со своей странноватой культурной спецификой. И вера в то, что в вампирах нет никакой особенной мистики, а только неизученная до конца физиология, была настолько сильна, что В ИХ РУКАХ некоторые вещи, рассчитанные на поражение каинита как физиологического существа, работали.
В-четвертых, до начала 90-ых Отдел был единственной организацией данного типа. Попытки Ордена Леопольда начать свою деятельность на советской территории были благополучно обломаны. Первая группа была расстреляна еще при Сталине как шпионы сионистского “Джойнт”-а (что и породило на Западе устойчивый слух о принадлежности Сталина и изрядного числа членов нашей тогдашней верхушки к каинитам), а в ответ на повторную просьбу двадцатью годами спустя генсек Брежнев заявил, что знает только одного Леопольда, и это - кот из мультфильма, так что пусть члены этого ордена больше нас не беспокоят.
Кризис СССР и современное положение дел
В выработке стратегии отношения к вампирам в СССР сыграла важную роль разработанная академиком Трофимом Лысенко теория взаимозависимости, согласно которой при обмене кровью вампир как бы заимствует что-то из сознания своего партнера, питаясь как быи его идеями. А это значит, что к каждому вампиру, согласившемуся работать на благо светлого будущего, можно приставить идеологически выдержанного куратора из числа старых коммунистов с тем, чтобы установленные вампиром узы крови с обладателями веры в торжество ленинских идей являлись дополнительным средством его контроля - по аналогии с анекдотами типа “так опился крови комсомольцев, что побежал на субботник”.
Насколько эта теория была верна, непонятно. Большинство замполитов старой закваски все равно обладали Железной Волей и были иммунны к очаровывающему эффекту уз крови. С другой стороны, любой умный вампир мог начать изображать преданность замполиту, после чего товарищи были уверены, что "советское учение поработило гнусную гниду капитализма!". Соблюдение такого Маскарада в советские времена было очень выгодным.
Ибо кроме уз крови с замполитом-куратором на вампира можно было влиять и другими способами, куда более простыми и привычными для НКВД. Если у него были семья/любимая/близкие, можно было объяснить, что с ними произойдет, если он обернется против Советской власти; доказать, что, если понадобится, вампира смогут поймать и уничтожить, прокрутив ему пару роликов смерти тех вампов, которые не согласились.
В период застоя, “когда построенные на истинной вере узы крови ослабли”, вампы потихоньку начали продвигаться вверх, и теперь уже они контролировали своих кураторов. При этом на командных постах оставалась группа так называемых “стариков”, которые и ранее работали в смычке с Системой. Неэффективность Политбюро в годы Андропова и особенно Черненко, возможно, означала то, что в это время вампиры добрались до коридоров власти и вместо того, чтобы вести страну вперед, наслаждались жизнью и гуляли на всю катушку, тратя народные деньги.
С началом перестройки популяция вампиров резко увеличилась за счет вернувшихся эмигрантов или “молодых” вампиров, получивших становление зарубежом и, отчасти, европейских или американских каинитов, для которых Россия с ее тогдашним беспределом оказалась своеобразным “пастбищем”. Но особенно сильно увеличилось число и влияние каинитов после событий 91-93 гг (версия, что Первый Президент России был гулем, и что его странная выживаемость объяснялась этим, до сих пор ни подтверждена, ни опровергнута). Как бы то ни было, в отличие от революции 1917 гг, позднейшие события были осуществлены действительно не без прямого влияния Камарильи, что нашло свое косвенное отражение в распространенных легендах об антирусском масонском заговоре.
Сейчас, однако, ситуация стала меняться. Существует непроверенная информация, что, учитывая ослабление позиций Камарильи на Западе и выход оттуда Гангрел, на российской территории предпринимается попытка создать новый региональный Альянс под условным названием "Держава", объединяющий представителей Вентру, Гангрел и Старых Зимищи и направленный по меньшей мере на то, чтобы управлять регионом самостоятельно, ограничивая влияние “эпохи глобализации”. Они желают сделать Россию не только снова сверхдержавой, но и зоной, независимой как от Шабаша, так и от излишнего диктата извне.
Таким образом, вамп-сообщество России отчасти поражено борьбой поколений, и силы, полностью определяющей политику в СНГ, среди вампиров нет. Можно выделить три группировки - молодежь, стариков и бизнесменов.
Молодежь, хотя к этой группе следует отнести и нескольких их Сиров, которая перебралась сюда для удобства делания бизнеса и большего беспредела. Многочисленна (большинство новых русских вампиров достаточно молоды вне зависимости от своего поколения и получили становление недавно) и разгульна, но не имеет единого руководящего центра. Как правило, имеет хорошие связи в деловых кругах, поддерживая в политике Союз Демократических Сил как главных устроителей общечеловеческих ценностей по американскому образцу. В атмосфере относительной безнаказанности ведет себя почти как Шабаш и во многом разделяет его подходы в отношении смертных как лохов, а России как просто поля для собственного возвеличивания. Стариков не видит, бизнесменов считает придурками.
Старики. Те, кто прятались сто лет или привыкли жить на краях общества, безнадежно отстали от жизни и не принимаются в расчет. Они склонны затаиться и ждать, сжав зубы. Те же, кто привык соучаствовать в активности Отдела и сохранил остатки “инъекции патриотизма”, хорошо работают с советской-российской бюрократией, обладают связями среди 16 отдела КГБ. Большая часть являются членами “Державы” и поддерживают партию власти и текущего президента. Как правило, имеют больший возраст и более высокое поколение, так как создание Детей в условиях Консенсуса не поощрялось или требовало дополнительного согласования с куратором. Новым порядком несколько шокированы, молодежи и бизнесменов побаиваются, но при случае могут и финансово и прямо пырнуть ножом из-за угла.
Бизнесмены - западные вампиры, в основном вытуренные из родных городов за прегрешения или же проигравшие интриги и вынужденные покинуть насиженные места - неудачники или европейские анархи, которым, в отличие от американских, до недавних пор было некуда бежать. Несколько бестолковы, не понимают местных реалий, но обладают связами за границей, в том числе среди Сиров, уважаемых во всем вамп-сообществе, и обычно устраиваются гнать материалы на Запад, чтобы обеспечить себе легкую жизнь. Видя необученную Традициям молодежь, стремятся организовать их в местный филиал Камариллы, пока их не завербовал Шабаш, прямое влияние которого в России пока все же минимально (молодые беспредельщики плевали и на них). О стариках или знают мало, или боятся, или думают, что их час прошел. Про Отдел и Консенсус или не знают ничего, считая его ничем не отличающимся от известных им сил безопасности, или считают силой, которую можно контролировать и направлять против нарушителей Традиций или естественных врагов вампиров.
То, что происходит с Охотниками на современном этапе.
“Ельцинская контрреволюция”, в ходе которой каиниты вернули себе утраченные позиции, естественно, нанесла охотникам существенный ущерб. 16-ый отдел неоднократно упразднялся, и формально до сих пор находится в процессе реорганизации, что, однако, не мешает его сотрудникам действовать в чрезвычайных ситуациях. К тому же в любом случае, времена беспредела охотников канули в лету, и даже те группы, которые приписаны к силовым структурам, действуют полулегально.
По-хорошему, от полного разгрома Отдел спасло его нормальное отношение к вампирам (те, кто сидел на пайке, освободился, но сохранил к его сотрудникам некоторую приязнь - просто теперь они направляли их действия, а не наоборот, как ранее) и его широкая специализация - вампам во власти нужна была сила для борьбы с Оборотнями, Шабашом и т.п. Естественно, Маскарад соблюдается, и о том, что Отдел иногда “направляют”, знают далеко не все его сотрудники.
Естесственно, сейчас основные военные действия разворачиваются меж Отделом и молодыми вампирами, не желающими жить по Консенсусу. Именно из-за беспредела и постоянных нарушений Маскарада с их стороны представители иных группировок продолжают давать жить Отделу. К тому же, с точки зрения сохранившего принципы личного состава Отдела, Молодые - еще и разновидность “врагов народа” или “агентов влияния” своих заокеанских Сиров, на которых они работают, “помогая распродавать страну”. Те в свою очередь добиваются его полной ликвидации, но из-за более слабых по сравнению со стариками связей во власти могут лишь ослаблять его бюрократическими реорганизациями или обличениями в подконтрольной прессе “коварных планов ГБ”.
Взаимоотношения же Отдела со стариками по-прежнему строятся на дальнейшем соблюдении принципов Консенсуса и местами напоминают отношения МУРа и воров в законе времен Льва Шейнина - в критической ситуации сотрудник Отдела вполне может позвонить Князю и, упирая на патриотизм, потребовать от него разобраться в той или иной ситуации или не противодействовать действиям чекистов. В ответ Князь, как правило, не называет имен своих подопечных, предпочитая решать проблемы сам, но охотно делится данными о представителях иных группировок.
Правда, монополия на оперативную деятельность таки была нарушена, и под маской разнокалиберных протестантских миссий или гуманитарных контор в России действуют и отделения соответствующих служб Запада, занимающиеся в основном аналитикой и обеспечением прибывающих из-за рубежа мобильных боевых групп.
В настоящее время всех практикующих Охотников можно разделить на следующие группы:
Собственно Отдел как государственная структура, обладающая всем спектром особенностей, описанных в посвященном ему разделе. Ограничениями является то, что планка требований по-прежнему высока и сотрудником отдела, то есть кадровым офицером госбезопасности, может быть не каждый РС.
“Частники” - состоят во многом из той прослойки сотрудников 16-го отдела, которая не выдержала реорганизаций и уволилась, занимаясь теперь частным консультированием или открыв охранные фирмы, спасающие еще и от сверхъестественного воздействия, совместив классический ЧОП с установлением защиты от сглаза, порчи или вампира. Они продолжают использовать информационный ресурс Отдела и те достижения спецтехники, которые оказались в их руках на момент ухода. Малое число носителей “Веры в Науку” компенсируется привлечением разнообразных лиц, практикующих паранормальные способности, преимущественнознатоков народной магии типа “отворот”. Некоторые из подобных фирм специализируются только на убивании монстров, но являются специалистами более широкого профиля, отчего имеют кличку “охотники за привидениями”. Не исключено, что многие ЧОПы имеют крышу в лице того или иного вампира (обычно представителя Стариков), который направляет их действия. Это их наиболее серьезное ограничение.
"Партизаны" - этот термин употребляется сотрудниками Отдела в отношении тех групп, которые сформировались стихийно в качестве ответа на беспредел Молодых. Как правило, это те, кто имеет личные счеты с вампирами и сначала стал мстить за близких, а потом бороться со злом вообще. Большая часть из них не проходила предварительной спецподготовки, зато среди них достаточно высок процент носителей Истинной (христианской) веры, как бы обретенной в борьбе с порождениями ночи. Минусом является то, что они - классические приключенцы с минимумом легальной крыши. К этой же группе относится часть сотрудников Отдела, которые после перемены во власти пытаются что-то делать в качестве полупартизанской группы одиночек, принципиально не желая сотрудничать с вампами в любой форме. Отдел продолжает держать с ними связь и часто снабжает их информацией, действуя их руками там, где по каким-то причинам собственные связаны.
“Дуралеи” - группа сотрудников, в основном хозяйственного управления, в процессе очередной реорганизации-упразднения откололась и, считая себя единственными наследниками отдела, основала так называемый Институт Прикладной Экзофизики. Отдел смотрит на их деятельность сквозь пальцы, как бы оставляя на них менее значительные проблемы, тем более что они не столько борются с нечистью, сколько противостоят расплодившимся нетрадиционным религиозным объединениям типа сайентологов и позволяют серьезным специалистам не отвлекаться на мелкие проблемы. Отличаются не только наибольшей безалаберностью и слабым знанием агентурной работы, но и наиболее широким подбором сотрудников, точнее - минимумом предъявляемых требований, но продолжают считать себя самыми крутыми.
Что же касается Русской Православной Церкви, то она пока не сформировала специального подразделения для борьбы с нечистью, предпочитая по традиции рассчитывать на помощь государства. Не исключено, что отдельные представители Церкви поддерживают контакты с “партизанами” и даже организовали несколько групп, но это носит характер самодеятельности. Кроме того, интересы “оперативников церкви” во многом направлены не столько против нежити-вампиров, сколько против сатанистов или иных сектантов.
Итоги, или коротко о том, что представляет собой каждый из “Российских” кланов
Бруджа - большинство их сейчас, как ни странно, не европейской, а кавказской национальности. Кстати, есть ненулевой вариант того, что кавказцы образуют несколько иную линию крови - вариант Бруджа азиатского происхождения, у которых вместо Скорости Стойкость (жизнь под солнышком, понимаешь), и сейчас “джигиты” пытаются стать доминирующей линией, что отчасти отражается в разборках преступных групп. Потомство Бруджа начала века скорее всего, покинуло страну вместе с Троцким или было уничтожено в чистках. Среди европейских анархов, прибывших в Россию, также имеется большое число представителей этого клана, но их неорганизованность и куда ярче выраженная индивидуальность играют против них - они не могут создать единого фронта для того, чтобы противостоять джигитам.
Малкавиан - их тоже достаточно много, отчасти стараниями небезызвестного Доктора Носова, имевшего привычку давать становление “клиническим экземплярам”, но все они достаточно молоды. Я не могу представить себе Малкавианов, отсидевшихся в советских психушках в течение всего сталинского времени. Сейчас же среди них есть как маньяки,так и неформалы. Помешательство как Дисциплина распространена менее, чем в Европе и встречается только у двух-трех Сиров. У остальных вместо этого или Доминирование, или Очарование.
Гангрел - продолжают жить в сельской местностии имеют Превращение, Затемнение и Стойкость как определенную смесь Городских и Классических. Вероятно, до сих пор это самый распространенный тип, по крайней мере вне столичных регионов, за пределами которых они неплохо занимают экологическую нишу Носферату. Почти все получили становление до перестройки и поддерживают Державу. Зверообразность у многих проявляется не только в имитации волка - не менее часто встречаются медведь и рысь.
Носферату - Среди них больше всего тех, кто смог выжить, но так и не смог приспособиться к двадцатому веку, не говоря уже о двадцать первом, и незримое влияние этих старейшин во многом сковывает клан - достаточная их часть до сих пор не вышла из подполья. Те же, про кого известно, обитают в основном в больших городах, где есть метро или сложные подземные коммуникации, или маскируются под бомжей. Хотя они по-прежнему главный источник слухов, их способность сидеть на более современных средствах информации несколько снижена по сравнению со стандартным сеттингом.
Тореадор - на текущий момент они, один из самых многочисленных кланов больших городов вследствие моды на готическое среди богемной молодежи. Они как бы отвечают за пропаганду вампирской эстетики, но уровень их извращенности часто близок ких антитрибу, и ориентируются они не столько на высокое искусство, сколько на тяжелый металл или постмодернизм. Более старые эстеты встречаются скорее среди бизнесменов.
Тремере - их не очень много, и в основном это молодежь, получившая становление на начавшейся в 90-ых волне интереса к оккультизму и тайному знанию. Капеллы установлены во всех крупных городах, но освоение России ими только начинается и идет со скрипом из-за противодействия традиционных врагов - Зимищи.
Вентру - Борьба поколения остра в этом клане - старики чувствуют обязанность защищать Россию - свое капиталовложение, если и не дом, а молодежь стремится урвать свой кусок пирога, не особо заботясь, что притом большая часть пирога будет утеряна безвозвратно. Старики стараются блюсти чистоту клана и дают становление только представителям дворянских родов, большая часть которых обитает в возвращенных им имениях и имеет влияние нестолько в бизнесе, как молодые, сколько в сфере администрации городов, где они обитают. Молодые же включили в свои ряды достаточное количество современных яппи, плохо понимающих клановые принципы.
Старые Зимищи - становление дают редко, но в основном государственникам, как бы продолжая действовать в рамках Консенсуса и пестуя кадры. К ветви, владеющей Изменчивостью, относятся крайне негативно. По-прежнему встречаются скорее в провинции, но сохраняют определенное влияние в столице. Большая часть владеет колдовской линией “родной земли”, отчего на родной территории малоуязвима даже для Тремере.
Ассамиты - После раскола в клане, связанного с возвращением Древнейших, часть Ассамитов бежала в Россию, вместо того, чтобы отдаться на милость Камариллы или Шабаша. Они скрывают свое происхождение и держатся в тени, не вмешиваясь в жизнь смертных более, чем им необходимо для питания и обеспечения своего существования. Часть, как говорят, действовала в Чечне, хотя тамошний “культ волка” можнт быть объяснен и наличием Гару.
Равнос - не следует забывать, что клан “национален”. Впрочем, представителей различных ветвей цыган в России, пожалуй, больше, чем на Западе. Те Равнос, что присутствуют в России сейчас, или обладают серьезной силой, являясь цыганскими баронами очень старой закалки, или же прибыли вместе с остальной молодежью после почти полного самоуничтожения клана за пределами СНГ, когда оставшиеся обнаружили, что враги решили уничтожить и их в тот момент, когда они слабее всего. Большинство местных каинитов вместо Химерстрии имеют Очарование или даже Прорицание, зарабатывая традиционным гаданием или охмурением в духе “позолоти ручку, милый”.
Шабаш - хотя подход многих молодых ему близок, организованные структуры Шабаша встречаются в России еще реже, чем Тремере, и, как правило, состоят из бизнесменов и их потомков. В основном это связано с особенностью исходного ритуала - очень мало кто из новых русских вампиров желает кому-то подчиняться и выкапываться из могилы. С точки зрения раскладки по кланам это преимущественно антитрибу, а не Ласомбра или Зимищи-симбиоты, которые попадаются в Прибалтике, Молдавии или Западной Украине.
Каитиффы - их достаточно много, большей частью случайно покусанные или созданные на скорый зуб. Большинство прикидывается Бруджа, помогая славянам гасить джигитов, или лавирует меж молодымии стариками. Странствующих групп анархов мало.
Представители прочих кланов или линий крови практически не встречаются на российской территории, разве что единицы среди бизнесменов.
Что знает обо всем вышеперечисленном средний неонат? Безусловно, большинство молодых вампиров-РС получили свое становление совсем недавно, в годы перестройки и последующего ельцинизма. Те, кто находится под контролем стариков, больше в курсе событий, в то время как молодые любят потчевать юных каинитов альтернативными версиями наподобие той, что в течение всего Совка Россия была вотчиной Шабаша, и только сейчас Камарилья исподволь возвращает свои позиции.
Приложение: о том, что есть Истинная Вера.
Рассмотрим примеры иных вариантов Веры, отличных от авраамических религий. Каждая из них имеет свой принцип воздействия и действует на вампира по-разному.
Начнем с коммунизма, в догмы которого входит Истинная Вера в торжество марксизма и науки, вера в то, что в вампирах нет никакой особенной мистики, а только неизученная до конца физиология, настолько сильна, что в руках идейного коммуниста некоторые вещи, рассчитанные на поражение каинита как физиологического существа работают.
“Турнать” вампира партбилетом или томом Ленина, таким образом, бессмысленно, поскольку сама догматика исключает вероятность сверхъестественного воздействия. Зато чем выше уровень веры, тем больше для замполита вампир - просто существо со странной физиологией, и потому в его руках действует то, что обычно обламывается из-за мистической составляющей образа вампира. Наиболее типичный пример - ультрафиолет, который в руках замполита эквивалентен слабому солнечному свету. А замполит с Верой 5+ вообще может быть уверен, что кровопийцы они только в переносном смысле, а остальное - буржуазные мифы.
Конечно, может возникнуть закономерный вопрос об истоках такого типа веры. Напомним концепцию Мира Тьмы, в которой, по сути, даже самолеты летают потому, что люди верят в существование законов гравитации. Для христианства все достаточно просто - его Истинная Вера - это вера в то, что Свет одолеет Тьму, помноженная на многолетнюю практику экзорцизма. Но вера в конечное торжество разума над иррациональным и то, что все в мире происходитпо физическим законам, часть которых просто еще не открыты, тоже имеет долгую традицию. Так что дело не в традициях веры, а в ее потенциале в каждом конкретном носителе - много верующих "по привычке" не дают того, что может один "фанатик", а замполиты старой школы, коих я еще успел повидать, были именно такими.
Буддизм? Тамошняя практика общения с духами сводится не к экзорцизму, а скорее к их упокоению, часто путем распутывания того кармического узла, из-за которого привидение до сих пор не в мире духов. Что же касается вампиров - в буддийском арсенале почти нет способов его повредить, но вот способов защиты куда больше - даже начинающий аскет скорее всего уже обладает Железной волей в рамках воспитания всебе непривязанности. Затем, скорее всего, появляется защита от энергетического проникновения, а высокий аскет становится как бы прозрачен для этого мира и не реагирует на его раздражители.
К тому же магическая модель Мира Тьмы близка к буддийскому догмату об иллюзорности мира, и человек, дошедший осознания этого, может достигнуть уровня Нео, подчиняющего себе законы Матрицы.
Нацист в смысле отношения к миру - язычник, и ему придется тяжелее всех прочих, тк в их существование он верит, но мер противостояния ему традиция невыработала; хотя классический язычник, верящий, что вампир изгоняется народными средствами, может пользоваться ими так же, как христианин символом креста. Действует это, естественно не на все традиционные способы, а только на те, которые непосредственно связаны с данной культурой - кстати, зависимость Баали от крестов и Каэсид от холодного железа косвенно подтверждает эту теорию.
Идейный соллипсист и каинит пройдут сквозь друга, а упертый ролевик будет воспринимать каинита так, как про него написано в АДД, что может быть значительно больнее для самого ролевика - на вампира будут действовать не только слабости этого монстра, но и его дополнительные иммунитеты, к которым он так привык.