Этот текст посвящен как очерку эльфийских рас, обитающих в моем сеттинге, так и моему представлению об эльфах вообще. Он пишется по аналогии с текстом о Ракаста, то есть мы не будем отделять особенности менталитета или метаболизма от их последствий с точки зрения механики МО.
Запомним сразу же, что на Анакене Эльфы являются магическими существами, не созданными естественным путем и отчасти существующие за счет Воли Демиурга или магической составляющей мира. Этим объясняется целый ряд их необычных способностей.
Детали понимания общеэльфийских способностей. Подвиды эльфов Анакена
Напомню, что на положение этой расы в данном мире наложила большой отпечаток т.н. Война Людей и Эльфов, в ходе которой Древняя Раса решила поставить на место зарвавшихся Меньших Существ, которые по странной прихоти природы обогнали ее в развитии. Закончилась она весьма тяжело - взаимные разборки, в которых обе стороны применяли все, что можно, почти расшатали основы мира.
После катаклизма и последующих внутренних войн эльфы Анакена раскололись на четыре более или менее самостоятельных подвида. Высокие, или Перворожденные, не признали своего поражения и живут теперь в четырех или пяти затерянных горных крепостях, почти на самой границе земель Хаоса и Обитаемого мира.
Темные откололись от Высоких в ходе войны, когда вместо сил природы они стали поклоняться пришедшим извне демонам, радостно обретая силу в обмен на массовые жертвоприношения и геноцид. Светлые эльфы загнали их под землю, думая, что они там перемрут, а им там понравилось и теперь они заняли нишу drow.
Лесные наиболее похожи на классических эльфов АДД. Ранее во многом считались младшими братьями Высоких, но во время войны с людьми заняли более нейтральную позицию, первыми пойдя на контакт с ними, когда война людей и эльфов превратилась в войну всех против хаоса и его слуг. Живут в своих лесах и отчасти в них закрылись, но в принципе к людям относятся достаточно нейтрально, руководствуясь принципом, "мы вас не трогаем, и вы нас не трогайте".
Часть Лесных эльфов в поисках безопасного убежища перебралась на Второй континент, где сейчас известна как Дикие или Джунглевые Эльфы. Другая часть, чьи леса погибли в Катаклизме, была вынуждена приспособиться к новым условиям - их называют Пустынными эльфами.
Еще одна группа Лесных эльфов сочла, что будущее за культурой людей, и надо влиться в нее, - в результате появились так называемые Трущобные эльфы или эльфы Гетто, которые и от ворон отстали, и к павам не пристали.
Однако все анакенские эльфы обладают теми признаками, которые это раса имеет по используемой РНВ, - эти навыки остаются без изменений вне зависимости от расы, хотя под инфравидением стоит (что уже сделано в 3е) понимать нокталопию как ночное зрение. Все типы эльфов кроме Темных (у которых остается именно инфравидение как тепловое зрение) могут видеть ночью как днем при наличии источников света хотя бы в виде звезд.
Все эльфы имеют +1 (+2 по третьей редакции) к Ловкости и -1 к Сложению, но каждая раса имеет дополнительные модификаторы, кумулятивные с этим. Кроме того, при расчете реакции на них их Харизма считается двумя пунктами выше как проявление эльфийской красоты (уродливых нет даже среди Темных).
Как вариант, эльф может просто изначально по-иному кидать кубы:
Сила 2d6+6
Ловкость 3d4+7
Сложение 2d6+5
Интеллект 4d4+2
Мудрость 2d8+2
Харизма 2d4+10, при этом при взгляде на этот параметр как просто на красоту
к нему добавляется еще 2.
Их естественная скорость - 15, а меньший вес и природная грация позволяет эльфам передвигаться по избранному типу ландшафта типа густого снега или пересеченной местности так же легко, как и по непересеченной. Для Трущобных эльфов таковым, кстати, являются именно городские переулки с их кучами мусора, узкими проходами и тп.
Те моменты, которые различны для каждой эльфийских рас, или трактуются мной несколько по-иному, отлично от классики, описаны ниже.
Что значит быть бессмертным?
Термин этот, конечно, условен, но точно отражает существо дела в том смысле, что все виды эльфов требуют меньше пищи для поддержания своей жизнедеятельности, лишены эффектов физического старения (в том числе внешних, отчего выглядящий на 30 по человеческим меркам может прожить 1300) и иммунны к большинству болезней немагического происхождения, что делает вероятность их смерти "по естественным причинам" минимальной.
Есть несколько типов объяснения эльфийского бессмертия, кроме Воли Демиурга, желавшего сделать "как по Толкину". Одна из них заключается в том, что эльфы, особенно перворожденные, питаются не столько дарами леса или иной физической пищей, сколько пищей духовной.
Именно этим можно объяснить тот факт, что заключенный в тюрьму или иным способом лишенный привычных радостей эльф зачахнет подобно умирающему от голода даже при обильной кормежке, а гоблинская пытка музыкой (привязать эльфа к дереву, отобрать лютню и самому играть на ней пока тот не сознается), часто более эффективна чем раскаленное железо.
Другая версия заключается в том, что эльфы как изначально светлые существа (мы не берем варианты, когда от Света отказались) воспринимают позитивную энергию или даже солнечный или лунный свет, непостижимым образом подпитываясь от него. С другой стороны, эта подпитка заменяет эльфу душу, и после уничтожения телесной оболочки эльфа его духовная сущность как бы мгновенно растворяется в мире, отчего вернуть эльфа к жизни обычным оживлением (суть коего в возвращении души в тело) нельзя. Оттого так опасны и редки их неупокоенные духи.
Естественно, бессмертие или огромный по сравнению с человеческим срок жизни не могут не накладывать отпечатка на психологию вида и его отношение к прочим расам.
Первое, что отличает эльфа от человека - это отношение ко времени и внутреннее ощущение этого времени. Проходят годы и века, а эльфы остаются вечно молодыми. Мир вокруг них как бы стоит, и если не считать редких изменений наподобие войн, жизнь течет медленно и размеренно. Время как бы замедляет бег или останавливается, когда один день похож на другой. Человек, возможно, испытывает нечто подобное, находясь в армии, в зоне, или на какой-то монотонной работе. Даже сезонные перемены воспринимаются как мелкие детали одного цикла, смена зимы и лета менее отлична от смены дня и ночи. Эльфийский мир - это тот мир, который был, когда эльфы родились. Таким же он и умирает.
Отсюда и отсутствие необходимости развиваться, самодостаточность и относительно замедленная реакция на происходящее, если оно не вступает с ними в прямое противоречие - что для эльфа время?! ("ближайшие 250 лет мы ник-куда не торопимся.."). Поэтому стычки людей и Темных эльфов, проходящие раз в 10-15 лет, воспринимаются последними как жестокий непрекращающийся конфликт, а принцесса Софрония из правящего дома Высоких эльфов присутствует в Армире как минимум со времени разгрома Каганата. Триста лет обитает при дворе прекрасная, неприступная и вечно девственная принцесса, и триста лет благородные рыцари выбирают ее дамой сердца и признаются в любви.
Перворожденность эльфов и то, что еще на заре существования других видов они уже обладали всем тем, до чего остальным приходилось доходить в процессе творческой эволюции, создает у них комплекс избранности, своего изначального превосходства. На более короткоживущие расы они смотрят с высоты своего возраста и болезненно реагируют на попытки тех, кто вырос и цивилизовался на их глазах, считать себя равными им. Их контакты, как правило, достаточно ограниченны и лимитированы. Эльфы могут заниматся культуртрегерством, но учат только тому, чему ОНИ хотят учить. В остальном сохраняется дистанция.
Второй момент связан с тем, что при бессмертии нет понятия смены поколений - за вычетом неестественной смерти, от которой равно страдает и стар и млад, постепенной замены стариков молодыми не происходит. К тому же срок жизни постепенно стирает разницу между отцом и сыном. Отсюда определенная слабость семейных уз в отличие от уз рода. В сочетании с тем, что эльфы не были созданы естественно, это дополнительно закрепило их стратификацию.
Поэтому с момента его создания (тоже, заметим, в уже готовом виде) традиционное эльфийское общество не менялось, тк не было особенного стимула к изменениям а гомеостаз провоцирует отсутствие всякой тяги к новому. Эльфийский уклад патриархален и консервативен. Во всяком случае, их "государства" так и остались на уровне ранне-феодальных государств периода разложения родового строя. А там, где эльфы дошли до более развитых форм государственности, присутствует очень жесткая кастовая система, где представители того или иного рода (Дома) занимаются сугубо своим делом.
Самодостаточность, сопряженная с избранностью, немножко провоцирует тот уровень косности и ограниченности, при котором почти исчезают саморазвитие и поступательное движение. Конечно, эльфийское общество не есть абсолютная косность. Размеренность их жизни направляет их основные помыслы в русло совершенствования своей культуры, но культура эта не материальная, а духовная.
Третий момент - это отношение эльфов к жизни и смерти. Эльфа могут убить. Он может зачахнуть без подпитки. Но при всем этом он в гораздо большей степени господин своей жизни и смерти, что несколько изменяет (именно изменяет, а не отменяет) инстинкт самосохранения.
Кроме того, даже зная, что ему, возможно, придется умереть, эльф испытывает меньше страха, чем человек. Ведь страх смерти складывается из страха перед неизвестностью, страха боли, сопровождающей смерть, и страха огорчить близких тебе людей своим безвозвратным уходом. А у эльфа смерть есть слияние с природой, которая их породила. Она не так чтобы более привычна или естественна, но эльфы относятся к ней спокойнее и "распоряжаются ей более ответственно", что повышает их фанатизм.
Как эльф видит и воспринимает мир
Непонятно, насколько эльфийский цветовой ряд смещен в ту или иную сторону спектра, но чувственное восприятие мира эльфами гораздо более многообразно и полно. Вообще, эльфы есть народ гораздо более правополушарный, воспринимающий мир вокруг себя не рационально, а эмоционально, образно.
Органы чувств эльфа превосходят человеческие - проявлением развитой эмпатии и нечеловеческого восприятия является как их природный навык чувства опасности или "бонус на сюрприз", так и способность "замечать секретные двери", проистекающая не от постоянного пребывания в регионе где много секретных дверей, а от возможности что-то ощутить или заметить. Высокая эмпатия позволяет им достаточно хорошо воспринимать эмоциональные состояния друг друга и обходиться без внешних их проявлений, для выражения которых люди обычно используют эмоции - уровень взаимоотношения эльфов как бы более тонок. В рамках механики это отыгрывается чеком на мудрость с -1 для полукровок и -2 для прочих рас. Успех означает понимание эмоционального состояния клиента (нот не того, чем оно мб вызвано).
Такая внешняя безъэмоциональность и формирует стандартное описание эльфа, как чего-то отстраненно-холодного, свысока взирающего на смертных. Дескать, долгий срок жизни и обилие впечатлений притупили ежедневные проявления чувств. Они уже столько всего этого перевидели, да и страсти людей волнуют их не менее чем разоренный муравейник идущего по лесу туриста...
Но уж если эльфа посетил эмоциональный всплеск, то остановить стимулированного эмоцией эльфа практически невозможно. Какой бы ни была эта эмоция: любовь, ненависть, месть, творческое обладание. Скупые на проявления чувств в обыденной жизни, эльфы подвергаются шекспировским страстям в том случае, когда они позволили чувству овладеть собой, ибо масштаб проявления чувства должен соответствовать поводу. И тогда они могут долго ждать, направляя все свои усилия на осуществление цели. Тем более что время для эльфа - ничто! Длиться этот порыв, учитывая срок их жизни, может весьма долго. Может быть, еще и поэтому эльфийские войны кого-то с кем-то носят тотальный характер, и ведутся до полного уничтожения другой стороны. Компромисс эльфу , борющемуся за идею, ведом мало.
Высокое восприятие несколько перекашивает эльфийскую картину мира по сравнению с человеческой, так как важен не только сам поступок, но и то, как он смотрится, и эффективность часто подменяется внешним эффектом.
Эльфы менее способны к сложным логическим построениям, и они плохие интриганы или стратеги. Эльф может найти нестандартное решение ситуации благодаря высокому восприятию, но осознанно придумать что-то новое ему тяжело. Потому логика их ближе к человеческой женской.
Обладая высоким восприятием и прекрасной памятью, эльфы были бы превосходными учениками, если бы не их бессмертие, из-за которого объем информации, скапливающийся в мозгу эльфа, должен быть очень велик. Ведь эльфы не страдают склерозом и помнят абсолютно все, что произошло с ними в течение всего срока жизни. Конечно, из-за лимитированных контактов с другими расами эти проблемы менее болезненны, но каждый, особенно высокий, эльф несет на себе тяжкий груз прожитых лет.
Обладая высоким восприятием и прекрасной памятью, эльфы были бы превосходными учениками, если бы не их бессмертие, из-за которого объем информации, скапливающийся в мозгу эльфа, должен быть очень велик. Ведь эльфы не страдают склерозом и помнят абсолютно все, что произошло с ними в течение всего срока жизни. Конечно, из-за лимитированных контактов с другими расами эти проблемы менее болезненны, но каждый, особенно высокий, эльф несет на себе тяжкий груз прожитых лет.
С другой стороны, долгий срок жизни является источником ряда дополнительных навыков. Каждый эльф обязательно обладает навыком Выживания применительно к своему ландшафту (гармония с природой - но для того чтобы прокормить не только себя, надо тратить слот) и Артистической способностью - эльфы по природе своей прекрасные музыканты, танцоры и поэты, хотя многие гениальные импровизации могут быть "забыты", вернее, не запомнены или заучены. Кстати, это касается и Б-сонга, который в определенной мере "стиль без стиля" и поражает неподготовленного человека внешней непредсказуемостью.
С точки зрения механики это дает эльфу +1 к чекам на восприятие (наблюдательность и тп) и -1 к чекам при попытке предугадать его действия. Однако если для решения вопроса требуется усидчивость и логика, чек кидается с -1. Эльфы как дети - они мало способны к систематическому обучению, не замаскированному под игру. Если барьер не взялся с первой попытки, эльф отойдет и попробует взять его только некоторое время спустя.
С точки зрения механики это дает эльфу +1 к чекам на восприятие (наблюдательность и тп) и -1 к чекам при попытке предугадать его действия. Однако если для решения вопроса требуется усидчивость и логика, чек кидается с -1. Эльфы как дети - они мало способны к систематическому обучению, не замаскированному под игру. Если барьер не взялся с первой попытки, эльф отойдет и попробует взять его только некоторое время спустя.
Отчасти потому же у эльфа по-иному работает и механизм восстановления сил, который направлен не столько на восстановление физических сил, сколько на предотвращение "перегрева памяти". Эльфы не спят, и ввести их в состояние сна нехимическим методом (то есть, при помощи снотоворного) невозможно. Вместо сна эльф пребывает в состоянии "блаженной дремы", в которой он как бы прокручивает в памяти наиболее приятные воспоминания прошлых десятилетий. В этом состоянии он воспринимает окружающий мир нормально, но при расчете времени на отсыпание чар ему требуется полтора часа дремы на час обычного сна.
Это состояние не стоит смешивать с медитацией. Если медитация есть самоконтроль и сосредоточенность, то это, наоборот, "рассредоточенность" сознания и свободный полет, отчасти напоминающий состояние человека под некоторыми видами наркотиков, к которым, кстати, эльфы тоже имунны (способны добиваться подобной эйфории и без химии).Техника внутренней работы и духовное совершенствование, направленное на развитие внутренних (экстрасенсорных) способностей им неведомо по той же причине.
Из-за этого эльфы не могут обладать пси-способностями, хотя иной тип сознания делает их сложнее уязвимыми для вражеского ментального воздействия, что проявляется в -2 к МАС и +1 к затратам в случае применения по ним телепатических или сканирующих дисциплин.
Интересно рассмотреть и способность эльфов учить, тем более что демонстрация превосходства проявляется и в виде культуртрегерства. Но при этом считается, что ученики все равно не овладеют до конца всей преподанной премудростью, которую нужно не только изучать, но и чувствовать изнутри, а это не-эльфам не передается.
Обратного процесса быть не может, ибо по сравнению с людьми эльфы значительно менее толерантны к окружающему миру, когда он пытается повлиять на них. К тому же из-за самодостаточности мира вокруг них, граничащего с утопией, им сложно понять, как может быть по-другому. Напрашивается аналогия с Марией-Антуанеттой, чья фраза про пирожные была вызвана не издевательством, а полным непониманием, - вот и эльф часто не может понять, что там, где нет хлеба, пирожных нет тем более.
Как размножаются эльфы?
Судя по наличию в мире полукровок как достаточно частого явления, так же как и люди. Однако при эльфийской продолжительности жизни количество детей у них аналогично человеческому. Но один, два, три, даже пять или семь детей при тысячелетнем сроке жизни просто мало. Интересно, сколько длится беременность у эльфов, - при условии, что внутриутробное развитие не замедлено по каким-либо причинам (указаний на что, вообще говоря, нет), ее срок должен быть даже несколько короче чем у людей, так как при обычной эльфийской конституции (и отсутствии у эльфийских женщин явно выраженной широкобедрости) рождение крупного, большеголового ребенка, скорее всего, в большинстве случаев приводило бы к летальному исходу.
Понятно, что при этом ребенок должен рождаться недоразвитым, развиваться долго и нуждаться в длительной заботе со стороны родителей. Это само по себе объясняет низкую плодовитость эльфов на единицу времени (следующий ребенок не должен рождаться до достижения первым самостоятельности), и некоторую боязнь полукровок, так как более крупный ребенок имеет больше шансов убить мать в процессе своего появления на свет.
Как развивается эльф дальше, ясно не до конца. Вероятно, человеческий возраст и эльфийский возраст соотносятся друг с другом как арифметическая и геометрическая прогрессии: в 90 эльф выглядит на 25, а эльфу, выглядящему старше (на 30 или 40), может быть сколько угодно лет.
Низкий темп воспроизводства, кстати, отчасти уравновешивает отсутствие убыли по естественным причинам. При более высокой плодовитости, (учитывая еще, что они, судя по всему, сохраняют ее до глубокой старости) эльфы очень быстро переполнили бы свою среду обитания и вынуждены были бы либо периодически вырезать большую часть самих себя (кстати, то, что происходит у Темных), либо освоить производящий тип хозяйства, - то есть в любом случае прекратить быть собой.
Скорее всего, секс как процесс копуляции не играет доминирующей роли в жизни эльфа, ибо слишком кратковременен для получения настоящего удовольствия, физическая близость не чета психоэмоциональной, особенно с поправкой на их высокую эмпатию. Можно сказать, что сознание обычного эльфа не раскладывается по Фрейду и у них отсутствует либидо в человеческом понимании этого слова. Существует даже непроверенная до конца теория о том, что эльфы имеют иную гормональную структуру, и у них не вырабатывается адреналин и эндорфин (вместо них - что-то иное).
Условно говоря, отношения эльфийской пары более похожи на отношения брата и сестры или близких друзей, к тому же из-за "правополушарности" эльфы гораздо более андрогинны, чем люди. Длинные волосы и эльфийское телосложение почти стирают внешнее различие между эльфом и эльфийкой. Создается нечто утонченно-среднее, что и служит почвой для приличного количества скабрезных анекдотов наподобие загадки, чем отличается эльф от эльфийки в "темной комнате", ответ которой - "ничем". Хотя настоящие эльфы - это, безусловно, народ мужественный, но мужественность и стойкость есть скорее их внутреннее качество, не проявляющееся во внешнем виде и даже каких-то привычках.
Андрогинность влечет за собой и отсутствие четко закрепленного разделения профессий по половому признаку (темные эльфы есть исключение, тк матриархат есть следствие женского культа Ллот), следствием чего является и распространенность эльфийских воительниц, тем более что стандартном эльфийском телосложении использование тяжелого оружия и доспехов, сделавших у людей войну почти исключительно мужским занятием, малореально.
Эльфы и природа вокруг них. Их материальная и духовная культура.
В данном разделе мы рассмотрим основные методы, которыми эльфы изменяют мир вокруг них.
Поясним. Даже в горах, существование эльфов тесно связано с природой, и питаются они (если отбросить данные о энергии) дарами леса, получаемыми собирательством или охотой. А учитывая то, что питаться белками и жирами им надо значительно меньше, чем людям, при ограниченности эльфийской популяции им вполне хватает того технологического уровня, которым их наделил Демиург.
Отсутствие смены поколений и необходимости активно заниматься выживанием вида не стимулирует технологического прогресса, ибо отсутствует стимул к преобразованию мира вокруг себя. Эльфийский культ традиции и благоговение перед природой также стимулирует поддержание общества в состоянии гомеостаза и отсутствие активного преобразования окружающего ландшафта. Поля и сельскохозяйственные орудия им просто не нужны.
Даже если эльфы кого-то приручают, эти существа не есть часть экономического цикла, завязанного на скотоводство или земледелие, то есть это не столько приручение, сколько аналог отношения меж паладином и его верным конем. На тех же грифонах высокие эльфы летают скорее в военных или церемониальных целях.
Эльфийское понятие комфорта предполагает единение с природой. Поэтому их строительство есть "терраформирование", которое сводится скорее к умении правильно вписывать в рельеф и экологию собственные постройки. Эти сооружения или вписаны в рельеф окружающей местности, представляя собой лишь слегка дополненную и усиленную естественную преграду, или изначально сооружены руками других видов (как правило, гномов). Даже там, где эльфы что-то построили сами, это не столько строительство, сколько подправление существующего, выполненное не топором, а обрядом.
Не стоит однако думать, что эльфы не имеют своей материальной культуры -ее развитие просто пошло по иному пути. Эльфийские "технологии" построены на длительной обрядовой магии, - как подготовка сырья (например, рост дерева), так и собственно изготовление предмета делается под постоянную магическую песню. Этот принцип непосредственно связан и с тем, что песня для эльфа большее чем просто музыка, и с их сроком жизни - человек просто не сможет каждый день в течение 50-ти лет по 8 часов в день постукивать молотком по заготовке, водить хоровод вокруг дерева или играть с ручным волком, напевая одну и ту же песенку.
Дети природы, эльфы многое делают из органических материалов. "Железный век" не наступил отчасти оттого, что добыча руды есть намеренное ранение лона природы, отчасти оттого, что воля Демиурга выставила в качестве платы за наличие у эльфов магии аллергию на этот материал.
Не факт, но утверждается, что кольчужные доспехи Темных эльфов в действительности сделаны из особым образом обработанной паутины, отчего и не стесняют движения, позволяя применять в них магию. Эльфийские мечи (во всяком случае, у лесных эльфов Армира) тоже делаются из заговоренного дерева, которое лишь на завершающем этапе особой друидической чарой превращается в аналог железа. Именно потому они легче. Кроме этого, в некоторых ситуациях они воспринимаются как деревянное оружие, способное поражать или не поражать определенные/специфические цели.
Единственным исключением (здесь я опять подозреваю в качестве причины Волю Демиурга) является пресловутый мифрил, он же Истинное Серебро. В природном виде мифрил встречается крайне редко и является аналогом серебра, но имеющим другую структуру (как, например, графит и алмаз). Высокие эльфы научились превращать серебро в истинное серебро в ходе определенных ритуалов, причем мягкость серебра тоже компенсируется большим количеством времени, затраченным на его обработку и обряды.
Темные эльфы вместо мифрила применяют адамантин, который не является железом, но функционирует только под землей и разрушается на свету. Однако оба металла встречаются в самородном виде, оттого и так редки.
Под обряд проходит и процесс приготовления пищи как священнодействия, который наполняет еду теми светлыми чувствами, которые испытывает ее готовивший. Отсюда и столь высокая для не-эльфов калорийность их съестных припасов - эльфы едят немного, и лембас играет роль пайка в тех условиях, когда нет иных источников подпитки. (кстати, на том же принципе построены и некоторые яды Темных эльфов, при приготовлении коих Темная ведьма как бы изливает в яд желчь своей ненависти).
Эльфы активно занимаются тем, что на Дарк-сане зовется botanic enchantment, - улучшением породы путем постоянной обработки материала в ходе обрядов. Их долгий срок жизни способствует экспериментам по улучшению породы, и хотя в отличие от "человеческого пути", он не предполагает стимулирование мутации магическим образом или "склеивание". Эльфы именно выращивают деревья или травы. В результате плоды, растущие в Священной роще друидов, могут иметь эффект магических зелий, а ткань для эльфийских плащей приобретает соответствующие свойства еще когда волокна не срезаны. А вместо того, чтобы сделать композитный лук, эльфам проще вырастить (за каких-то 20 лет) рощу деревьев с улучшенными качествами и правильной кривизной волокон, - так что заготовки для луков и впрямь срезаются, давая почву слухам о луках, которые растут на деревьях.
Высокие и Темные эльфы, живущие в горах или под землей, выращивают не только деревья, но и, например, магические кристаллы, служащие очень мощной "магической батарейкой" . Сделанный из него простейший талисман дает +1 к уровню магических способностей и +10% к MRE.
В основе эльфийской духовной культуры лежит речь. Не случайно на Анакене (как и почти во всех мирах) самоназвание эльфов переводится как "говорящие". Устная традиция превалирует над письменной хотя бы потому, что функция книги как передатчика знаний через поколение у них отсутствует. Кстати, по Лотману, традиционалистская цивилизация, живущая в гомеостатическом окружении, может даже не иметь письменности при достаточно высоком уровне развития других областей культуры.
Эльфийский письменный язык существует, но является ограниченным набором символов, тесно связанных с друидической гадательной практикой. Например, нет понятия "человек" - есть "Эльф" и "Животное/Существо", которым обозначаются и люди, и обезьяны. А "Ужасная опасность нависла над рощей" может означать и группу гномов-дровосеков, и красного дракона с личом на спине.
Музыка и танец есть дополнение к слову песен, большая часть которых или эпичны, или заклинательны. Танцы тоже церемониальны и замедленны. С точки зрения человека эльфийский обряд не выглядит динамичным, но направлен на внутреннее самоощущение участников, вызывание некого совместного переживания.
Эльфы и магия
Привязанные к магической составляющей мира, все эльфы наделены определенными магическими способностями, применение которых похоже на способности классических Дроу, однако это не строго определенные чары, а некий набор. из которого можно выбирать и пестовать врожденные магические способности. Набор этих способностей различен для каждой из рас, равно как и частота повышения.
Принцип развития этих навыков отчасти аналогичен военным. На первом уровне эльф имеет некоторое количество магических слотов (число различно для каждой расы), и выбор заклинания дает ему способность применить его раз в день. Например, трущобный эльф раз в день может применить Friends, Jump, Pass without Trace, и Detect magic.
На третьем , шестом, девятом и тд уровнях он может или повысить количество одной из способностей (по собственному выбору) до трех раз в день, или добавить к списку нечто из числа способностей, приходящих на более высоких уровнях. У того же трущобного Эльфа это могут быть Featherfall, Light, и Read Magic. Если эльф собирается использовать магическую способность не только на себя, но и на других, оно стоит на слот больше. То есть, например, при получении 3-го уровня Темный эльф может или запускать левитацию 3 раза в день, или по-прежнему 1 раз, зато оказывается способен левитировать предметы или товарищей. Начиная с 9-го уровня можно еще раз "укрутить способность", так что она начинает работать постоянно.
Раса
|
На 1-м уровне
|
+1 Х/уровень
|
Исходные способности
|
То, что приходит затем
|
Высокие | 6 | 2 | Faerie FireLight Detect Magic Levitate Read Magic Featherfall |
Wizard Sight Dispel Magic Jump |
Темные * | 5 | 2 | Darkness Faerie Fire; Detect Magic; Levitate; Spider Climb; Know Alignment(f); |
Dispel Magic (f); Clairaudience (f); Clairvoyance (f); |
Лесные* | 4 | 3 | Detect Magic Animal friendship Entangle Cantrip Pass Without Trace Find Water |
Read magic Music of the spheres Camouflage Endure heat |
Трущобные | 4 | 3 | Detect Magic Friends Jump Pass without Trace или Pass without notice Protection from hunger and thirst |
Face-blur Light Chameleon(Dramwij's) Adventurer's Luck Read Magic Featherfall Chameleon (self only?) |
*Магические иннэйты разнятся в зависимости от статуса - представители Высоких Домов Темных Эльфов или Друиды (шаманы Бессмертного) Лесных имеют +1 слот на 1 уровне и увеличенную прогрессию, и если рядовые Темные эльфы имеют 5 на первом +1 на 2 уровня, то аристократы - 6 на первом уровне + 1 на уровень.
Две высших эльфийских расы - Высокие и Темные , обладают (в дополнению к иммунитету к очарованию или магическому сну) также Сопротивлением магии. У высоких оно - 20% + 4% на уровень выше 1-го, у темных, - 50% на 1-м, однако всего 2% на каждом следующем. Однако в отличие от классики, таковое кидается при любом воздействии магии, наложенной на эльфа кем-то кроме самого себя - за исключением чар, наложенных клерикессами Ллот, у которой это специальная особенность в отношении тех, кто отдался ей во власть.
Но магичность эльфов имеет и некоторые минусы. Так, именно поэтому на них действует холодное (метеоритное и тп) железо - закованный в него эльф не может применять магию или иннэйты, а сделанное из него оружие имеет по ним +1 ТН и +1 к вреду на кость. Заметим, что эта фобия отчасти перенеслась на отношение к железу вообще, что наложило отпечаток и на технологические аспекты развития эльфийского общества.
Чем сильнее магичность, тем уязвимее эльфы для железа. Именно поэтому у высоких эльфов (а равно у джунглевых, где предметы "иноземного" происхождения запрещены шаманами) психосоматическая реакция возникает на любое железо, а не только холодное. При наличии РО все эльфы имеют аллергию на железо - разной степени тяжести.
В "мертвой" магической зоне эльф чувствует себя как рыба, вынутая из аквариума, и, если будет находиться там долго, может начать чахнуть и стареть, так как лишен привычной подпитки. Естественно, это не проявляется мгновенно, но встречается утверждение, что сказанные в эльфа антимагические заклинания, превосходящие по своей силе "распыление магии", могут оказать на него дополнительный эффект, сходный с легким ошеломлением.
Теперь о том, что такое "эльфийская кастовалка". Она была построена на природных способностях, а не академическом изучении магии как науки. В каждого эльфа вложена частичка божественной энергии, за счет которой эльф и имеет свои способности. Но подобно тому, как сильная обезьяна не возьмет в руки палку чтобы сбить плод, если она может его стрясти, так и у эльфов никогда не было нужды развивать свои способности, разве что оформляя их в виде заклинательных песен.
Исследовательской работы по улучшению магии эльфы не ведут - продолжительность жизни эльфов и их отношение к миру формируют такое отношение к новому, при котором это новое им не нужно. Магия интересует эльфов, но они как бы просто зачарованы ею. Они воспринимают ее из-за некоей сродственности ей эльфийского характера. Цивилизация эльфов, если можно о ней говорить, настолько же немагична, насколько нетехнологична.
Если анализировать содержание заклинаний согласно моей теории развития магии, то эльфийская магия является Низшей. Это или чары утилитарной направленности (в результате которых эльфу проще спеть песенку, чем дотянуться до иглы с ниткой), или "бардическая" очаровательно-защитно-предсказательная магия, или чары, связанные с природой места -пустынные, например, в своих заклинаниях упоминают песок, ветер и жару.
. Характерной для эльфов является площадная магия, направленная на защиту мест обитания за счет создания источника силы. Некоторые специфически эльфийские чары имеют привязки к солнцу, луне или звездам, меняя свой оперативный уровень чар в зависимости от наличия в небе источников света.
На Анакене от эльфийской магии происходит магия ведьм, а в рамках третьей редакции они являются не столько Магами как носителями структурированного Знания, сколько Колдунами или Бардами как обладателями Дара. Лиц, способных применять заклинания магов, в эльфийском обществе много, но их уровень невелик.
Эльфийское военное дело
На эльфийский способ ведения боя безусловно оказал некоторое влияние господствующий рельеф, - лес. В тактике эльфов характерен именно тип лесовика, с его чертами силы и упорства в подвижной обороне (расчет на то, что лес укроет и в нем не найдут, засеки, засады, etc.), неплотном расселении, предпочтению дальнего боя ближнему, приверженности традициям и почти полной неспособности к ведению наступательных боевых действий, связанных с захватом и удержанием новой территории, и вообще каких-либо действий за пределами леса.
Там, где это возможно, эльфам предпочтительнее вести малую, или партизанскую войну, для которой действия небольшой, но хорошо экипированной группы (наподобие средней рейдовой партии Темных эльфов, описанной в ММ или отряда террористов Альянса) подходят как нельзя лучше. Эльфийская армия не имеет ни кавалерии, ни осадных машин (для редких случаев осад вызывались триэнты/дендроиды или элементали). Тяжелая конница в мифрильных латах на грифонах есть только у высоких, где в условиях гор грифон -просто очень удобное средство передвижения.
Но для планирования сложных воинских операций эльфам не хватает стратегического мышления. Воюют эльфы по традиции или по старинке, тк когда их противник слаб, не возникает повода изменить стратегию, которая и так работает хорошо, а когда он силен, не остается эльфов.
Те, кто воевал с эльфами (особенно - Высокими), отмечают их определенную шаблонность и ориентированность на эффект, неспособность к обучению, точнее, быстрому деланию выводов или умению действовать по обстановке. Иными словами, если план не включает в себя изначально тактику "ударил-убежал", то при неудачной первой атаке вместо перегруппировки и попытки атаки с иного направления эльфы играют в Матросова.
Эльфийская армия остается армией бойцов-индивидуалов и не знает строя, особенно сомкнутого. Бойцы могут драться координированно, что кстати нарабатывается в многолетней практике группового танца, но для этого им требуется свободное пространство. К тому же при рассыпном построении площадная боевая магия накрывает меньше народа.
На выбор оружия эльфа оказали влияние и его невысокое сложение, и отсутствие у них тяжелого оружия и доспехов. Главный тип эльфийского воина - лучник, превзойти которого очень тяжело по ряду причин. Охота входит в список постоянных занятий эльфа, и долгая жизнь безусловно способствует развитию этого навыка. Кроме того, высокое восприятие позволяет заместить экстремальный разум - то, что развивают японские лучники, у эльфов есть изначально. Оттого все эльфы, кроме Темных, имеют бонусный военный слот на Стрельбу, а эльфийским рейнджерам строго рекомендовано вместо боя двумя руками тратить второй слот на совершенствование в этой технике.
Относительно ближнего боя эльфов есть распространенное заблуждение, представляющее их виртуозами клинка и идеальными кандидатами для кэнсайства. Безусловно, эльфы являются хорошими бойцами-индивидуалами, хотя их мастерство складывается не только из высокого владения оружием, но и из природной ловкости, отчасти тренированного танцами тела, высокой эмпатии, которая помогает предчувствовать движение врага, а равно более легкого оружия или доспехов из-за материала их изготовления.
В принципе, боевое искусство эльфов в своем высшем развитии благополучно дошло до Bladesong-a как техники боя, вытекающей из искусства танца, но сможет ли оно подняться выше - большой вопрос. Анализируя вопросы стратегии или тактики различных гуманоидов вообще, мы можем отметить, что для эльфов не может быть характерен интерес к военному или боевому искусству и высокая степень его развития, ибо эльфу, с его высокой природной координированностью, многому не нужно специально учиться. Занятия БИ требуют активного стимула к самосовершенствованию, а позиция эльфов скорее пассивна. К тому же, им во многом мешает привычка полагаться на магию. Зачем долго совершенствовать тело, если можно быстро добиться того же эффекта кастовалкой?
Идеалом эльфийского воина не случайно является Б-сингер, использующий правую руку для клинка и левую для магии. При этом магия используется ими преимущественно для предварительной защиты или нападения на дальней дистанции. Усиление при помощи магии непосредственно боевых способностей характерно скорее для школ Трущобных эльфов и связано как с "более тесным знакомством с традицией БИ", так и запретами на применение там боевой магии.
Не является БИ и то неистовство, которым обладают их боевые ведьмы, куда отбирают тех эльфиек, чей статус не дает им возможности стать посвященной Ллот. Это скорее транс исступления, в котором смешивается ярость и жажда крови, перегонка эмоций ярости и ненависти.
Кстати, длинный меч и короткий некомпозитный лук в определенной степени можно назвать эльфийским расовым оружием, поскольку при нынешнем уровне развития технологии на Анакене у людей встречаются в основном или полуторники, или фехтовальные клинки, а на дальней дистанции предпочитают арбалеты или, если в регионе есть соответствующая традиция, композитные луки.
Хотя расовый выбор остального "национального" оружия (того самого, с которым +1 ТН) несколько различен от расы к расе.
Высокие эльфы включили в него конную пику, поскольку достаточно рано завели свою "рыцарскую" традицию тяжелой кавалерии на грифонах, однако среди избранного оружия присутствует только короткий лук.
Не признающие железа Дикие вместо меча используют копье, вернее, все виды копья, включая и дротик.
Темные вместо лука пользуются ручным арбалетом, и считается, что вариант этого оружия с пистолетной рукоятью вообще был придуман ими для перестрелки под землей. Крисообразный клинок также считается их изобретением.
Трущобные привыкли к городу, и вместо луков хорошо стреляют из духовых трубок или "эльфийских самострелов" , либо метают предметы типа стрелок, сюрикенов, метательных ножей и тп.. Соответственно, вместо бонусной Стрельбы они имеют бонусное Метание.
Высокие эльфы
Высокие эльфы обитают высоко в прекрасных горных крепостях, магические стены которых не видимы простым смертным. Это могущественная и древняя раса, где проживший 1200 лет считается еще относительно молодым и не набравшимся достаточного жизненного опыта (и что интересно, действительно ведет себя как 17-летний подросток). Темные Эльфы со всей их встроенной магией и полным набором способностей drow значительно уступают высоким по своим способностям, а прочие эльфийские расы смотрят на них с восхищением и пиететом.
Себя они считают хранителями знания и древнейшей расой, воспринимая прочих эльфов как что-то вроде негров, а людей как мартышек, по странной воле неба научившихся говорить. Идеализируют расовую чистоту и очень стараются ее сохранять, что дополнительно стимулирует их изоляцию. Фактически раса вымирает, но они по-прежнему считают, что только они несут истинный свет борьбы со злом, борясь с населяющими горы Монстрами Хаоса и лишь мечтая о тех временах, когда в мире были Эльфы и Меньшие Существа.
Внутри - очень жесткая иерархическая система, напоминающая кастовый или родовой строй. Существует несколько домов, в которых наследственный род занятий передается от отца к сыну. При этом незыблемость порядка и отсутствие смены поколений закрепляет такую структуру на века.
Высокие Эльфы добавляют +1 к Интеллекту и мудрости либо Харизме, но -1 к Харизме и Сложению.
Перворожденные наделены неограниченным сроком жизни и считается, что высокий эльф не подвержен не только старению и болезням, но и голоду, ибо существует в основном за счет подключения к некоторым основам этого мира. Кроме того, невоспримчивость к сну и очарованию распространяется для них и на заклинания эмоционального воздействия (emotion, fear, confusion, но не chaos, Feeblemind, или horror). Кстати, это еще одна причина их "упертости" и сниженного инстинкта самосохранения -по аналогии с человеком, лишенным чувствительности к боли.
Каждый из них несет в себе частичку Огня Творения, что отражается в наличии в большинстве их имен слога "эль", который обозначает / отражает эту "душу"., и когда в момент смерти Перворожденного Эльфа эта частичка высвобождается, умирающий может распорядиться ею, получая в свои руки существенный магический заряд, и чем выше заслуги эльфа, тем больше его сила, которая используется, как правило, для чар Последнего Желания, Гейса или Проклятия.
. С точки зрения механики это обстоит так. Действие должно быть осознанным/заявленным и аналогично применению иннэйта, хотя эльф может пребывать и в минусах. Уровень применяемой чары равен половине уровня эльфа, так что Желания таким образом можно исполнять только на уровне 18+ . Тело окончательно уничтожается (вспыхивает и исчезает в пепле), но спасброска от эффекта нет.
Ограничения по правильной формулировке Желания, однако, остаются. Так, про Шваара известно, что убитый им владыка эльфов проклял его, отчего Темный Бог при всех своих способностях не мог избавиться от незаживающих ран и светобоязни. Однако именно это проклятие "до скончания веков" сделало его вечным и неуничтожимым нормальным способом, окончательно превратив его в полубога.
Кроме этого они - единственная эльфийская раса с развитой магической традицией, включая создание предметов классическим способом "укастовки", и в ДД-3 магами (в отличие от колдунов) могут быть только Перворожденные, вернее, представители некоторых Домов, где наследственным занятием является именно магия. Специализация у них, как правило, на Abjuration, Divination, Ehcnantment/Cнarm и Invocation.
Основной минус Высоких эльфов, - их отношение к миру. Очень сложно представить себе Перворожденного, делающего что-то в компании Меньших Существ (помесь Нолдоров с Сильванести или Фаэри от Пола Андерсона) Чаще свое внимание на мир смертных обращают их рыцари или паладино-маги, дабы продемонстрировать мартышкам изначальное превосходство Древней Расы или желая покарать их за совершенные преступления. Учтем при этом эльфийское чувство времени, из-за которого за "злодеяния против эльфов" часто расплачиваются не злодеи, а их правнуки. Естественно, встречная реакция тоже не исполнена благоговения и приязни.
Темные эльфы
То, что получилось в процессе адаптации, по внешнему виду, общественному устройству и психологии аналогично drow, причем внешний вид "негатива эльфа" с темной кожей и белыми волосами есть не следствие жизни под землей, а последствие комплексного проклятия, отчасти похожего на Степень...
Хотя существует и мнение, что раскол был вызван иной, более простой причиной. Когда в эльфийском обществе под влиянием конца второй эпохи начался переход от матриархата к партиархату, некоторая часть кланов решила оставить старые порядки и поначалу стала почитать Ллот именно как просто олицетворение мистического женского начала, не ведая о пауках и крови.
Темная Богиня Ллот по набору сфер и подхода есть смесь Ллос и Лилит и подпитывается целым комплексом эмоций и сил, но кровь, изощренная извращенность, похоть и власть есть основные ее источники. Ее истинный образ - воронка или сгусток негативной энергии с тянущимися к свету псевдоподиями, отчего в широких массах она ассоциируется с пауком. Эстетика поклонения Ллот включает массовые жертвоприношения рабов, расчлененные тела, выпотрошенные внутренности, разложенные наподобие сада камней,, гирлянды отрезанных голов, висящих над пустынными коридорами. Однако это не препарирование некроманта и не стремление изучить мертвое, а просто атрибут, отчасти отвечающий их извращенным эстетическим представлениям.
Вопреки всеобщему мнению, массовое поклонение Ллот началось после загона Темных эльфов под землю, когда от них отвернулись все, а Ллот радостно подхватила лакомый кусок еще и потому, что в условиях существования под землей, к которому эльфы все-таки приспособлены хуже, чем гномы, функция обеспечения дома и продолжения рода имела большее значение. Обилие священников Темной Богини объясняется тем, что их хозяйство нельзя назвать производящим, и многие вещи, в том числе и жизнеобеспечение, висят не только на труде рабов, которых не так много, но и на них.
Живут темные эльфы лишь немногим менее, чем высокие. Считается, что под землей они не могут потреблять солнечную энергию, и потому, в отличие от Перворожденных, могут физически стареть. Впрочем, Ллот одарила своих детей достаточным числом компенсирующих отсутствие животворного света омолаживающих обрядов, в ходе которых необходимая энергетическая подпитка осуществляется за счет выбросов негативной энергии в ходе массовых причинений страданий и смерти. Иными словами, вместо подпитки от духовной культуры, построенной на позитивных эмоциях и единении с природой, они перешли на подпитку от негатива, а любовь заменили ненависть и злоба. Отчасти поэтому психология Темного эльфа есть психология психопата и параноика, а образ - пресловутая порочная красота, которая завораживает и отталкивает одновременно.
Наиболее известны ежегодные обряды физического омоложения, в ходе которых клерикессы принимали ванны из крови жертв, убитых с максимально возможным садизмом и медлительностью. Как правило, речь шла о том, что кровь, наполнявшая ванну, выпускалась из еще живых пленников. Этот принцип напоминает принцип вампира, хотя можно заметить, что ванна рассчитана на эльфийский тип питания, который достаточно редок. Человеку кровь проще пить - куда более мелкими порциями, но и куда более часто. И хотя трансполонийский тип вампира-кровопивца родился из образа лорда домена "пьющего кровь" своих крестьян в переносном смысле, первыми пить кровь как ритуал магической практики стали именно они.
Тем не менее именно темные эльфы ближе всех к высоким по ментальности и мироощущению (высокомерие и взгляд не не-эльфов точно совпадают), и их жестокость по отношению к остальным отчасти вытекает из того же отношения к смертным, просто по-иному преломленного. И высоких, и темных эльфов отличает некоторая "пафосность" и стремление к внешним эффектам. На пытки, учитывая что это замечательная подпитка, ходят смотреть как на вид искусства, и предмет под названием "эльфийский клавесин", был, несмотря на название, придуман ими, только там ущемлялись гениталии захваченных в плен человеческих детей.
Похожи они на Высоких и в социальной сфере - та же структура наследственных домов, но так как ограничений на "честную игру" меньше, структура более мобильна, и аристократы учатся защищать свой статус в сложных интреигах, которые могут разворачиваться десятилетиями. Равновесие домов строится не на силе традиции, а на Традиции силы, где Дом обладает властью пока он в состоянии себя защитить.
При этом любой высокорожденный Темный эльф обязательно является мультиклассным кастером - женщины являются священниками Ллот, мужчины - магами. , предпочитая боевую магию и магию вызывания. Несмотря на распространенное заблуждение, некромантия у них развита крайне слабо и на уровне гадания по еще живым внутренностям или подселения души жертвы в оружие, которым она мучительно убивалась (так делаются пресловутые "Стонущие Крисы"). Ментальная магия развита слабо ввиду того, что ее обычно не на кого применять, хотя нередки чары подчинения или стимулирования негативных эмоций.
Утверждается, что на ранних этапах аристократические дома Темных эльфов сознательно примешивали в себя кровь вызываемых демонов для повышения магической силы потомков, и потому представители действительно древних родов могут иметь несколько странные дополнительные способности.
Темные эльфы имеют -2 к Харизме, но +1 к Интеллекту и Ловкости.
Темные эльфы имеют классическую реакцию на свет - -2 к Ловкости, попаданию и спасброскам и +2 к АС. Она увеличивается на 1 если их противник тоже находится на свету. С точки зрения преодоления это воспринимается не только как физиологическая реакция на яркий свет, но и Фобия. Кроме этого, они получают больший (+1 на кость) вред от чар, построенных на свете или позитивной энергии, но не огне или молнии.
Естественно, наверх они выходят редко, ибо что они такое, там знают слишком хорошо (the main disadvantage of being the drow is being the drow), а потому занимаются в основном подчинением Underdark-a.
Лесные Эльфы и их разновидности.
Когда на Анакене кто-либо говорит просто "эльф", ввиду имеется обычно "серый лесной" обитатель одного из зачарованных лесов. Из этих лесов, однако, они не сильно выходят, за их пределами обычно не приключаются.
По отношению к человечеству обычные Лесные эльфы наиболее дружелюбны (по сравнению с сородичами) и часто идут на контакт. Любовью к природе, песням и танцам под звездным небом и общим пофигизмом они напоминают не столько хиппи, сколько просветленных кельтских сидов или американских индейцев из американского же кино про них. Тем не менее инициатива контакта как правило исходит от эльфа и попасть в священную рощу или просто на территорию зачарованного леса человеку нелегко.
Следует помнить, что окультуренный лес в эльфийском понимании отличен от ровных рядов лесопарка - природа как бы более девственна, а деревья стары и могучи. Кроме того, чем древнее место, тем более оно обычно насыщено площадной магией (заменяющей крепостные стены), из-за которой чужаку просто заблудиться и покинуть его пределы. Правда, это имеет и обратный эффект. Как говорил один тангыт и шаман ымах-Крагыра: "найти эльфийский лес просто - когда наши компасы начнут отказывать, а собаки сбиваться со следа, тогда-то мы и поймем, что пришли".
Общество Лесных эльфов центрировано вокруг Священной рощи, и владыкой является обычно не воин-маг, а друид(есса). По сравнению с обществом Высоких или Темных оно более эгалитарно, - "все Ветви растут из одного корня". В центре каждой рощи - священный водоем. Как правило роща окружена магическим куполом, не проницаемым для огня или метательного оружия.
В отличие от Высоких эльфов, Лесные подпитываются не столько от солнечного света, сколько от слияния с гармонией родной природы. Из-за этого в своей родной местности (на своем избранном ландшафте) они обладают большим количеством дополнительных способностей. "Дома" они регенерируют на хит в день больше (в особенных местах типа священных рощ - хит в час, хотя вред от кислоты, критикалки или огня/энергии так не восполняется) и имеют +1 к спасброскам от ядов и усталости , а равно эффектов, вызванных действием природных условий, например холода или жары (не открытого огня).
Лесные эльфы отличаются повышенной легкостью шага и незаметностью - любой из них двигается "на своей территории" как рейнджер половины своего уровня. Джунглевые при этом. свободно перемещаются в кроне , прыгая с ветки на ветку. А если эльф спрятался и не атакует, он эффективно невидим и замечается только существами со способностью видеть невидимое (либо шанс аналогичен поиску секретных дверей). Понятно, что кто-то сидит в кроне, а кто-то прячется под песком, суть зависит от избранной местности, и пустынный эльф не обладает подобной способностью в джунглях.
Кроме этого, родной ландшафт не является для Лесного эльфа преградой. Они в состоянии бежать без остановки по джунглям или пустыне с максимальной скоростью час на уровень сложения.
Лесные эльфы имеют -2 к Интеллекту (что, однако, не мешает им быть магами), но +1 к Силе (или Мудрости если это женщина или друид) и Ловкости.
Повышенная привязка к родной природе ведет к тому, что различные сообщества Лесных эльфов принимают за различные их подвиды. Например, "Лесными", называют часто только эльфов Армира и окрестностей, благо эта территория по-прежнему покрыта лесами, и большинство древних и священных друидических рощ, в том числе и таинственная и магическая Роща Единорогов (возможно, древнейшая из подобных мест и посаженная еще до великого Взрыва), также находится там. В действительности, в отличие от Высокого или Темного, Лесного эльфа от Дикого по расовому типу не отличить. Этим, собственно и объяснялись драконовские меры по регистрации пришлых эльфов в Вайет-Конгополе.
Дикие (они же Джунглевые , Голые и Татуированные), обитают на Втором Континенте. Согласно преданию, эта Ветвь Лесных решила не вмешиваться в войну и найти пристанище в новых землях, то есть отчасти приспосабливаться к новым условиям. В определенном смысле они повторили судьбу Темных, ибо их священные рощи оказались на месте исчезнувшего народа рептилий, и использовавшие подпитку земли друиды попали под влияние древнего культа Бессмертного. По отношению к окружающему миру они придерживаются политики строгого изоляционизма и напоминают ихэтуаней своим неприятием иных культур и уничтожением всего чужого, что оказывается на их территории - от предметов до людей. (В принципе, успешный финал одного из моих модулей предполагал их освобождение из-под этого гнета, но пока "Вьет-Конг" до конца так никто и не прошел...)
Бессмертный есть не очень понятная сущность, как-то, по-видимому связанная с той цивилизацией рептилий, которую Демиург наметил, но так толком и не прописал (судя по образу Крокодила, это же существо было объектом поклонение культистов-изуверов из Храма-на болоте). Под его влиянием Джунглевые эльфы усвоили многие элементы старой культуры (магические татуировки и раскраски, щиты с гипнотическим орнаментом, пресловутые куклы Ду-ву или фетиши, сделанные из младенцев), и сейчас сидят в каменном веке под присмотром шаманов, наложивших запрет на любое развитие или контакты с цивилизованным миром, включая даже традиционную эльфийскую магию/технологию, и имеющих в своих руках такое средство воздействия на соплеменников, как куклы, приготовляемые на каждого эльфа в момент его рождения.
Пустынные же просто бьются за воду, расстреливая пойманных у чужих колодцев, бегают по песку со скоростью нагруженного коня, курят хажаш, приготовляемый из помета песчаных червей и верят в легенду о Каруне Лишенном Стыда, который прилетит на голубом, как их глаза, ковре-самолете с тушканчиком на плече и поведет их к Морю.
Их природная среда обитания была сожжена Катаклизмом. Оттого, хотя все эльфы данного подвида строят свои отношения с миром по принципу "мы никого не трогаем, и нас лучше не трогать", у пустынных это хуже всего получается, так как в отличие от прочих эльфийских сообществ у них нет места укрытия. Хотя этот вид эльфов прекрасно адаптировался к жизни в пустыне, это не значит, что они могут жить в песке и радиации настолько, чтобы не появляться в оазисах, или больших городах на границе пустыни и обитаемых регионов.
Пустынные эльфы отчасти напоминают трущобных тем, что находятся в постоянном взаимодействии с окружающим их "человеческим" миром, но оно носит вынужденный характер и не является следствием попытки сближения. Недоверие сочетаемое с необходимостью жить вместе с кем-то еще сформировало систему сложных тестов, прошедший которые до конца воспринимается как "свой" вне зависимости от расы. С другой стороны, именно среди пустынных эльфов так много активистов Альянса.
Трущобные эльфы и Эльфийское гетто.
Эту расу остальные эльфы считают эльфами только на 90%, считая, что ради слияния с людьми они пожертвовали большей частью истинной эльфийскости, отказавшись от стандартной подпитки. Вследствие этого, хотя этот процесс не сравнить с человеческим, Трущобные эльфы подвержены старению, и продолжительность их жизни составляет всего около 250-300 лет.
Хотя окончательного слияния, естественно, не произошло, это колено обрело человеческие комплексы, а их менталитет является эльфийским в наименьшей степени. По сравнению с прочими эльфами они меньше индивидуализированы, и более сбиты в клан внутренней/местечковой солидарностью. А обычная эльфийская андрогинность, например, приобрела ярко выраженные унисексуальные черты.
Сейчас они обитают в отдельных кварталах больших городов, занимая экологическую нишу чего-то среднего между евреями, цыганами, или китайской общиной на Диком Западе в конце XIX века. При этом городской пейзаж дает им те же бонуса, что и "родная местность" Лесным эльфам, от которых они откололись - мобильность, незаметность и тп.
Эльфийский квартал часто называют гетто, хотя если смотреть по разнице культур, то он ближе не к еврейскому гетто в Европе, а к китайскому кварталу в США. Его статус может быть различен, но не имея официального статуса гетто, он почти всегда является им де-факто.
Гетто есть анклав обыденной эльфийской жизни с поправкой на условия города, и многие его обитатели даже не говорят по-людски и редко покидают его пределы. Люди тоже очень редко оказываются внутри него. Все места, куда в принципе они могут заходить (лавки, бордели и тп) вынесены на окраину, и необходимости проникать внутрь нет.
Там, где статус гетто закреплен де-юре (несколько городов 15-градья), он даже дает некоторые плюшки - эльфы имеют свое самоуправление, власти не лезут в их внутренние проблемы, и даже полиция не заходит внутрь без крайней нужды.
Чем в основном занимается население гетто внутри обычного человеческого города? Во-первых, обычно эльфы курируют индустрию развлечений, ибо средний эльфийский менестрель превосходит среднего человеческого по мастерству исполнения. Распространенный в городах Б-сонг делает из них и хороших бардов клинка. Наконец, из эльфов получаются хорошие девочки/мальчики для удовольствий - и не только тем, что они могут подолгу не спать, не болеют и не приходят в негодность после пяти лет использования. Дело в отношении - ласку/секс и любовь эльфы разделяли всегда, выдвигая на первый план духовную привязанность - поэтому никто не видит крамолы в том, чтобы спать с людьми.
Во-вторых, к эльфам можно обратиться за мелкой магической помощью, - хотя заклинания эльфийских бардов проходят по категории ведовства и обычно не кастуются, а поются, это единственный источник помощи такого рода там, где в силу каких-то причин магов немного, а спрос на бытовую магию все равно есть.
В третьих (особенно там, где у гетто нет официального статуса), их "традиционный промысел" - наемные убийства. Убивают эльфы, как правило, с расстояния мелким метательным предметом, после чего делают ноги. В качестве такого оружия чаще всего употребляется "эльфийский арбалет", позволяющий среднему эльфу с арбалетом на каждой руке сюрпризить врага аж шестью стрелками сразу. А при попытке выяснить что-нибудь в гетто все попытки разбиваются о стенку молчания - никто ничего не знает, не видел, не слышал и вообще не говорит по-людски. Понятно, что нанять эльфа дорого, но это только подчеркивает их репутацию, а также хорошо помогает гетто защищать себя, ибо репутация убийц есть хорошее предупреждение желающим устроить погром в эльфийской лавке или оскорбить уважаемого в гетто эльфа.
Участие гетто в других сферах криминальной жизни города зависит от ситуации, но во многих регионах их диалект и воровской жаргон - фактически одно и то же.
Трущобные эльфы добавляют +1 к Ловкости и Харизме, но -1 к Сложению и Силе. Любой Трущобный эльф имеет 20% шанс Слышания шума и Лазания по Карманам, 50% Лазания по Стенам и 10% Понимания языков. Если класс эльфа имеет воровские способности, он может развивать эти навыки за счет прочих или иметь их в дополнение к стандартному числу %-к.
Необходимое приложение: Альянс
Это "движение за права эльфов", кое называется иногда и эльфийским сопротивлением, является наиболее известной на Анакене тайной организацией. Основные области его активности - Сигерия, Северное Запустение и Пятнадцатиградье.
Хотя про Альянс известно очень многим, их деятельность сводится к шумным терактам или партизанщине по кустам. Тем более что, лелея мечту о великом общемировом восстании эльфов против человеческого гнета, Альянс часто действует под лозунгом "чем хуже -тем лучше", стремясь не гасить проблемы, а разжигать их.
Как только они начинают делать что-нибудь серьезное, особенно - против Вэтлана или Тхэйя (в последнем эльфов просто нет), там немедленно принимают меры. Так, например, бывший лидер Альянса, лорд Эмальфингал, таинственным образом исчез где-то на юге около десяти лет тому назад после того, как попытался организовать всеэльфийский поход на Заззу'ин дабы вернуть древнюю эльфийскую крепость ее законным владельцам. А великий воин-маг Карадриель, который, невзирая на молодой для Перворожденного возраст, успел заслужить достаточно титулов типа "палача Сан-Моники" или "гонителя клопов", умер (если это можно назвать смертью) на анатомическом столе доктора Таргельта после неудачной попытки устроить в одном из городов 15-градья восстание гетто.
Состоят в нем, в основном, Лесные и Пустынные эльфы, в отличие от Трущобных, большинство которых Альянс не поддерживают - активисты делись, а остальным в городе еще жить и жить, тем более что по мнению Перворожденных, долг Трущобного эльфа - героически погибнуть, искупив своей смертью позор сотрудничества с людьми.
Впрочем, среди Трущобных или Пустынных эльфов Альянса достаточно региональных лидеров, для которых светлое дело борьбы за права эльфов давно стало лишь прикрытием для разбоев, торговли оружием, похищений людей с целью выкупа или сборов средств на нужды Альянса со своих соплеменников посредством ординарного рэкета.
Самый известный из них - прозванный Бешеным Эльфом Пустыни Джавдат Аллазиэль. Подразделения последнего, известные под названием "Пламя гнева", в Сигерии и не только считают просто бандой обкуренных хажашем фанатиков и убийц, бросающих бутылки с горючим маслом или магические гранаты с DBF (после того как он научился их делать), или закапывающей людей по голову в песок Пустыни, оставляя их на медленную и мучительную смерть.
Руководящая и направляющая роль в Альянсе, естественно, принадлежит Высоким. Для последних это способ воскресить те былые времена, когда миром правили эльфы, хотя непосредственно в боевых действиях с их стороны принимает участие главным образом неуравновешенная молодежь типа пресловутого Карадриеля, воспринимающая людей как аналог крыс или тараканов, которых надо б всех дустом, да вот только плодятся быстро и огрызаются больно.
К ним относился и великий воитель Эльданна, возглавивший движение после исчезновения Эмальфингала и известный также под прозвищами "Сродни паладину" и "Пакость врагам", - его стараниями Альянс чуть было совсем не превратился в помесь арабских террористов из плохого американского фильма с Ирландской Республиканской Армией, но маго-паладин слишком любил сам принимать участие в боевых действиях и в конце концов, при попытке напасть на очередной торговый караван в окрестностях Сингаконга эльфийский герой погиб (по слухам, один из пассажиров каравана вызвал демона, который с громким мявом разорвал его на 10015 кусков).
По современным сведениям, Альянс возглавила принцесса Гамадриэль, представительница правящего рода Лесных эльфов (владычица Рощи Единорогов), имеющая также высокий уровень друидического посвящения. За краткий срок своего руководства она почти сумела, активно используя и свои связи среди друидов, и хорошие знакомства среди людей, превратить Альянс в более серьезную силу, направленную, однако, в основном, на борьбу со Стальной Империей, ибо покровительствовать наукам и искусствам, любить эльфов и недолюбливать Вэтлан считается хорошим тоном среди армирской или северной аристократии. Что было причиной такого крена, сказать сложно. Возможно, ее напугали слухи о Разрушителе, возможно, для консолидации действий всех эльфов потребовался действительно серьезный враг.
С точки зрения механики члены альянса имеют -4 на реакцию с людьми и +1 к попаданию по ним. Если воины представляют собой аналог рейнджеров, но их Традиционным Врагом являются люди.
Мультиклассация эльфов по АДД
В дополнение к обычным вариантам, все эльфы могут неограниченно расти как рейнджеры (втч и мультиклассными), а природная магичность эльфов дает им возможность быть мульти-классными не только магами, но кастерами любого доступного им типа.
Высокие эльфы также могут быть мульти-классными паладинами. Bonded mount в этом случае обязательно грифон, на которых их воители постоянно летают. а прочие - мульти-классными рейнджерами. Что же до Варваров (как по Справочнику, так и по Третьей Редакции), то ими могут быть исключительно Дикие (и может быть Пустынные).
Однако эльфы имеют ограничения на связь с богами - только Трущобные могут быть священниками, свободно выбирая себе бога (это не значит отсутствие у них друидов). Но среди Высоких, Лесных и Пустынных встречаются только друиды, вера Диких есть как бы извращенный вариант друидического культа, а Темные поклоняются исключительно Ллот.
Магами-специалистами эльфы быть могут, выбирая Песню, Charm, Illusion, Divination, или, если по МО, магию Природы, Мистического Оружия, Ведовство или Иллюзионизм. Пустынные могут быть специалистами только в элементалистской магии. Диким эльфам доступна только магия природы и ведовство, ведьмы используют свое тело вместо книги чар, покрывая его магической татуировкой.
Для третьей редакции любимыми классами эльфов являются Колдун (для Высоких и темных) и Бард (для Лесных и Трущобных).
Совсем немного о полукровках
Так как отношения эльфов и людей можно назвать взаимной изоляцией, полукровок потому очень мало. Понятно, что про метисов с высокими или Темными мы вообще не говорим, ибо их жестокое и неприязненное отношение к полукровкам похоже на отношение к "недочеловекам". Высоким мысль о сексе и в голову не придет, а Темные используют насилие, но в этом случае затем женщину убивают. Смерть ждет и эльфийку, если та позволила животному овладеть собой.
Полу-трущобные, учитывая их проституцию? Согласно эльфийскому взгляду на жизнь, с человеком можно спать за деньги, но в людей нельзя влюбляться, а тем более рожать детей. К совершившим такое относятся так, как у нас после войны относились к женщинам, имевшим детей от немецких солдат. Поэтому обычно полукровки живут не в гетто, а или ютятся в нижнем городе, или обитают при человеческой половине семьи, обычно в качестве послушной домашней прислуги.
Полу-лесные эльфы встречаются чаще, хотя следует помнить, что для лесного эльфа подарить любовь человеческой женщине и погладить по спинке забавного бурундучка - достаточно сходные явления. Связь может восприниматься как мимолетное увлечение, но серьезно привязываться к чему-то, чего через несколько дней уже не будет - зачем?
Полукровки имеют ночное зрение и все способности полукровок по РНВ + расовые навыки, если у них была возможность этому научиться. Из природных магических способностей они имеют 1 слот + 1 на 5 уровней. Чара берется из числа доступных расе на 1-м уровне.
Резюме
Подводя итоги, можно сказать так. Известно, что за палку хватается не самая сильная обезьяна, способная и так стрясти банан, а самая слабая, которой необходим новый метод бананодобывания. Кроме этого, чтобы в ход пошла палка, бананы должны висеть высоко, а не быть разбросанными по земле. Эльфы же изначально были созданы так, что у них не было стимула для развития - Демиург изначально отвалил им и силы, и бананов. В результате интересная и многогранная эльфийская культура оказалась ориентирована на прошлое, а не на будущее.
Ответ эльфов на изменяющийся мир вокруг них есть медленный переход от попыток сохранить его для себя (на Анакене это и привело к концу Второй Эпохи) к попыткам сохранить себя в каких-то анклавах. Ведь эльфы - любимые дети и хранители традиции, но не творители нового, и когда они оказываются не в силах сопротивляться естественным изменениям мира, они просто уходят.