Автор Abash
Эта статья открывает цикл статей, посвященных истории, привычкам, местам обитания, религии, культуре, взглядам на жизнь нечеловеческих рас и народностей, представленных в книгах правил и описаниях миров для настольных ролевых игр.
Так сложилось, что самого своего зарождения ролевые игры предлагали игрокам возможность почувствовать себя совершенно другой личностью, стать совершенно другим человеком, а то и не человеком вовсе. Естественно и у игроков и у мастеров возникало желание понять мотивации и устремления их персонажей. Но людям свойственно иметь собственное мнение по любым вопросам, поэтому часто несоответствие действий игроков мастерской линии и наоборот вызывало споры и столкновения, как в личном общении, так и на просторах сети. Еще больший хаос создавали появляющиеся дополнительные книжки от создателей игровых систем и писателей-фантастов.
Видя существующее положение вещей, я решил описать «канонические» расы и национальности, максимально приближенно к тому, как их представляли создатели этих самых рас. Данные литературные опусы не претендуют на «истину последней инстанции» и я буду рад дискуссиям и отвечу всем оппонентам.
Большинство ныне существующих игроков начинали с D&D системы изначально созданной для моделирования фэнтезйных миров. Поэтому начнем с описания рас представленных именно в этой (и базирующихся на ней) системе. Вот список «тех самых» рас: карлики (они же Казад, наугримы, дварфы, краснолюды, гномы), эльфы (они же Квенди, дивный народ, сильваны, фаэри, дроу), половинчики (они же хоббиты, периане, холбитлане, невысокорослики, некоторые относят к ним и мутантов-кендеров), гномы (в основном иллюзионисты и механники) а также полуэльфы (они же полукровки, метисы, полулюди). Наибольший интерес и споры всегда вызывали эльфы и их производные. С них и начнем.
За создание эльфов, таких как они есть, весь мир благодарит пресловутого профессора английского языка из Оксфорда Джона Рональда Руэла Толкиена (долгие продолжительные аплодисменты). До него в западной литературной традиции присутствовали faierie – феи, также именуемые эльфами. Эти создания более известны россиянам по «Дюймовочке». Именно за такого эльфийского принца выходит Дюймовочка замуж, получив крылья. Толкиен же вернулся к старинным кельтским и германским образам. Именно оттуда берет свое начало alf - существа созданные богами вместе с великанами и карликами, еще до людей. Те эльфы уже вполне подходят под существующие описания.
Роста они среднего (в отличие от великанов и гномов), красивы, сильны в магии, а также охотно вступают с людьми в браки. Даже претендующие на историчность норвежские саги говорят о существовании королей-полуэльфов в Швеции и Норвегии. Они выгодно отличаются от соседей людей добрым нравом, умением прощать врагов, щадить слабых и побежденных. Кроме того, они, как правило, владеют колдовством и даром предвидения.
Христианская традиция в этих странах не отрицает их существования, но говорит об отсутствие у alf’ов души и невозможности их попадания в рай. Творчески переработав данный образ и вложив в уста эльфов «германский язык с финской фонетикой», Толкиен получил расу, защищающую интересы Добра и владеющую магией. Чтобы в дальнейшем не возникало двусмысленностей, стоит сразу дать слово самому профессору, чтобы он озвучил то, как он понимает эльфов. «…Главное побуждение Зла в моей книге – стремление подчинить себе свободную волю других». И именно с этой позиции следует оценивать поступки и действия всех действующих персонажей. Кроме того «…Эльфы и люди с точки зрения биологии принадлежат к одному виду… Родство между эльфами и людьми – неотъемлемая часть моего мира…». От этих слов и будем «плясать».
Классические эльфы издревле обитали и обитают в землях с умеренным климатом, легко переносят стужу и зной, привычны к долгим переходам, голоду и лишениям. Эльфы лесные, обитающие в тени деревьев, отличались от прочих бледным цветом кожи , в то время как у их собратьев с морского побережья, а также у горных и степных эльфов следует предполагать наличие загара, а также здорового румянца на лице.
В одежде эльфы опрятны, а отдельные народности даже педантичны. На голове волосы мужчины стригут и расчесывают, а женщины отпускают длинные прически. Цвет же волосы имеют черный, золотистый, русый. Борода у эльфов растет слабо, либо не растет вовсе. Роста эльфы высокого, телосложения крепкого. Лицом эльфы приятны и, зачастую, очень красивы.
На войне эльфы проявляют изрядную отвагу и стойкость, к врагу жестоки и беспощадны, но к пленным проявляют излишнее добросердечие и мягкость.
Обычай гостеприимства у них весьма специфичен. Скорее всего, любого эльфа эльф примет с радостью и радушием, но на представителей других рас это зачастую не распространяется. Так лесные эльфы по традиции умерщвляют нежданных гостей. С другой стороны часто бывало, что путешественников вели прямо к верховным правителям причем, не подвергая их обыску, либо другим оскорблениям.
В дружбе эльфы верны до безумия, ради друга способны на все. Также щепетильно они относятся к клятвам и обещаниям. Бывало, что на исполнение клятвы уходили тысячелетия, но клятву все равно выполняли. В браке эльфы моногамны и весьма верны.
Женщины имеют равные права с мужчинами, допущены на советы и принимают участие в управлении государством. Упоминания эльфийских женщин-воительниц история не сохранила, но часто встречаются описания пророчиц и колдуний. Возможно, вследствие большого количества детей в семьях (от 3 до 7), женщины заняты и не могут посвятить себя боевому или магическому искусству полностью. Воспитание детей возложено на мать и родственниц по женской линии. Рождение в семье единственного ребенка зачастую предполагает его избранность судьбой на героические или злодейские поступки.
Скорее всего, все эльфийские народности владеют технологией обработки металлов, ткачеством, плотницким делом. Охота и рыболовство – весьма почитаемые промыслы. Также развиты скотоводство (в частности, коневодство достигло больших высот), земледелие (по крайней мере, хлеб, виноград, фрукты и масляные культуры они выращивают), бортничество, кораблестроение.
Весьма уважаемы в среде эльфов сказители и певцы. Музыкальные инструменты у них в основном струнные – арфы, виолы, скрипки, из духовых предпочитают флейты, трубы и рога. В песнях восхваляют богов и доблесть предков. Наверное, эльфы первыми постигли знание рун и распространили его по всей земле. Сами они имеют несколько алфавитов, различных в своем написании. Известен календарь, лунный и солнечный.
Эльфы исповедуют политеистическую религию, преимущественно почитая персонифицированные силы природы. Самые уважаемые боги – Элберет Гилтониэль (богиня звезд и света), Манвэ Владыка (бог ветра и воздуха), Ульмо (бог моря). О капищах или жрецах у эльфов ничего не известно. Известны священные рощи и источники, бухты и утесы.
Религиозные праздники, скорее всего, проводятся под руководством старейшин общины. Отмечают день сбора урожая, солнцестояния и равноденствия. Из предметов роскоши эльфы ценят превыше всего ювелирные украшения, ценное оружие, породистых коней и собак.
В древности у эльфы жили родами и управлялись старейшинами. В те времена не было нужды в твердой власти и подчинении ей. Разумных существ не было вовсе, а дикие звери были не опасны, так как многие эльфы владели их языком. Жизнь они вели беззаботную и кочевую. Известны случаи, когда вожди покидали народ на сотни лет, а вернувшись находили их на том же месте и в том же состоянии, что и раньше.
Более жесткие формы правление приняло позже, с возникновением опасностей в лице враждебной природы и разумных врагов. Также при осуществлении крупных промышленных общественных проектов, требовалась координация общих усилий. Племенная аристократия выделилась из общей среды и стала называться княжескими родами. Наследственность правления оформилась после первых убийств в эльфийской среде.
Эльфийская монархия была изначально ограничена народным собранием, но постепенно его роль сходит на нет, в связи с обострением военной ситуации, когда вождь вынужден принимать быстрые решения, ради общего блага.
В «классическом» эльфийском королевстве центром общественной жизни является крепость правителя. Оттуда он управляет страной, там находится его дружина, казна, послы союзников и заложники. Туда же укрывается народ в случае опасности.
Сам король – как правило древнейший эльф в королевстве. Он обладает сакральной властью, то есть он либо сильный колдун, либо владеет магическими артефактами, либо женат на колдунье. Он также руководит религиозными обрядами и праздниками. При нем содержатся отборные воины – старшая дружина. Они не занимаются ничем кроме военного дела, часто один из таких бойцов стоит целого войска. Король прилагает все силы, чтобы дружина хранила ему верность.
Особо доверенные дружинники занимаются сбором пошлин и податей, отправляются с посольскими миссиями в другие страны, охраняют границу. У них спрашивает совета король в случае опасности. Все их достояние происходит от короля, и они ему верны. В случае большой войны собирается народное ополчение.
Волшебники, сказители, мастера всех ремесел живут в крепости, чтоб обеспечить короля всем необходимым. Сюда же свозятся собранные налоги и военная добыча. Численность населения таких королевств доходит до 50 – 80 тысяч эльфов.
Простой люд живет по старым родовым традициям. Патриархальная семья управляется страшим в роду, живет в большой усадьбе со слугами и домочадцами. Поскольку эльфы фактически бессмертны, то такие семьи имеют своей численностью 150-200 существ. Земля принадлежит всему народу, но распределение ее между родами лежит на короле. Существование записанных кодексов законов спорно.
Скорее всего, эльфы живут по обычаям, а за толкование обычая отвечает либо сам король, либо старейшины народа. Суд вершит лично король. Исполняют решения суда все те же старшие дружинники.
Монеты чеканят далеко не все эльфийские народы, поэтому торговля ведется либо натуральным обменом, либо опираясь на золото, мифрил и серебро, причем монеты измеряются на вес – атрибут любого купца–эльфа аптекарские весы с набором гирек. Налоги с народа также собираются натурой.
Бывали случаи, когда в эльфийскую монархию принимались пришлые народы. Зачастую, это были люди принимавшие язык и политическое устройство эльфов. Землю им выделяли из общественного фонда с правом вечной аренды. В ответ люди обязались выставлять войско в ополчение и защищать границы. Видимо эльфийское общество весьма традиционно. Так описанный монархический устав не изменялся на протяжении 2 тысяч лет.
Как уже было сказано, эльфы ведут войну либо силами старшей дружины, либо, в случае опасности собирают народное ополчение. Старшая дружина весьма опытна, вооружена заколдованным оружием и отчаянно храбра.
Дружинники владеют оружием традиционным для данной местности. Так нолдоры ( high elves) предпочитают кавалерийское оружие – длинные обоюдоострые мечи, каплеобразные щиты, копья для таранного удара. Среди всех эльфийских племен они обладают наилучшими доспехами – полным пластинчатым. Также носят закрытые гривастые шлемы. Конные лучники нолдорских князей прославились в многочисленных схватках. И всадники, и кони не отступали даже перед драконьим пламенем и побеждали. Народные ополчения нолдоров – это пешая фаланга, лучники. Все они одеты в кольчуги и вооружены отменными клинками эльфийской стали. Следующими по боевым характеристикам это синдарская (faery) пехота. И старшая дружина и народ вооружены однотипно: тяжелый двуручный топор, длинный лук, метательные копья. Бьются они в разомкнутом строю, совмещая устойчивость пехоты нолдоров с маневренностью сравнимой с конной. Доспехи, в основном, они получают от союзников-карликов, поэтому если в бой вступает ополчение, потери довольно высоки. По праву лучшими в обороне считаются зеленые эльфы или нандоры (sylvan elves). Эти воины издревле оттачивали мастерство партизанской войны, защитную и скрывающую магию, боевые яды. Хотя они не способны удерживать территорию против превосходящих сил противника, но те, кто вступал в леса нандоров с враждебными намерениями, редко выходил из них целым и невредимым.
При осаде и обороне городов эльфы, как правило, не применяют особых технических устройств, полагаясь на личную храбрость и крепость стен. В сражение старшая дружина идет под предводительством воеводы. Это признанный вождь и лучший из лучших бойцов. Часто и ополчение выходит биться под его руководством.
В бою эльфы предпочитают сражаться от обороны, применяют засады и фланговые охваты. Но часто, полагаясь на личное мастерство, увлекаются рукопашной и ставят под угрозу все войско. В войне на море у эльфов найдется мало соперников. Длинный лук – вот главное оружие эльфийских моряков. Как правило до абордажа дело не доходит – противник либо теряет всю команду на подходе к эльфам, либо корабль воспламеняется.
Итак, перейдем собственно к игре. Мастер создающий эльфийское общество должен помнить несколько основных вещей:
1) Эльфы – добрый народ. Случаи, когда эльфы творили зло за 2-3 тысячи лет, можно пересчитать по пальцам. Как правило, это были отмеченные судьбой личности, находящиеся либо под гнетом клятвы, либо претерпевшие совершенно нетипичные для эльфа жизненные коллизии. Случаи, когда эльфы творили добро, будучи в состоянии уклониться от участия, весьма многочисленны.
2) Сила традиций. Короли у эльфов не меняются тысячелетиями. Недовольство их правлением, практически, отсутствует. Поэтому эльфийский король – это очень мудрый, опытный, и авторитетный персонаж. Причем все эти эпитеты заслужены. Народ же понимает, что тот, кто управляет ими, заботится о них, как заботился об их отцах и дедах. Главное то, что авторитеты прошлого, за редким исключением, живы и поныне.
3) Все лучшее - детям! Следует помнить, что эльфы принадлежат к тому же подвиду, что и люди. И если им не противопоставить достойного противника, они в состоянии размножаться невиданными темпами. Единственная разница в том, что старейшины в состоянии регулировать темпы прироста населения, благодаря своему пониманию природы, личному авторитету и опыту. То есть, если на острове с которого нельзя уплыть сидят эльфы, то у них скорее всего голодных смертей у младенцев не будет. Правда младенцев тоже не будет.
4) О полуэльфах. История зафиксировала только ТРИ брака между эльфами и людьми. Причем, скорее всего, браки эти свершались с особой санкции богов и творца. Причем дети этих браков изменяли коренным образом ход истории всего мира. Поэтому не следует творить полуэльфов миллионами.
5) Эльф в ночи - боец, а человек - слепец. Резюме под третьим и четвертым пунктами. Ставить врагами эльфов людей не совсем разумно. Плодить же полуэльфов после насилия над эльфийскими женщинами не вполне разумно вдвойне. Бывали случаи, когда эльфы, защищая семью, барлогов голыми руками убивали (для справки: главный мюнчкин «Властелина Колец» -Гэндальф Серый в бою с барлогом потерял физическое тело).
6) Наука и Религия. Не стоит заставлять эльфов и людей верить в разных богов. Если так получилось, то одна из религий должна органически включать другую. Помните о том, что все расы, по идее, создали одни и те же боги/бог.
7) Магия. Так сложилось, что традиционно у эльфов магией овладевают только по наследству. Научиться ей без таланта невозможно.
8) Технологии. Эльфы не сидят в лесу, питаясь сырым мясом. Эльфы не маньяки-гринписовцы. Эльфы любят комфорт. Эльфы не глупее людей. Если же в мире присутствуют высокие эльфы, то вероятнее всего лучшие оружие, доспехи, снаряжение будет у них. В силу длительной жизни мастеров. Торговать с эльфами весьма выгодное дело. Но пошлины и сборы они дерут – будь здоров.
(Собственно задумывалось это повествование именно ради этих строк, а потом как понесло, понесло…)
Игрок который решает играть эльфом не ради расовых прибамбасов, а ради прелестей отыгрыша, наверное, найдет немного нового в дальнейших советах, но мало ли… Итак:
1) Прошлое. Так сложилось, что у Вас, как у персонажа ужасно много родственников и свойственников, причем большинство из них Вы знаете поименно. Двое-трое из них – эпические герои усопшие либо здравствующие, остальные весьма уважаемые и маститые эльфы. Ваш батюшка, скорее всего, как и Ваши дедушки, и Ваши дядюшки, занимаются любимым семейным ремеслом. А почему Вы дурью маетесь? Дайте ответ на этот вопрос, и вы лучше поймете своего персонажа.
2) Настоящее. Вы представляете собой древнюю расу эльфов среди этих молодых и интересных существ. Подумайте, Вам 120 с гаком лет! Посмотрите на Ваш интеллект, и поймите, как много Вы знаете и как мало знают они. Относитесь к ним соответственно. Не стоит задевать их гордость высокомерием - дети должны видеть, что взрослому с ними интересно. Следует аккуратно направлять их сумасбродные порывы в верное руло. А если с кем-то случилась беда, то ему следует помочь, если не делом, то советом. И помните: эльфы – добрый народ. Если же Вы пообещали что либо, или дали кому-то заверения дружбы и союза, в конце концов, предсказали что-либо, будьте очень осторожны – клятва может заставить Вас себя выполнять, забытый на пару лет друг ударит в спину, а предсказание может сбыться. Судьба весьма взыскательна к Эльфам.
3) Будущее. Вы должны понимать, что у Вас есть куда вернуться, а главное, что Вас ждут дома. Если же там случилась беда, то помните, что Ваш род в Вас нуждается и клятва верности королю нерушима.
Ясные головы людей из TSR создали множество подвидов эльфов. Это и морские оборотни (aquatic elves), и «господа политкорректность» черные матриархи (drow elves), и даже крылатые (как называются не помню). Кроме этих основных видов примечательны душманы-бегуны из Dark Sun’а, дикие мюнчкины из Dragon Lance’а. Есть даже монстр такой - Swan May называется. Это женщина-рейнджер-эльф-оборотень-в-лебедя во (уши у этого лебедя растут из «Старой Эдды» по описанию они похожи на валькирий, но те обычно развлекались вышиванием по человеческой коже)! Еще есть Dryder - полупаук-полудроу-мужского-пола – это над ним эмансипация в лице священной паучихи Lloth поиздевалась. Еще часто эльфийки бывают оборотнями в лисицу (werefox). Вроде бы все. Применение данных мутантов в собственных кампаниях остается на вашей совести.
В тексте я уже упоминал о приблизительной конверсии эльфов из AD&D в эльфов из Толкиена. Теперь напишу это «прямым» текстом:
Grey Elves – не бывает, они творят то, что добрые эльфы делать не могут – закабаляют диких эльфов.
High Elves - приблизительно подобны нолдорам. Постигли секреты богов и осмелились бросить им вызов. Основные черты – развитая металлургия, наука и искусства.
Faery Elves – синдары. Это эльфы не прошедшие обучения у богов на западе, но оттачивающие свое боевое мастерство на орках. В союзе/вражде с карликами.
Sylvan Elves – нандоры или зеленые эльфы. Эти племена изначально жили на территориях подвластных оркам и их повелителям, поэтому постоянная паранойя несколько затормозила их развитие. В союзе с синдарами.
Drow elves - не бывает, так как они, если можно так сказать, антиэльфы. У них все не так как надо. Матриархат, теократия, сотрудничество со злыднями из-под земли, черная кожа (с чего бы в подземельях – то?).
Остальные отношения к классическим эльфам не имеют.