Экспедиция осмотрела территорию Передольского Погоста и окрестностях Шум-горы в Верхнем Полужье.
Передольский Погост занимает территорию между деревнями Подгорье и Заполье вдоль р. Луга, он включает городище-поселение Х-XII вв. площадью около 10 га и несколько сопок: две высотой 5-7 м и Шум-гору высотой 13,6 м и диаметром до 100 м. Последняя имеет двойную насыпь и вытянутое с севера на юг основание, и сопоставима по размерам с королевскими курганами Норвегии. Рядом с Шум-горой расположены два кургана (4 м) и плоская сопочная насыпь (1.5 м, диаметр 30 м). Всего на пятикилометровом отрезке течения р. Луги к северо-западу от Передольского комплекса расположены 8 сопок высотой 4-6 м. Некоторые сопки не сохранились, будучи уничтоженными ранними археологическими работами.
Искатели открыли крупное языческое святилище "Ореховая горка" у дер. Нов.Овсино, два культовых места у болотца деревни Подгорье, а также около 20 обработанных камней и несколько камней-следовиков.
Языческое святилище "Ореховая горка" расположено в 1 км на северо-восток от дер. Нов.Овсино и в 60 м от южного берега Луги. Горка имеет ледниковое происхождение и по сложена из песка и гравия. Диаметр ее около 100 м, она вытянута с запада на восток вдоль русла реки и имеет высоту до 12 м, южный склон пологий, северный имеет угол наклона 120 градусов к реке, западный и восточный склоны пологие. Поверхность горки покрыта крупными валунами, сгруппированными по 3-7 камней в подковообразные композиции, во внутренней части которой имеется ямка, соразмерная высоте камней: чем выше и крупнее валуны, тем глубже земляная впадина. Имеется несколько небольших каменных насыпей, поверх которых обязательно лежит валун. Обнаружена также выкладка каменных валунов в линию с каменным приступком длинною 40 м., опоясывающая юго-западную часть горки и имеющая порог в виде каменного уступа. Полукольцевая структура из каменных валунов найдена на верхней площадке горки. В северо-восточном секторе ряд з камней протянулся с севера на юг.
Обнауженный там Камень "Ковш" (1,5 м на 40 см) - массивный шлифованный серо-белого цвета. По форме это ярко выраженный ковш с заужением к середине и имитацией вытянутой ручки, украшенной с обеих сторон выемками.
В 10 м. на север расположен камень "Блок" шириной около метра (высоту установить не удалось из-за необходимости проведения раскопок - над землей выступает около полуметра. Камень представляет собой высеченный из дикого гранитного валуна в половину размера гранитный блок, как бы сливающийся с округлым гранитным валуном. "Блок" имеет правильные углы и шлифованные грани, верхняя площадка по краю орнаментирована 10 выпуклыми трапециевидными лепестками, соединенными между собой общей площадкой блока. Между лепестками - дугообразные впадины. В линии стыка "Блока" с массивом валуна четко прослеживается канавка для стока жертвенной крови либо какой-то другой жидкости.
В 10 м. от "Блока" расположен камень-следовик "Следки" - вытянутый округлый валун. "Следки" представляют собой развернутые под углом 90 градусов выемки в форме следа, это классический камень-следовик. Похожий камень, но с одним "следом" лежит недалеко от "ковша". Камней такой формы и состава на горе имеется 5-6 штук, один из них имеет следы затеса в виде круглой площадки. Имеются основания утверждать, что камень-следовик "Следки" был изготовлен непосредственно на горке.
По-настоящему сенсационной была находка у основания горки, ниже культовых камней 6-ти гранитных глыб, являющихся разбитыми частями правильной геометрической фигуры (пирамиды). Доказательством данного утверждения служит одна из глыб, имеющая треугольную верхнюю площадку с углом вершины 30-40 градусов. Обе стороны треугольника, кроме основания, украшены орнаментом, аналогичным орнаменту "Блока". Более того, все глыбы украшены таким же орнаментом. В западном секторе горки расположен валун из гранита, две орнаментированные стороны которого стесаны под 90 градусов. Примечательно то, что у этого незаконченного блока рядом лежит каменная пирамида длиной 0,5 метра. Пирамида имеет заужение к вершине, но изделие не завершено мастером.
Гранитные глыбы были сброшены с горки, видимо, во время уничтожения культового объекта, Над никми находилась насыпь высотой 1 м и длиной 3 м, причем грунт для нее выносился из ямы, расположенной в 4 м к вершине горки. Поскольку недостающих элементов "пирамиды" экспедиия не обнаружила, возможно предположение, что культовый памятник был разрушен, легкие части сброшены с горки, а наиболее крупные засыпаны землей. О том, что данное святилище подвергалось разрушению, свидетельствуют сколы и трещины на камнях, нарушения рисунка, каменных выкладок.
Экспедиция обнаружила 19 идольных камней с перпендикуляными дугообразными насечками на некотором удалении от языческого ансамбля. Можно предполажить, что эти камни выполняют функцию охранительства (камни-обереги). Для усиления их культовой значимости камней на них выбивались по две дугообразные высечки, расположенные перпендикулярно друг другу.
В 20 м к западу от горки были обнаружены 3 гранитных глыбы с орнаменами и высечками рзмеров до полутора метров. При сложении глыб получается композиция высотой 3,5 м, напоминающая на идола в виде колонны, округлой с одной стороны и вогнутой двумя частями с другой.
На "Ореховой горке" были обнаружены и камни с грубыми высечками личины, ямок и точек. Уже имеются основания для вывода о том, что обнароужено святилище для поклонения древнему земледельческому божеству, матери урожая и "сырой земли" - Макоши. Этот объект уникален и относится к эпохе не позднее раннего средневековья. Такая датировка основана на находке каменного диска в южной части. Диск диаметром 1 м похож на ритуальную зернотерку. Рядом с ним лежал камень с высечками личины и открытой пасти, в которой находился плоский валун, изображавший хлеб. Ручка ковша украшена с двух сторон высечками, изображающими, видимо, зерновой колос. Имя богини ("Макошь") и название самого предмета ("ковш") связаны одной корневой основой. Камень "Блок" скорее всего представляет собой передачу изображения хлеба на огневой печи. Соответственно, округлый валун - хлеб, блок с языками огня - печь. Аналогичных находок, похоже, археология до этого не знала.
Интересно, что среди старожилов сохранилось название подобных камней - "хлеба". Доказательством приведенной гипотезы является и то, что подобным камням поклоняются до сих пор как камням Параскевы-Пятницы - покровительницы полей и скота, оттеснившей на протяжении средневековья культ языческой богини, на что ранее указывали известные археологи. Аналоги культовых глыб "Ореховой горки" на территории Северо-Запада России неизвестны. Они не вписываются в типологию камней-следовиков и культовых камней, для которых характерны примитивные изображения разных предметов, плавность линий и грубость выемок.
К западу в 200 м от "Ореховой горки" лежит огромный культовый камень 4х9х6 м из крупнозернистого гранита. На востоке верхней площадки высечена дугообразная выемка, а в северной части площадки - жертвенная чаша глубиной 1 м и диаметром 50 см. Напротив него, в самой реке Луге, в 3 м от берега лежит камень-идол, представляющий собой высеченную грубыми выемками личину с ярко выраженными височными заужениями и канавкой, отделяющей "шапку" от "головы". Его размеры 3х4 м. При падении уровня воды в реке этот идол, постепенно появляясь из воды, производил бы психологическое воздействие. Если камень не был сброшен с берега разрушителями культовых мест, его назначение представляется в требовании жертв от окрестных жителей в период засухи, или от путников во время путешествий по водному пути.
Экспедиция обнаружила еще несколько культовых камней, из которых наиболее интересным является камень округлой формы с выбитым знаком Даждьбога (солярный круг в середине креста), найденный напротив Шум-горы в русле р. Луги в период обмеления. Место расположения этого камня - равнина (современное поле), у подножия Шум-горы, представляется на наш взгляд любопытным.
В центре равнины, между Шум-горой и руслом р. Луги, находится курган высотой 1,5 м. Из-за большого количества валунов в верхнем слое кургана под слоем песка в 20-30 см местный совхоз прекратил пахоту в данном месте. По сообщению сына местного священника М. Быстрова Русскому Археологическому обществу в статье "Остатки старины близ Передольского Погоста", в 1877 г. в 40 шагах от кургана лежал камень, на котором высечена нерусская надпись в одну строку. Камень имел форму треугольника, надпись высечена лентою, сверху и снизу в две линии, верхняя доходила до края камня. Надпись не горизонтальная, один ее конец был оборван краем камня. При обследовании поля экспедицией этот камень найден не был. Можно предполагать, что он являлся частью рунного камня древних викингов.
Здесь же, на краю поля, экспедиция обнаружила камень-идол овальной формы высотой 70 см. На нем можно увидесть доработанное мастером изображение головы воина в шлеме. Половина лица воина как бы закрыта рукой. Абсолютно четко был виден растительный орнамент, украшающий шлем воина и крест Х-образной формы на руке.
Между болотом и полем, к западу от дер. Подгорье, расположилось культовое место. Граница суходола с болотом, видимо, рассматривалась в языческой вере древних славян как классической границы жизнью и смертью. Культовое место представляет собой яму глубиной метр, вокруг - небольшие округлые валуны. Рядом с ямой лежит классический идол - гранитная подтреугольная плита 1 м на 20 см. От верхней кромки плиты была пробита канавка по всей ширине плиты, имеющая 8 перемычек и ограниченная по краям. При расчистке плиты археологи обнаружили железный инструмент - кирочный молоточек 7х3 см с обломанным держателем. Им. возможно, работал мастер. В целом культовое место представляет собой либо жертвенную яму, либо оформленный для языческого поклонения родник.
Недалеко экспедиция нашла камень-следовик в виде головы птицы с клювом с чашевидной выемкой в месте глаза размером 15х10 см. В 2 м от этого следовика лежит еще один обработанный камень.
У западного края упомянутого болотца располагалось языческое святилище, устроенное из группы крупных валунов с центральной гранитной глыбой. Видны были следы попыток разрушения: некоторые камни опрокинуты, разбросаны, высечки разбиты. Перед центральным гранитным валуном археологи обнаружили валун с продольным желобом, который был опрокинут на бок.
Выводы
Анализ находок позволил утверждать участникам экспедиции, что камень и работа с ним занимали значительное место в материальной культуре и жизни древних славян. Как реки, болота, горки, так и камни являлись носителями магического действа. Находки культовых камней около захоронений свидетельствуют о том, что древние славяне не ограничивали обряд похорон своих соплеменников лишь организацией сопочных или курганных насыпей.
Культовые камни с дугообразной высечкой, расположенные около центра культовых мест либо захоронений, видимо, являются камнями - оберегами. Геометрически правильные плиты с правильным аркатурным рисунком - объекты языческого культа, являются уникальными находками, свидетельствующими о неверности традицинных представлений о примитивизме в монументальной языческой славянской скульптуре.
Для дальнейшего изучения описанной местности планируется провести еще несколько экспедиций.
(Примечание: данный материал является рефератом статьи, данные об авторах которой утеряны. Если авторство статьи, с которой сделан реферат, будет установлено, фамилии авторов статьи войдут в данное примечеание.)