Что такое безопасность? Вроде всем понятно. А в толковый словарь лезть и выписывать определение мне лень. Кто хочет - поинтересуйтесь.
Выходя на улицу, каждый из нас рискует быть сбитым машиной. Или на него могут наехать гопники. Или упасть кирпич с крыши.
На моих глазах лошадь сбросила всадника - три месяца в больнице он пролежал.
Когда я учился, парня с другого факультета на дискотеке ткнули ножом - он не прожил и десяти минут.
Мой одногруппник лишился крайних фаланг пальцев на левой руке - их сострогало деревообрабатывающим станком.
Я сам в аэроклубе, выполняя тренировочный полет на Як-52 и нарушив инструкцию по эксплуатации, чудом не разбился, когда на взлете едва не остановился двигатель.
Чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий, есть правила дорожного движения. Большинство ДТП происходят из-за нарушения этих правил.
Токари, электрики, строители во время работы соблюдают правила техники безопасности. Учитывая то, что полевые игры проводятся в непривычной по сравнению с повседневной жизнью обстановке, безопасность - это немаловажный аспект для полевых ролевых игр. Да и вообще для любого мероприятия на дикой природе. Для полевки (полевой ролевой игры) это усугублено характером времяпрепровождения играющих, и тем, что в большинстве своем игроки - люди сугубо городские. Тем более, что от полигона не только до областной больницы с квалифицированным персоналом, но и до деревенского фельдшера или ветеринара бывает весьма далеко. Это хорошо еще, если среди мастеров есть медик с приличной аптечкой, но и он в полевых условиях сможет далеко не все.
Да и в любом случае неприятности лучше предотвращать, и на всякий случай быть хоть немного готовым к их наступлению.
Этому и посвящен этот раздел моего сайта. В основном информация относится к играм длительностью более одного дня, проводимым достаточно далеко за городом, то есть более-менее большим, и на полигоне, удаленном от населенных пунктов.
Всем понятно, что сначала на игру надо попасть, сиречь добраться до полигона. Занятие это нетривиальное, хотя бы потому, что надо сначала доехать до крупного города, в регионе которого проводится игра (это неактуально для москвичей, едущих на подмосковный полигон, они и так в городе - крупнее некуда :), затем добраться, зачастую на перекладных, до ближайших к полигону платформы электрички, остановки местного автобуса и т.д. А далее пешком. Хорошо еще, если на попутном тракторе хотя бы пару километров подбросят рюкзаки, ведь вес груза, носимого командой на своих горбах, зачастую значительно превышает туристические выкладки.
Командный, мастерский или личный авто (авиа, речной, морской, космический) транспорт на играх - скорее исключение, чем правило, и не все могут им воспользоваться. Поэтому здесь поговорим о том, как безопаснее добраться до полигона при отсутствии оного. Это же относится и к пути назад.
Различные виды транспорта, такие как поезд, автобус, электричка, автостоп и прочее, то есть как добраться, я не буду рассматривать.
В основном вопрос сводится к тому, что иметь с собой и как себя вести.
Прежде всего, кроме рюкзаков, доспехов, палаток, котелков, мечей, прикидов, надо иметь с собой документы. Обязательно!!!
Любой "серый брат", сиречь городовой бляха номер такой-то, которому вы покажетесь подозрительными, первым делом потребует документы, удостоверяющие личность. В случае отсутствия таковых вас преспокойно могут задержать на трое суток для выяснения личности. Причем ручательство товарища, аусвайс имеющего, не имеет силы. Пока вы будете сидеть в обезъяннике, серые братья будут отправлять запрос по месту жительства (которое вы укажете), правда ли по такому-то адресу проживает такой-то, и где он сейчас. Оно вам надо?
Поэтому, имейте при себе паспорт. Завернутый в полиэтилен, чтобы не промок и не отсырел, и заныканный так, чтобы всегда был при вас и чтобы его было трудно стянуть.
Если у кого паспорта по малолетству нет, возьмите свидетельство о рождении или его заверенную копию.
Для лиц мужского пола призывного возраста (от 18 до 28 лет) крайне желательно иметь документ, удостоверяющий ваше отношение к священной воинской повинности: приписное свидетельство или военный билет. Если таковые, конечно, у вас есть, и вы не косите от армии путем ухода в нитя.
1997 год. Конец июля месяца. Вдвоем идем автостопом из Воронежа в Тулу на
игру "Воины Перуна". Напарник заметно младше меня. В Ельце сходим с автотрассы
и заходим на вокзал поинтересоваться расписанием собак, сиречь электричек.
Тут же к нам кидаются с радостным блеском в глазах два серых брата. Молодые,
явно только из учебки, рвения до фига, а опыта как бы наоборот... И ко мне,
как к старшему. Я, как старший, широкими плечами прикрываю младшего.
Первый вопрос: Кто такие? Говорю, кто я такой.
Покажь, говорят, паспорт. Показываю. Паспорт в порядке.
А ты, случаем, от призыва не бегаешь, спрашивают. Впрочем, вид у меня был,
как у хиппи еще советского разлива, только военизированного. Достаю военник,
где черным по гербовой бумаге 4,5 года срочной службы еще в ВС СССР записаны,
а так же постановка на учет и прочие мобпредписания. Разочарованно чешут
в затылках и продолжают листать документы.
Один что-то находит и радостно тычет в паспорт: ты прописан в Воронеже,
а что здесь, в Ельце, делаешь? Я тихо фигею - это они на ВОКЗАЛЕ додумались
спросить... Еду в Тулу, отвечаю, и именно через Елец.
А что это такое? - показывают на рюкзаки. Я развязываю горловину и тычу
пальцем, вежливо и культурно: палатка, спальник, котелок, остальное лагерное
имущество, а это - показываю на щиты и прочее - едем на историко-фольклорный
слет по древним славянам, а это для антуража, и начал чуть-чуть грузить.
Через минут пять подобных вопросов-ответов отстали, потому что в вокзал
зашел бомжеватого вида мужик, и они кинулись к нему, даже не попрощавшись
с нами. Позже, в Ефремове, я случайно узнал, что моему напарнику нет 16
лет (хотя на вид ему больше), и свидетельство о рождении он не взял... Опаньки.
А начали бы еще и его документы проверять...
Кроме документов, еще обязательно возьмите с собой медицинский полис, не
то вас и зеленкой в больнице могут не намазать, случись что.
Что еще иметь с собой в дороге... да что обычно, в зависимости от дальности,
времени в пути и способа передвижения. Желательно еще иметь маленькую заначку
на дорожные расходы. Мало ли...
Это вопрос немаловажный, хотя обычно не всплывает явно. Ведите себя прилично. Ритуальные орочьи танца с ударяниями мечами об щиты посреди зала ожидания или вокзальной площади спокойствия и отсутствия происшествий на ваши седалища не принесут. Приедете на полигон - вот там и будете орками, эльфами, Галадриелями и прочим зоопарком. А пока вы в пределах нашего мира - извольте соответствовать ему.
Властям, особо их представителям из органов внутренних дел, не грубите. Не стоит лезть в бутылку и наездом и ором пытаться добиться от серых братьев нужного вам результата: максимум, чего добьетесь, это дубинкой по почкам и трое суток в обезъяннике, ибо данные монстры хитов не имеют и игровым оружием не выносятся. Лучше спокойно и уважительно (люди при исполнении и полномочиях) поговорить, объяснить и т.д.
1999 год. Конец июля. Едем командой из Воронежа в Москву на ХИ-99. Собаками. В Мичуринске нам сидеть на вокзале несколько часов в ожидании следующей электрички. Уже за полночь. У тут наших двоих заводят для выяснения в линейное отделение. Ну очень уж ролевики в пути выделяются... Документы в порядке, куда и зачем объяснили и рассказали. Культурно и вежливо. Одного оставляют сидеть, а второго отправляют за рюкзаками. Вместе с рюкзаками, естественно, узнав об этом, приходим и все мы. Оказывается, ребятам из линейного отдела после рассказа захотелось на кольчуги посмотреть... Ну кольчуги они увидели, мы еще минут пятнадцать просто поговорили и спокойно пошли дальше ждать электричку.
Мирным жителям до нас, как правило, никакого дела нет, и проблем особых обычно не бывает. Сложнее с немирными жителями: гопниками и прочими агрессивными компаниями. Если уж нескольким хулиганам захотелось показать словесную крутость или кулаки почесать, остановить это их намерение трудно. Но возможно. Хотя и тут есть варианты.
1999 год. Конец июля. Едем командой из Воронежа в Москву на ХИ-99. После вышеописанной встречи с органами правопорядка садимся в электричку до Рязани. Отходит она что-то около часа ночи. В эту же электричку загружается компания воронежских скинов. В общем скины разные встречаются, в том числе и откровенные гопники. Но… Через пару часов в первом вагоне мирно спали ролевики, скины и наряд линейного отдела милиции, а наш дежурный и двое бритоголовых играли в карты на щите. Причем милиция пришла уже после того, как две компании поговорили, обсудили мировые проблемы и начали укладываться отдыхать. Причем серые братья попросили помощи, и скины с огромным удовольствием помогли им выставить из электрички компанию пьяных агрессивных бомжей вместе с ихними же бомжовскими проститутками.
Хотя одним неформалам не всегда удается мирно разойтись с другими неформалами. Но это справедливо не только для поездки на игру. На сем закончим.
Те, кто думают, что игра состоит только собственно из игровых действия, те вы круто ошибаются. Нужно поставить пожизненную часть лагеря, обеспечиться дровами, провести фортификационные работы по игровой части поселения и так далее. А малоденежные доны, как правило, еще могут на мастерском строяке часть взносов отрабатывать. Так что поработать придется. И тут без техники безопасности никуда.
На каждом предприятии есть отдел техники безопасности и есть правила оной. Почему? Чтобы избежать несчастных случаев на производстве. Ибо если их не соблюдать, до неприятностей будет рукой подать.
Собственно, игра - не завод с опасными цехами, но все-таки =) Не зная, как безопасно работать топором, можно, обрубая сучки с бревна, и ногу себе рубануть. Не зная, как правильно свалить дерево, можно на строяке зашибить себя или товарища.
Так что при проведении всяческих работ имеет смысл соблюдать некоторые правила. Какие? Смотрим по пунктам.
В большинстве случаев лагерь ставят сразу по приезду и абы как. Каждый палатку ставит куда ему больше нравится, костер разводят где попало, а потом, когда назавтра начинается фортификация и лагерь игроков превращается в поселение персонажей, выясняется, что поставили все далеко не самым лучшим образом. Приезжает вторая часть команды и раздается сакраментальное : "У-у-у =) как все запущено...".
Прежде всего, определитесь с правилами. Отделен ли палаточный лагерь от игрового, а если нет, то как они совмещаются в пространстве и предметно. Непонятно - спрашивайте мастеров. Потом в отведенном районе подберите подходящее место и распланируйте его. После чего приступайте к заселению территории. Даже если вы прибыли на полигон вечером и поставились наскоро, лишь бы завернуться в спальник и упасть, утром имеет смысл на свежую голову провести процедуру выбора места и его планировки, даже если это влечет перестановку всех палаток и костра в том числе. Не ленитесь, это в дальнейшем позволит избежать многих геморроев на ваши отнюдь не казенные =) седалища.
Как поставить палатку, я писать не буду, если не знаете, спросите на полигоне более опытных товарищей. Они даже и помочь могут.
А вот что и как надо делать и что не надо делать, чтобы не испортить себе удовольствие от игры и саму игру... это вопрос комплексный.
Начнем с выбора места.
Ну что сказать? Как правило, мастера уже провели разведку полигона и наметили места для команд. Хорошо, если в соответствии с географией игры. А то бывает так, что из Рохана до Гондора можно пройти только через Мордор, а между Китаем и Индией лежит Аляска; и некоторые лагеря до начала игры успевают три раза поменять свое расположение. Впрочем, совмещать карту полигона с картой мира - это проблема мастеров. Ваша проблема в другом.
Прежде всего, осмотрите район предполагаемого размещения и выберите конкретное место для палаточного лагеря, крепости, главного костра, площади, туалета типа "полевой сортир" и ямы для отходов. На что при этом следует обращать внимание.
Тип и характер почвы.
Если почва немного заболочена, просто будет сыро и много комаров. Неприятно, но ничего страшного. Но если вы обнаружите под дерном торфяник, снимайте лагерь и уносите ноги с полигона. Жизнь дороже. Это значит, что мастера не удосужились удостовериться, что полигон стоит не на торфянике. Торф, если его поджечь и он разгорится (а костер, пару суток горящий на одном месте, это сделает с легкостью), горит и сырой. А пожар на торфянике - очень страшная вещь.
Торф горит внизу, под поверхностью, ему хватает того кислорода, что есть в нем и образуется в результате пиролиза, и дыма над поверхностью может и не быть. И никто не может сказать, горит ли торф под этим местом. Только земля теплая, лежать на ней приятно... Но ступив над горящим внизу торфяником, вы провалитесь в пекло с температурой под две тысячи градусов, и шансов в этой ситуации выжить просто нет. Даже одного из миллиарда. От вас даже угольки косточек домой не привезут для похорон.
Пример. Полигон ХИ-99 стал известен буквально за две недели до игры как раз из-за лесных пожаров в подмосковных лесах. А в Подмосковье торфяников хватает, вот мастера и искали подходящее место, чтобы и подходило для игры, и стояло на материковом основании, а не на торфянике.
Далее. Рядом не должно быть оврагов, обрывов и т.п. Отойдя ночью на пять метров от палатки, в темноте крайне неприятно свалиться с пятиметрового обрыва в Дон, например, особенно в кольчуге.
Наличие различных могильников.
Это, кстати, немаловажно. В сельской местности, в случае эпизоотии среди колхозных стад, например, ящура или сибирской язвы, зараженных и мертвых животных закапывают в скотомигильники. Такие захоронения нужно обходить стороной. Конечно, может найтись любитель, который там захочет покопаться, чтобы найти себе на шлем рога. НО! Не говоря уже о трупном яде, возбудители сибирской язвы в почве сохраняются не менее 75 лет. Дальше думайте сами.
Наличие ядовитых растений.
Если вы считаете, что на это не стоит обращать внимание, то ошибаетесь. Поставив лагерь посреди зарослей белены (она же белладонна, она же дурман) или на поляне, поросшей чемерицей Лобеля, неприятности со здоровьем вы себе наживете точно. Поищите место, свободное от подобных растений. Если же вы их не смогли определить, а вам после сказали, что стоите посреди чемерицы, оттого и неприятности с самочувствием, перенесите лагерь чуть в сторону, туда, где нет этой напасти. Иначе мастера снимут с себя ответственность за ваше здоровье. И будут совершенно правы. Ибо если чувак сам себе злобный буратина, то кто ж ему доктор =)
Наличие неприятных соседей.
Если вы неподалеку обнаружите кабанью лежку или гадючье гнездо, уведомите мастеров и не разбивайте в этих местах лагерь. Никто из вас не Илья Муромец по жизни, с игровым копьем кабана или медведя останавливать не рекомендую. Силы, может и хватило бы, да крепкой рогатины и умения нет.
Место для костра.
Оное должно быть удалено от деревьев, и над ним не должны нависать никакие ветви в радиусе нескольких метров. Например, не рекомендую разводить костер во взрослом ельнике. Нижние ветви у больших елей всегда сухие, загореться могут с одной искры, а дальше просмоленные ели начинают полыхать как облитые керосином. А это череповато.
Вроде бы по постановке лагеря и все.
Что и как делать в лагере... вопрос вроде бы простой, но... Начнем по порядку.
Палатки должны быть установлены так, чтобы напротив выхода не было рядом кустов, оврагов, обрывов. Растяжки натянуты, колья хорошо забиты в землю. Крайне желательно палатки окопать. Растяжки не должны путаться под ногами, а то споткнувшись, недолго и в костер влететь.
Костер должен быть хорошо обустроен. Прежде всего, достаточно удален от деревьев и над ним не должны нависать ветви. Костер нужно делать в костровой яме. Снимите на квадрате примерно 1х1 м дерн на глубину не менее полштыка лопаты и отложите его аккуратно в сторону. Перед отъездом его надо будет уложить на место. Слой подстилки - опавшей листвы или хвои (особенно хвои) - удалите в радиусе не менее 1 метра от кострища. Запас дров должен быть сложен не ближе 2 метров от костра на расчищенном от подстилки месте.
Кроме того, костер должен быть удален от палаток не менее, чем на три-пять метров - современные капроны проплавляются и вспыхивают легко... Разжигать костер при помощи бензина не рекомендую: полыхания много, а толку чуть. Если не получается развести костер с одной спички, лучше используйте немного керосина, именно немного, а лучше парафиновую свечу.
Яма для мусора. В нее скидываются в основном пищевые отходы и негорючий мусор. Устраивается на удалении не менее 5 метров от ближайшей палатки. Перед отъездом весь мусор, который можно сжечь, сжигается на костре, жестянки обжигаются и кидаются в эту же яму, которая потом закапывается.
Туалетная яма. Крайне желательна. "Минирование" округи может привести к тому, что кто-то обязательно в чью-нибудь кучу вляпается, и очень вероятно, что это будете вы сами. Степень комфорта - по желанию и возможностям. В крайнем случае поставьте на видном месте в лагере "походный сортир" - саперную лопатку для одноразовых ямок. Само собой, туалет должен находиться на удалении не менее 10 метров от ближайшей палатки, костра или площади; должен быть достаточно скрыт от обзора со стороны неприятеля (какание - дело интимное), можете даже заплетенными конвертами огородить; и не быть запрятан в такие тигуля, что сам главный его строитель только с третьего раза находит дорогу к нему. Может ведь и сильно приспичить =) Перед отъездом с полигона закапывается. И в заключение. При установке лагеря все вышеизложеннное имеет смысл принять во внимание - в соотвествии с обстановкой. Это не догма - это руководство к действию.
Тут сказать можно много чего. Во-первых, об обращении с инструментами, особенно такими, как топор, коса или серп (ежели кто привезет, чтоб на свежем сене поспать).
Что касается топора... мне можете поверить, я им с 7 лет работаю. Когда вы рубите, ни спереди, ни сзади не должно быть никого: железко имеет обыкновение слетать с топорища. Хотя бы раз в году.
Если бревнышко лежит на земле, и вы собрались рубануть вдоль него или обрубить сучки, ни в коем случае не ставьте ногу на бревно, ни для удобства, ни для придержания на месте бревна - достаточно топору один раз пойти не так или соскользнуть - и он войдет вам в ногу. Стань те лучше враскоряку, так кстати, не только безопаснее, но и удобнее. В деревнях так и делают.
Если вы рубите чурбачок вдоль, поставив его стоймя, ни в коем случае не придерживайте его рукой. Посмотрите старые фильмы с фрагментами деревенской жизни. Там, если придерживают чурбак, то в момент, когда топор начинает идти вниз, рука убирается, и удар наносится, пока чурбак не успел упасть. Но рука убирается обязательно. Это требует приличного опыта, и, если вы не умеете так, второпях на полигоне лучше не учиться - рано или поздно скажется отсутствие опыта, и руке будет опаньки.
Как пример, несмотря на большую практику работы топором, накалывая из чурбачка лучину легким топором, я не успел отдернуть руку. Итог: легким ударом, почти касанием острого топора, палец в районе ногтя был разрублен по половины. Это было на МТ-97 под Тулой, и был я приписан к команде кошек оборотней (Москва, капитан Ранди). Рядом была Шелл, она оказалась студенткой-медиком, и оказала первую помощь. В итоге остался только маленький шрамик. А если б не легким ударом, а с размаху, и по кисти или голени? То-то и оно. Если особо не умеете, учиться никогда не поздно, но только осторожно, с соблюдением правил безопасности, чтобы не пострадали ни вы, ни окружающие.
Вообще на пути предполагаемой траектории топора, вокруг нее и на ее воображаемом продолжении не должно быть ничьих и никаких частей тела - это только в анекдоте у майора Пронина яйца чугунные бывают.
Лучше во время таких работ одевать кожаные (яловые или юфтевые) сапоги или берцы (хакинги и т.п.) - ежели что, хотя бы последствия ослабят: как показывает практика, во время работу травмы топором идут в основном по рукам и середине и низу голени вкупе со стопой.
Если вы не умеете работать бензопилой, не беритесь. И пилу загубите, и себя и рядом стоящих товарищей покромсать можете не хуже, чем в D00Mе.
Когда валите лес - нечего зевать. В направлении намеченного падения чтобы никого не было. Пошло дерево падать - все валяющие, рубящие и пилящие его отскочили в сторону, падающее дерево имеет свойство подпрыгивать, пружиня на ветках кроны, и удар бревном будет посильнее удара оглоблей в руках Васьки Буслая, и легко может из грудной клетки сделать грудной блин.
В общем, с инструментом обращайтесь аккуратно и с уважением к его поражающим свойствам, на рожон не лезьте, и все должно быть хорошо. Заметьте, я не сказал, что так и будет =)
Далее. Когда укладываете бревно в сооружение, следите чтобы никто не стоял так, чтобы попасть под оное, если оно сорвется или уронится.
Крепость и прочая фортификация должна быть сделана надежно, чтобы не завалилась вместе с находящимися на ней бойцами, а ведь может еще и на кого-то обрушиться. Подъемные ворота. Это отдельная песня. Как правило, они достаточно тяжелые. А поднимаются веревкой или двумя. Если оператор веревки на воротах ее не удержит или невзначай развяжется узел, то кто-то может попасть под падающие ворота. Именно не опускающиеся, а падающие. Чтобы этого не случилось, и чтобы втроем не тянуть с натугой веревку, приспособьте ручную лебедку. И вам легче, и безопаснее - такая лебедка имеет тенденцию к сматыванию с нее веревки с ограниченной скоростью. Думаю, команда человек из 15-20 может позволить себе вскладчину купить одну лебедку, благо в хозяйственном магазине стоит она далеко не десятки долларов.
Вот по фортификационным работам в основном все.