Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020
Барды - Исторические аналогии
Одна из самых невнятных профессий в ролевых играх - барды. Под этим словом подразумевают существо, умеющее играть на некоторых музыкальных инструментах, поющее и обчищающее карманы обывателей. Призвав на помощь мощные тома игровых "исследований", вроде Complete Bard's Handbook (AD&D 2nd ed.), особо заинтересованные могут найти некоторые "разновидности" бардов, хотя вряд ли можно серьезно отнестись к классификации, где специализация дается как по профессиональным навыкам, так и по национальному признаку (как Цыганский бард). Между тем, исторические аналоги бардов обладали вполне четкой специализацией, которая более применима к ролевым играм, нежели новоизобретенные классы. И такие профессии, как гистрионы, жонглеры (йокулаторы), шуты, трубадуры, миннезингеры, достойны того, чтобы воплотиться в хорошей игре.

Специальности средневековых актеров.

Одна из самых известных попыток классифицировать виды гистрионов приписывается Томасу из Кабхема, епископу Салисберийскому (ум. в 1313 г.). Вот как он писал в "Книге покаяний": "Существует три вида гистрионов. Одни изменяют форму и вид своего тела с помощью непристойных плясок и движений, либо бесстыдно обнажаясь, либо надевая ужасающие маски; все таковые подлежат осуждению, если не оставят своего занятия. Существуют другие гистрионы, которые поступают преступно, не имеют жилищ, но следуют за дворами вельмож и говорят им позорящие и низкие вещи об отсутствующих, чтобы понравиться другим. Эти гистрионы также подлежат осуждению, ибо апостол воспретил с таковыми вкушать пищу /.../, а они годны только на то, чтобы пожирать пищу и злословить. Есть и третий вид гистрионов, которые имеют музыкальные инструменты для развлечения людей, и их бывает две разновидности. Одни постоянно посещают харчевни и непристойные собрания, чтобы петь там непристойные песни; таковые подлежат осуждению. И есть другие, которые назыают йокуляторами; они воспевают подвиги властителей и жития святых, утешают людей в их горестях и скорбях и не совершают бесчисленных непристойностей, подобно плясунам и плясуньям, которые вызывают духов с помощью заклинаний или другим способом. Если же они не поступают таким образом, а воспевают под аккомпанемент инструментов подвиги властителей и другие столь же полезные вещи, чтобы доставить удовольствие людям, как выше сказано, их можно поддерживать согласно решению папы Александра. /.../ Следует отметить, что смертельно грешат все те, кто дает что-либо гострионам. Давать что-либо гистрионам - это то же, что потерять."

В Средние века насчитывалось огромное количество актеров разного низкого "амплуа": мимы (танцоры-акробаты), жонглеры (не современные жонглеры, а вышеуказанные йокулаторы!), гистрионы, буффоны, голиарды, фокусники, скоморохи - все они балансировали на грани между наградой и наказанием, поскольку никакое искусство, никакой успех не гарантировали им безмятежного существования. Довольно часто после удачного выступления актера выталкивали взашей, не дав ему ни гроша за доставленное удовольствие, и он мог только поблагодарить бога, что остался цел - отнять деньги у "слуг дьявола", избить и выгнать их считалось делом богоугодным.

Несмотря на это, "низшие" гистрионы продолжали пользоваться успехом у всех классов общества. Известно, что они стекались в города и крупные замки на праздники (свадьбы, турниры, церковные празднества) и прибивались ко дворам знати целыми труппами (впрочем, следует помнить, что в театре Мольера на момент основания Комеди Франсез насчитывалось всего 21 человек - а то была уже эпоха признанного театрального искусства). Вообще, универсальных актеров, какими их расписывают фэнтезийные писатели, было на редкость мало. И "высокие" трубадуры, и йокулаторы, и "низшие" гистрионы активно сотрудничали и творили коллективно. Вот как сказано о некоторых знаменитых трубадурах: "Ричарт де Бербезиль был рыцарь и бедный вассал /.../ В трубадурском художестве он более отличался, нежели в куртуазном ухаживании или мастерстве рассказа [три важные составные части "высокого" ремесла трубадура - прим.О.Р.], ибо обычно стеснялся говорить на людях, и всегда в ком-нибудь нуждался для поддержки, и чем больше было кругом добрых людей, тем более он терялся и хуже собой владел. Хорошо, однако, играл он и пел, складно слагая слова и напевы." "Ги д'Юссель /.../ знатный сеньор, владевший богатым замком д'Юссель совместно с братьями своими и эн Элиасом, кузеном своим /.../ и все четверо они были трубадуры. Ги кансоны хорошо слагал, эн Элиас - тенсоны, эн Эблес злые слагал тенсоны [сатирические песни - прим.О.Р.], а эн Пейре к песням всех троих подбирал напевы". Аналогичным образом складывались товарищества "плебейских" актеров, которые могли разыгрывать более сложные представления, нежели одиночки (соответственно, получать больше денег), и в то же время были более защищены от дорожных неприятностей, грабежей и побоев. К 16 веку эти картели давали свои комические представления (в основном, фарсы и соти) по разным городам, получая специальные разрешения властей. "В апреле 1558 г. Синдики г. Бордо дали разрешение некоему Франсуа Савари играть ... в этом городе фарсы, истории и моралите, не допуская, однако, никаких выходок против бога и церкви, а также других каких-либо предметов; и дано настоящее разрешение сроком всего на 6 дней, начиная со дня назавтра после Фомина воскресенья, причем упомянутый Франсуа и его сотоварищи могут брать за вход не более шести денье с человека." Репертуар таких трупп заранее отсматривался или иначе представлялся к ознакомлению советниками мэра или судебными властями - на предмет благонадежности текстов. Тем не менее, сатирические выпады и пародии на светские и сакральные действа часто приводили к тому, что труппы разгонялись и подвергались различным наказаниям.

Гистрионов, акробатов и мимов часто использовали как живую рекламу на распродажах. Понятно, что народ, сбежавшийся посмотреть на представление, будеть заодно рассматривать товар. Даже духовные лица не брезговали таким способом привлечения покупателей: "Дошло до нас /.../ что некоторые монахи устраивают в известное время года открытые продажи своих вин и, дабы увеличить требование на них, вводят сами или дозволяют входить в свои ограды особам нечистым, нечестным, как-то: скоморохам, гистрионам, игрокам в кости, сводням и непотребным женщинам; что и воспрещаем", постановил папский легат Раймунд, граф Тулузский в 1233 г.

Главными элементами "низкого" жонглерского искусства считались акробатика ("...Он никакого ремесла Не знал; вся жизнь его была Посвящена лишь кувырканью, прыжкам, да танцам, да скаканью; Искусство знал прыжков огромных Да разных штук головоломных" ("Жонглер Богоматери", 13 в.), музыка и пение; в поучении трубадура Гиро де Калансона жонглеру Фадету также говорится: "Ты должен играть на разных инструментах, вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась..." В репертуар жонглера входили песни комического содержания, пародии на "высокий" стиль (на мессы, трубадурские кансоны, баллады), сказки, анекдоты, реальные (разумеется, с точки зрения слушателей) истории, пастурели, серьезные баллады, повести, песни, легенды, рассказы. Наиболее интересные из них передавались из уст в уста и от гистриона к гистриону, распространяясь по всей Европе с большей скоростью, нежели чума. Особенно популярные сюжеты оставались в репертуаре бродячих актеров и городских мистериальных трупп 3-4 века подряд (как история о Теофиле и его сделке с сатаной, легенда о Роберте-Дьяволе и т.п.).

"Высокое" трубадурское искусство не признавало акробатики, делая упор на изящное стихосложение и музыку; считалось нелишним знать искусство "пристойных" танцев, риторику, основные филосовские и теософские постулаты (чтобы непринужденно вставлять их в беседу или кансону в качестве аргумента), а также куртуазное вежество. Становясь трубадуром, человек прежде всего искал знатного покровителя, а при удачном стечении обстоятельств - Даму, которую он будет воспевать в обществе (тоже своего рода живая реклама, только весьма своеобразного товара). За прославление сеньора трубадур получал материальное вознаграждение; особо везучим трубадурам перепадали небольшие наделы земли, дома, жены - притом наличие даже горячо любимой жены не освобождало трубадура от "повинности" куртуазной любви к избранной Даме. Если восхваления Дамы признавались знатью удачными, певец получал неофициальное, но всеми признаваемое право на "куртуазную усладу" от Дамы. Это, впрочем, не означало непременного секса - в большинстве случаев услада означала беседу Дамы и ее Певца в интимной обстановке, дарование целомудренного поцелуя и пожимания руки. Дамы, которые удерживали при себе трубадуров, но брезговали оказывать им ответные почести, рисковали быть осмеянными своими же певцами в беспощадных куплетах.

Сходная ситуация куртуазной галантности была и в тех случаях, когда в роли трубадуров выступали женщины или клирики - женщины писали стихи и песни в адрес рыцарей, которые выступали в качестве предмета обожания, клирики могли избрать даму сердца или писать кансоны в честь Пресвятой Девы. Иногда, когда священнослужитель чересчур увлекался куртуазной игрой, легат или другой высший клирик делал ему замечание или вовсе запрещал писать мирские стихи.

Жонглеры могли одновременно подвизаться на поприще площадных акробатов и "высоких" трубадуров - все зависело лишь от окружения. Однако подобные "измены" музе прощались только истинным талантам (ну, или совсем в глухих краях, где сеньоры не гнушались слушать кансоны из уст того, кто часом раньше орал в кабаке непристойные песни). Трубадур мог "делить" сеньора или даму еще с несколькими собратьями по творчеству; переходить от одного господина к другому без очевидного повода считалось непристойным. Иногда сеньоры пользовались этим правилом, чтобы избавиться от назойливого или надоевшего певца, не оказывая ему почестей и не давая денег - просто подговаривали кого-нибудь из знатных друзей переманить трубадура, посулив тому большие барыши, а потом, когда трубадур клюнет на удочку и покинет старого хозяина, отказать ему или объявить, что это была шутка. Так трубадур оказывался без хозяина, денег и славы, и его карьера при дворе оказывалась изрядно подпорченной.

При дворе, помимо постоянных поэтов и певцов (трубадуров), приглашаемых на праздники гистрионов (буффонов, мимов, скоморохов), был еще один класс - шуты. Шуты в Средние Века, как правило, отличались врожденным уродством (горб, низкий рост, уродливые пропорции, черты лица - это пользовалось большим спросом при дворах знати аж до 19 века), что служило нескончаемым предметом для шуток как со стороны хозяина и его гостей, так и со стороны самого джокера (джокер=шут). Никаких особенных акробатических или стихотворных навыков шуту не требовалось - напротив, чем неудачнее и грубее выглядели его попытки танцевать, кувыркаться или слагать стихи, тем громче звучал смех. Ум карлика-уродца не принимался в расчет, хотя зачастую шуты действительно обладали великими актерскими или литературными талантами (известны легенды о различых знаменитых шутах, о них писали истории и стихи, и недаром эпоха Возрождения сделала фигуру джокера почти мистическим символами затаенного Разума - "Весь ум теперь у дурака в руках, а умный остается в дураках!" (Шекспир, "12 ночь"). Шутовской жезл (марот) с головой джокера-черта, украшенный бубенцами, становится пародийным перевертышем скипетра короля и посоха священника. Для шутовской культуры характерно воспевание Абсурда, Глупости, Перевертышей - тому яркие примеры средневековых тем Корабля Дураков, Оды Глупости, Всеглупейшее Знание ("Я знаю то, что ничего не знаю", "От жажды умираю над ручьем" - популярнейшие темы для стихов-диспутов). Из шутовской культуры выходят пьесы жанра соти (набор абсурдно-комических сценок; ныне самым близким жанром можно считать гэг (пример гэга - комедии Лесли Нильсена и т.п.)).

Кукольное искусство как самостоятельный жанр в Западной Европе не особенно почиталось до 15-16 веков; в Восточной Европе кукольники как отдельная скоморошья профессия, пользовались большой популярностью. Притом если в Западной Европе использовались в основном марионетки (куклы на нитях) и тростевые куклы (управляются палочками, прикрепленными к ладошкам или лапам куклы), то в Восточной Европе были также широко распространены перчаточные куклы и вертеп (многоуровневый короб-декорация, где по прорезям с помощью горизонтальных тростей двигались фигурки). Для перчаточных кукол была изобретена ширма-костюм - высокий конус на каркасе, этакая перевернутая юбка, закрывавшая верхнюю половину кукольника. Такой передвижной театр одного актера пользовался спросом и на ярмарках, и на пиру. Вертеп создавался для представления религиозных действ цикла Рождества (в Западной Европе вертепы не стали "живой" игрушкой, но зато в качестве статичной рождественской композиции из раскрашенных глиняных или деревянных фигурок существует до сих пор).

Что еще почитать об этом.

1) Badel P.-Y. Introduction a la vie litteraire du Moyen age. P.: Dunod. 1995.
2) Bapst G. Essai sur l'histoire du theatre, la mise en scene, le decor, le costume, l'architecture. P.. 1893.
3) Cohen G. Le theatre profane. V.II. P.. 1938.
4) Андреев М. Средневековая европейская драма. М.: Искусство. 1989.
5) Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М. 1965.
6) Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М..1971.
7) Виолле-де-Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в средние века. СПб.: Евразия, 1999.
8) Грановский Т.Н. Лекции по истории Средневековья. М.: Наука, 1987.
9) Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство. 1972.
10) Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.. 1990.
11) Гусев В.Е. "Масовая культура" и культура народных масс. // Искусство в системе культуры: Социологические аспекты. Л.. 1981.
12) Жизнеописания трубадуров. М.: Наука. 1993.
13) Жирмунский В.М. История легенды о Фаусте.// Легенда о докторе Фаусте. М.: Наука.1978.
14) Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Весенние праздники. М.. 1977.
15) Лихачев Д.С., Панченко А.М. Смех в Древней Руси. Л., 1984.
16) Массовые празднества. Л.: Academia. 1926.
17) Памятники средневековой латинской литературы Х-XII вв. М.. 1972.
18) Паушкин М. Средневековый театр. М.. 1914.
19) Петров С.М. Литература позднего феодализма и раннего Возрождения. М.. 1930.
20) Полевой П.Н. Исторические очерки средневековой драмы. Начальный период. Спб.. 1865.
21) Поэзия вагантов. М.. 1975.
22) Средневековые французские фарсы. М.. 1981
23) Тьерсо Ж. История народной песни во Франции. М.. 1975
24) Хёйзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс-Академия. 1992.
25) Хёйзинга Й. Осень Средневековья. М: Наука. 1988.
26) Хрестоматия по истории западноевропейского театра: под ред. С.Мокульского. Т.1. М.: Искусство. 1953.
27) Художественный язык Средневековья. М.. 1985.
28) Чудо о Теофиле./ Пер. с фр. А.Блока./Блок А.А. С.с. в 8 т. Т.4. М.-Л.: Гос. изд. худ. лит. 1961.

Оксана Романова

Восстановлено по Way Back Machine: [1].
© 2018–2020