Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019
Несколько слов о Эре Водолея
Здравствуйте,

Я действительно собирался в этой заметке рассказывать как начать играть в ролевые игры, но потом передумал. Дело в том, что прошло 3 дня, и на мою скромную заметку от 1 февраля рухнула махина общественного сомнения. Но это, конечно, естественно. Наоборот, если бы критики не было, я бы сильно испугался за себя. Все-таки, когда написанное тобой вызывает равнодушие, это очень неприятно. А тут - реакция! Точнее, это были реакции на реакцию DragonDen'а на мою статью. Дэн со мной согасился, а остальные (что особенно любопытно) - нет. Спор был горячий и каким-то образом мы докатились до обсуждения достоинств и недостатков ролевых систем.

Именно в этот момент я изменил решение о теме заметки. Если вы читаете этот текст, то вы наверняка уже знаете как играть и писать модули, верно? Кроме того, на эту тему есть много материалов в сети, в них вы сможете разобраться и без меня.

Итак, поговорим о ролевых системах. Это может пригодиться и новичкам в выборе системы. Я их постараюсь не сравнивать, честное слово (но, кажется, удержаться от сравнений не смогу). Я ведь знаком всего лишь с тремя: GURPS, AD&D (поверхностно) и Эра Водолея. Этого слишком мало для сравнения. Как известно:"It is a capital mistake to theoritize before one has data".Кажется, Артур Конан-Дойль сказал. Необоснованных выводов я делать не буду. Все эти системы пользуются популярностью. GURPS за реализм, AD&D за то, что она вообще существует ,а Эру Водолея за национальность (она русская, и это многое объясняет). У всех есть поклонники, а спорить с такими дело неблагодарное (по себе знаю, в спорах о достоинствах систем загрызть готов) Они слишком разные и сравнивать их не имеет смысла, но характеристики им я постараюсь дать.

Все работы хороши! Выбирай на вкус!

Прежде чем начать обсуждать "священных коров", я, наученный горьким опытом хочу предупредить, что все нижесказанное есть мой личный взгляд на ролевые системы и ни в коем случае не истина в последней инстанции. Я никого не заставляю с собой соглашаться, но спорить и отстаивать свое мнение готов всегда. Если вы сможете меня переубедить в моих ошибочных мнениях, я буду вам очень признателен. В общем, получился самый обыкновенный дисклеймер. Когда Fatcat напечатал подобный дисклеймер перед моей заметкой на сайте Rolemancer я долго смеялся и при падении со стула больно ударился. "Как же так, -думал я, -вроде ничего особо спорного и криминального я не написал?" Ан нет! Написал! Так вот, в данной статье я излагаю факты и только факты. Я, заметьте, ничего сам не придумываю, и то, что AD&D полна дырок как швейцарский сыр уже все, кажется, знают. Я постараюсь не сравнивать системы, но, повторюсь, без сравнений я обойтись не смогу. Особенно в этой заметке достанется Эре Водолея (хотя по ушам получат все, даже моя любимая GURPS, но до этого мы еще доберемся), поэтому поклонникам системы просьба дальше не читать. Боюсь, мои "гнусные издевки" могут негативно повлиять на их хрупкую психику.

Удобство пользования и завязка

Начнем с самой простой для обозрения системы. Это, несомненно, Эра Водолея. Её можно рекомендовать за её доступность и цену. Купить её можно в любом крупном книжном магазине. Стоит она всего 100 рублей. Книга, скажем так, оригинальная. В очередной раз убеждаюсь в начитанности и эрудированности наших писателей. Оригинальные названия глав и остроумные эпиграфы перед каждой уместны в романе, который читают последовательно, а совсем не в книге, которая, по сути своей, представляет собой справочный материал. При первым прочтении все эти авторские финты ушами жутко прикалывают, но во второй, третий, четвертый... раз начинают надоедать. Особенно раздражают названия глав. Добавьте ко всему отсутствие буквенного указателя в конце книги, который уже давно стал обязательным атрибутом большого ролевого руководства и вам обеспечено веселое освоение системы. Да, действительно через некоторое время названия примелькаются и найти нужную информацию будет проще, но, скажите, вам доставляет удовольствие заучивать фразы вроде "Стенка на стенку-чем меньше тем лучше" ?!! В книге есть разделы о, собственно, ролеплеинге,что очень полезно для начинающих. На этом, к сожалению, похвалы заканчиваются. С самого начала Эра Водолея бьет игрока по голове совершенно дурацким сеттингом и сопутствующим материалом. Особенно меня подкосил "Устав института прикладной экзофизики" ( кстати, скажите мне, специалисты: это я так невнимательно читал или действительно нигде в книге не объяснено почему он так называется? Почему-то мне кажется что приставку экзо- авторы приплели ради красного словца. Подумав, я с трудом придумал пару умеренно логичных объяснений термину. Но раз уж авторы претендуют на научность, то могли бы и не заставлять читателя изворачиваться самому). В Уставе не сказано ничего конкретного относительно деятельности Института. Авторы (как обычно) отделались общими словами. Устав можно было с легкостью выбросить и напечатать на его месте что-нибудь более полезное. Трактовка Уголовного Кодекса меня порядком позабавила. Авторы, видимо, сами читали УК невнимательно или не читали совсем.В УК особо подчеркивается, что определение преступлений по аналогии ни в коем случае не допускается. Претензии на реалистичность не обоснованы. Добрый десяток страниц совершенно не функционален. Я мог бы продолжать список и дальше, но, думаю, не стоит. Могу сделать два предположения касательно сеттинга:

Вариант 1 Сеттинг был написан как грамотное издевательство над всеми ныне существующими спецслужбами и магическими учениями.

Вариант 2 Сеттинг был написан как грамотное издевательство над читателем, достаточно легковерным, чтобы принять весь этот груз лапши на уши.

Что мне кажется наиболее вероятным? Не скажу. Так или иначе, никакого сеттинга в книге нет. Отмазка, простите за выражение. Куча NPC, три с половиной локэйшена и некое количество "организаций".

Ролевая система

Закончив с завязкой, переходим к тому, ради чего была затеяна заметка. К ролевой системе Система не нравится мне своей...вторичностью, что ли? Чувствуется, что элементы правил были надерганы из GURPS ,AD&D и бог знает еще откуда. Эти части примыкают друг к другу довольно скверно. Все уже было в других системах. Само по себе это не так плохо, вот только авторы при создании упростили все настолько, насколько смогли. Поверьте, возможностей упрощения больше, чем можно подумать. Такой принцип построения применяется в GURPS как основной, но там хотя бы базовые правила не урезают до полной неиграбельности. Фанаты Эры Водолея не согласны? Сейчас я обосную свою позицию.

Атрибуты, навыки и особенности

Было. Дальше мне даже не хочется продолжать, но... В последнее время многие ролевые системы заимствуют из GURPS. Это, конечно, не криминал, поскольку неизвестно, кто первый придумал систему "attributes-skills-advantages/disadvantages (если быть честным до конца, то мне кажется это была не SJ). Но заимствования из GURPS слишком явны в Эре Водолея. Многое переделано(еще бы! Попробуй выпусти систему, идентичную той же GURPS, тогда SJ будет судиться не только в России, но даже на Северном Полюсе!), но при этом переделки носят косметический характер и, в большинстве случаев, только ухудшают систему. К введению 7 атрибутов вместо 4 я отношусь вполне благосклонно(кстати, подобное было сделано в системе S.P.E.C.I.A.L для компьютерной игры Fallout, когда её создатели поссорились с SJ. Тоже, между прочим, пример обхода авторских прав), но вот к ограничению их цифрой 5 отношусь резко отрицательно. Я не манчкин, просто в GURPS была прогрессивная(не в смысле "обгоняющая свое время", а "чем больше учишь, тем труднее совершенствоваться") шкала нарастания аттрибутов и, скажем, атрибута 18 достичь было совершенно нереально. Ограничение было, но совершенно логичное и реалистичное и совершенно не раздражало.

Разделение навыков по сложности и специализации есть прямая калька с GURPS, надеюсь, никто спорить не будет? Я уж было обрадовался, но, как выяснилось, авторы опять свели отличную идею к абсурду. Опять куда-то пропала прогессивная шкала. Аналогичное атрибутам ограничение в 5 очков. Зачем? Неизвестно. Кроме того, навыки никоим образом не зависят от атрибутов. Однако не все так плохо, атрибуты плюсуются к скилл-броскам. Что же, почему бы и нет, тоже способ. В GURPS все навыки совершенно логично базировались на четырех параметрах, в Эре Водолея в этом плане полный бардак. Творится потому, что авторы опять искорежили бедную GURPS до неузнаваемости. Почему все магия основана на Уверенности еще понятно (как мне кажется, Уверенность в ЭВ это показатель Духовной Силы или вроде того), но вот зачем Взрывотехника основана на Везении? В таком случае Медицину нужно было тоже базировать на Везении, верно? Авторы попали в собственную ловушку. Увеличив количество атрибутов, они сильно усложнили (себе) процесс определения основы навыков.

Особенности. Ничего не хочется писать- все скатано подчистую из GURPS. Стыдно. Авторам. С боевой системой дела обстоят аналогично.

Для модели повреждений я отдельный заголовок выделять не хочу, поэтому опишу ее прямо здесь. Почему нельзя было ввести цифровые параметры? Видимо, для наглядности. Похвально. Для такой простой и попсовой игры "пирамидка" вполне подходит.

Плюшки. Манчкинов-давить.

Вот что мне действительно понравилось в игре, так это система распределения оружия и оборудования. В некоторых случаях для получения вожделенной "пушки" игрок должен выплатить некоторое количество плюшек. В сочетании с тем фактом, что плюшки выдает Мастер за хороший отыгрыш, получается мощное манчкиноубойное средство. Когда переучиваешь компьютерных ролевиков, всегда желаешь чего-то подобного. Да и во многих игроках сидит злой бесенок манчкинизма. Время от времени он выбирается на волю и устраивает Мастеру неприятные ощущения.

Система магия в меру оригинальна и подробна. Она не настолько плоха, как можно подумать, я бы даже сказал что она хороша. Все существующие дыры обусловлены ужасной кривостью эрзац-GURPS, изначальной переупрощенностью системы атрибутов и навыков. Сразу становится понятно куда ушли все силы разработчиков! Магия могла быть очень и очень недурственной. Но это при выполнении одного из двух условий:

a) Авторы писали систему магии как расширение к GURPS

б) Придумали бы свою систему, в которую такая магия вписалась бы идеально.

Резюме:

Лучше бы они перевели гурпс. Сотни игроков были бы им благодарны. Существует проблема лицензий, но если постараться, думаю, её можно решить. Небыстро, но можно. Недешево, но реально.

Заявка авторов на "отечественную ролевую игру" радует, но лучше бы они сразу сделали нормальную систему, а не недоделку, рассчитанную на завлекание новых игроков. Пока не появится книга с подробными и систематизированными правилами правилами лично я играть не буду, хотя Эру Водолея уже купил. Авторы заявляли, что если книга раскупиться, то они, возможно (опять это слово!) выпустят книгу с расширеными правилами. Народ, покупайте Эру Водолея! Тогда через год вы её выбросите и будет играть в нормальную отечественную ролевую игру

Продолжение следует...

До свидания.

Семен Фадеев aka fagozit

© 2018–2019