Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020
Wargames: От ведущего

Слово первое

Приветствую всех прибывших на поля сражений!

Разрешите представиться - Chaos Lord, ведущий раздела Wargames на страницах "Rolemancer".

Мне 28 лет и все эти годы, сколько я себя помню, я водил полки в атаку, штурмовал редуты, совершал дерзкие фланговые кавалерийские рейды. Однажды, во время такого рейда по тылам врага, я потерялся (чего не бывает в пылу боя!) - и обнаружил себя в редакции сайта "Rolemancer". Я растерялся - впервые в жизни - и закричал (страшным, хорошо поставленным командирским голосом): "Атака! Армия! Авангард!". "Wargamer?"- спросили меня,- "нам такие, как ты сейчас позарез нужны".

Так я и стал ведущим раздела.

Wargames - это судьба. Это - целая Вселенная. В нашей стране быть варгеймером - это трагедия. Игр не выпускают, журналов нет, достать зарубежные боксы - очень тяжело. Нас, варгеймеров, мало - но мы в тельняшках, латах, камзолах, мундирах (нужное подчеркнуть). И мы должны помогать друг другу.

На страницах этого раздела я планирую выложить сначала материал для новичков и интересующихся, затем пойдут простые правила и обзоры. Вареза и халявы не будет - заявляю сразу! Зато будут конверсии и переделки (как в домашних условиях сделать wargame), как подбирать и красить солдатиков, почему компьютерные wargames хуже настольных прародителей и чем они их превосходят, - все это плюс новости из мира wargames вы сможете найти на страницах этого раздела. Материалов много, а времени хронически не хватает, поэтому жду предложений (о чем писать в первую очередь?), советов и критики.

Не забывайте про форум - лучше размещать свои вопросы там (я - не всезнайка, зато народ у нас грамотный, обязательно подскажет!).

Best regards, Chaos Lord.

2000
Chaos Lord
Chaos Lord


Слово второе

Так уж случилось, что варгеймы изначально существовали только в двух ипостасях: или в виде готового бокса "купи и играй", или в виде миниатюр из олова или "белого металла", которых надо было собирать и раскрашивать. Первые были достаточно дешевы (картонные фишки и карта, плюс дайсы и правила - много ли это стоит?), вторые изначально были рассчитаны на богатых эстетов. К недостаткам первых относилась невысокая "переигрываемость" - боксы посвящены 1-3 конкретным сражениям и редко когда кампаниям - а много ли найдется упертых индивидумов, готовых в сотый раз переигрывать Канны или Ватерлоо?

Варгеймы с миниатюрами - то бишь, с "солдатиками", наоборот, были как конструктор - тут и выбор, и творчество - красить и конверсировать, играть можно бесконечно, а если нет на это времени - полки ставятся на полку в шкафу (хе-хе, простите за каламбур) и стоят, как коллекция, радуя глаз.

Но разработчикам всегда хотелось заработать еще немного денежек - и начались эксперименты и постепенная конвергенция двух направлений. Боксовые варгеймы стали дорожать, появились "коллекционные серии", новые правила, новые кампании - все делалось в расчете переманить коллекционеров-эстетов на свою сторону.

"Миниатюрщики" в долгу не остались - они плюнули на олово и "белый металл" - и стали штамповать из пластмассы огромными тиражами, появились упрощенные правила "для детишек", специально для детсада разрабатывались фэнтези-варгеймы ("Ой, мам, гляди какие гномики!").

Все это происходило достаточно давно - в конце 80х-начале 90х. Компьтерные варгеймы оказались просто дополнительной веткой дохода. До недавнего времени ничего существенного они в жанр не приносили - это были обычные "портированные" с настолок игры, расчитанные на то, что если человек купил настольный варгейм, то он приобретет и его PC-вариант - просто так, "до кучи". Только в нашей стране компьтерные варгеймы жили отдельно от своих настольных прародителей.

Настоящие, хардкорные варгеймеры все равно предпочитали миниатюры (25мм), они разыгрывали исторические сражения, чтили реализм и достоверность правил и обзывали Вархаммер "попсой".

Вот теперь я вплотную подошел к сути проблемы. ЧТО СЧИТАТЬ ПОПСОЙ?

С точки зрения военного историка в настоящем реалистичном варгейме должны соблюдаться все условия: достоверная карта, типы подразделений и характеристики полководцев. Правила должны точно отражать особенности ТОЙ эпохи. В результате мы получим игру, которая точно смоделирует историческое сражение. Но, простите, вы в неё играть не будете. Потому что это будет долго, нудно и главное - заранее все будет известно. Как вобще отличить качественный исторический варгейм от поделки? В 9 случаях из 10 он закончится тем же, чем и прототип - Багратион получит ядром в ногу при Бородино, а Гарольд получит свою стрелу в глаз пол Гастингсом в 1066г. Летом вот вышел компьтерный варгейм Medieval2, все его ругали за отстойную графику, а я, обнаружив в меню настроек режим "компьютер против компьютера", сидел у монитора и завороженно смотрел, как разворачивается битва при Гастингсе. Шесть раз передо мной разворачивалась одна и та же картина: вот норманнская кавалерия атакует холм с англо-саксами, страшный удар, стена шитов выдержала, хаускарлы, орудуя своими двуручными топорами, останавливают норманн. Конница смята и уносится прочь с холма; вслед за ней устремляются англо-саксы. Их строй ломается (это неизбежно во время контратаки), и лучники норманн открывают огонь по хаускарлам, у которых щиты переброшены за спину; вот возвращается конница во главе с Вильгельмом, англо-саксы отступают обратно на холм, чтобы отразить атаку кавалерии стеной щитов; по этому скоплению людей норманнские лучники практически не промахиваются - и вот английский король Гарольд падает навзничь с норманнской стрелой, попавшей в глаз. Все это было в истории, все это произошло в игре… Разумеется, Medieval2 оказалась превосходным варгеймом, но речь сейчас не об этом.

Люди, в большинстве своем, садятся за стол в предвкушении ИГРЫ.

Суть в том, что все мы играем в те игры, которые соответствуют НАМ. Если человек меняется - меняются и его игры. Но нельзя судить с позиций одной игры о другой - иначе все будет ПОПСОЙ и ОТСТОЕМ. Смотрите, с точки зрения настольной ролевой игры, где вторичный мир и процесс существования в нем продуман и отточен (а бои - не являются самоцелью), процесс игры в варгейм будет прост и убог - именно потому что в нем важен ПРОЦЕСС боя. С позиций исторического варгейма Вархаммер с его гномиками и орками - действительно ПОПСА, потому что это все ПРИДУМАННЫЕ сражения. (А вот для ролевика Вархаммер как раз поэтому и будет интересен - свобода для самовыражения, знаете ли). Но, если смотреть объективно, то переплюнуть 288 страниц правил Вархаммера хотя бы по объему не удалось еще никому из исторических варгеймов. Так что самые продуманные и сбалансированные правила, касающиеся миниатюр ("солдатиков") пока разработаны в Games Workshop.

Не секрет, что мир настольных игр сейчас лихорадит. Пришел большой страшный пушистый зверь Покемон и пожрал в одночасье всех. Карточные коллекционные игры "для самых маленьких" и приставочки для детишек разметают с прилавков в считанный миг - и все разработчики настолок кинулись выпускать подобное. Из-за Покемона закрываются серьезные разработки (зайдите на сайт "Виззардов" и посмотрите, сколько ролевых миров они зарезали - все освободившиеся мощности брошены на распечатку Покемончиков!)

Многие мои знакомые ролевики стали говорить, что подобная печальная судьба ожидает и мой Вархаммер - он или погибнет, или "опопсится-спокемонится".

Я так не думаю. Во-первых, с точки зрения разработчика-продавца, чем дешевле игра, тем быстрее она расходится. Тут вне конкуренции настольные ролевые игры - все, что для них нужно - это книга правил плюс развитое воображение игрока. Но оказалось, что этого МАЛО. Человеку хочется еще - коллекционировать, творить, придумывать. Так появились коллекционные карточные игры. Их тоже дешево производить и печатать массовыми тиражами - однако хорошая колода для игрока стоит около 100$ и больше, а колод хочется не одну, а несколько, да и карты собираются уже из-за картинок…

Так вот, Вархаммер никогда дешовым удовольствием не был. Но и дорог он по нашим российским меркам. Во-вторых, с точки зрения баланса игры, правила Вархаммера ВСЕГДА были простыми, но не ПРИМИТИВНЫМИ. На 288 страницах размещалась подробная инструкция по ИГРЕ В СОЛДАТИКИ, где каждый дюйм был важен. (Еще более проработанными правила Вархаммера стали в Мордхейме - учитывалось, может ли меч парировать удар, может ли молот оглушить.) При этом всегда разработчики помнили о балансе - черезмерно "крутых" ребят на поле боя ждали свои тесты и ограничения - при гибели Генерала-Вампира скелеты и зомби рассыпались в прах, здоровенных орков подстерегал тест на "Зверство" - орки обидчивы, и могут в бою наброситься друг на друга; ужасные демоны Хаоса тоже могли решить свести счеты друг с другом прямо на поле боя, на виду у врага. (Да, для этих тестов применялся Д6 - следовательно, с точки зрения Д20 и третьей редакции этот тест можно считать ПОПСОВЫМ.)

Но, понимаете, Вархаммер изначально был СТЁБОВОЙ игрой в варгейм, в солдатики. Этакая английская ирония, "Монти-Пайтон" настольный.

Так что Вархаммер - это очень серьезный стёб, а вот Покемон - стёбовая серьёзка. И это страшно. Но я думаю, Вархаммер выстоит - именно потому что он - снаружи несерьёзный.

Когда появился Покемон, Games Workshop оперативно выпустили Warmaster - упрощенный, но эпический вариант Warhammer Fantasy Battle. Он подешевле и сильно напоминает классические исторические варгеймы. Играть могут и школьники, и пенсионеры.

С выходом же 6й редакции Warhammer Fantasy Battle ситуация прояснилась - новый Вархаммер ПОЛНОСТЬЮ совместим со старым, изменил дизайн (стал немного патетичным, что IMHO, могло бы испортить любую игру, но не испортило Вархаммер), появились новые армии (точнее официально узаконили Хаос Дварфов, Королей Гробниц и порезали Хаос на три армии). В книгах армий - все ТЕ же старые ребята, и по-прежнему нельзя взять больше ОДНОГО "крутого" отряда в армию. Просто баланс стал жестче - и слава Богу!

Так что пока Покемон бессилен против Вселенной Боевого Молота. Но даже если падут бастионы МТГ, АДД и Вархаммера, мы все равно придумаем что-нибудь им на замену - а разработчики будут вынуждены с нами согласиться!

Выводы мои будут следующими:
НЕ СУДИТЕ, ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ!
ДОЛОЙ ПОКЕМОН!
ДАЕШЬ РОССИЙСКИЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ - ХАРДКОРНЫЙ УДАР ПО ГНИЛОМУ БУРЖУАЗНОМУ ПОКЕМОНУ!

2000
Chaos Lord
Chaos Lord


фотографию, к сожалению, восстановить не удалось. если у вас есть — присылайте!

Это было очень давно. Хаос Лорд учился тогда на втором курсе худграфа, в свободное от учебы время клеил и красил стендовые модели в М1:35. Это было так давно, что "Королевский тигр" от фирмы "Тамия" - стоил целое состояние, а пределом мечтаний Хаос Лорда была Тамиевская Т34/76 1943г. Да и ника "Chaos Lord" у меня тогда еще не было;)

В нашем городе был маленький клуб моделистов, базировавшийся на двух лавочках в Первомайском парке. Уже тогда все моделисты четко делились на две категории : первые привозили модели из Москвы, вторые занимали очередь с 7 утра по воскресеньям и ждали, когда первые разложат свои сокровища, чтобы скороее купить свою очередную мечту, прижать её к сердцу и ехать домой, прикидывая в уме варианты диорам, всевозможные боевые сценки с участием купленной модельки. Естественно, я принадлежал ко второй категории;)

Танки можно делать из бумаги - это проверено. Но вот без фигурок солдатиков - это будет не то, нет масштаба, нет ощущения реальности происходящего. Потому фигурки были редки, ценились на вес золота, и даже самые дорогие "тамиевские" или "италовские" улетали с лавочек со свистом, за секунды.

Одна беда - это были в основном американцы и наци. Тогда в моде (особенно у Тамии) были немецкие панцергренадеры (весьма, кстати, топорно сделанные;( и немецкие же пулеметные расчеты. А мы с моим другом Женькой мечтали о наших, родных советских солдатах, листали фотоальбом "1941" и прикидывали, как бы из немецкого пулеметного расчета конверсировать наш, с "максимом".

И в один прекрасный день на одной из лавочек появилось Чудо. Оно было в виде большой по тем временам коробкой с надписью ПО-РУССКИ "Пехота Красной Армии №1"(!!!) и на коробке этой были действительно нарисованы три красноармейца в гимнастерках со скатками, с винтовками Мосина - и решительный мужик с наганом и в фуражке (которого все моделисты уважительно окрестили "политруком" - "вон, посмотри, галифе у него и петлицы с треугольниками - политрук, значит"). Продавец, который принес это Чудо - не продавал его, он ПРОСТО принес коробку показать, похвастаться. Я протиснулся поближе, чтобы разглядеть Чудо - мужики как раз разглядывали литьё.

- Ты видал! Качество - обалденное, все подсумки - отдельно пропечатаны, винтовочка Мосина - загляденье, вон затвор у ней - все по уму, все отдельно!
- А видал - козырек к фуражке тоже отдельно! Такого качества даже у Тамии нет!
- Ну, мужики, литники у них - здоровенные, уродливые какие-то…
- Да заткнись ты со своими литниками! Ребята ПЕРВУЮ НАШУ модель сделали - ВЫСОЧАЙШЕГО качества! А литники ты отрежешь - и еще спасибо скажешь, что большие - на шпаклевку пойдут!
- А вы видели "№1" набор-то! Значит будет и второй!
- А кто делает-то?
- Новая наша фирма "Звезда"!

Так я впервые познакомился со "Звездой".

Потом было многое - и мой друг Женька, скупивший на радостях пол-прилавка (наборов двадцать!), радостно кричавший мне:

- Скупай все! Ты из них и твою любимую первую мировую сделаешь, и корниловцев!


И был набор "Пехота Красной Армии №2" и минометчики, и предмет моего особого восхищения - мой любимый танк БТ-5, и танкисты в кожанках к нему - и все это была "Звезда!" И честно говоря, я гордился за это ощущение праздника, которое приносили модели этой фирмы. Даже фаворит тех лет - корейская фирма "Драгон" - не смогла превзойти качеством "Звезду", наши моделисты так и говорили про драгоновское литьё - "литьё как у Звезды".

Было ещё одно меткое словцо - "звездовское" (литье "звездовское", цена "звездовская")

"Звездовское" - это значит качественное по совсем смешной цене.

Но самое главное - "Звезда" подарила мне совсем незакомое чувство. В то время, когда все и вся разваливалось, страшным смерчем проносились денежные обвалы и инфляция, лопались банки, стояли пустыми заводы - я приходил в магазин "Игрушки" - и видел там новую модель "от Звезды".

И я гордился. Гордился тем, что несмотря ни на что - ОНИ ВЫСТОЯЛИ и РАБОТАЮТ - и значит все будет хорошо! Благодаря "Звезде" я узнал что это такое - чувство гордости за наше, российское, родное!

А сегодня - у нас в разделе - Праздник. Потому что, в канун Нового Года - "Звезда" выпускает ПЕРВЫЙ российский варгейм - не какие-то там картонки, а варгейм, основанный на миниатюрах, "Эпоху Битв"! И я знаю - все у нас, Господа Офицеры, будет хорошо! Потому что с нами - "Звезда"! И мне очень хочется поделиться с вами всеми волшебным Ощущением Праздника - и пожелать всем Счастливого Нового Года!

А у меня - праздник вдвойне. Потому что я взял ЭКСКЛЮЗИВНОЕ интервью специально для нашего раздела на Ролемансере у самого Генерального Директора "Звезды" Константина Кривенко!

Читайте его - и предвкушайте тот самый варгеймерский Праздник, который обязательно должен был прийти на нашу варгеймерскую улицу! Он уже пришел! Он уже с нами! Встречайте "Эпоху Битв" - суперпроект фирмы "Звезда"!

© 2018–2020