Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019
"Багратион", или Бородинская смехопанорама


"Делай или НЕ делай - но
никогда не ПЫТАЙСЯ делать."
Великий мастер Йода.

Я очень давно ждал первой нашей отечественной разработки в области варгейминга. Те, кто считают таковой игру "Полководец" - спокойно ложитесь спать дальше, потому что эта поделка не имеет никакого отношения к варгеймам - это, как и написано в её аннотации - "игра для детей от 10 до 14 лет". После обработки надфилем от неё оставались одни фишки - карту и правила приходилось выбрасывать в мусороное ведро…

Нет, я говорю о ПОЛНОЦЕННОМ варгейме - чтобы все по уму - карта, фишки, дайсы, таблицы стрельбы и ближнего боя - и все бы сделано у нас, в России.

И представьте себе - дождались!

На днях обнаружил на прилавке коробку с заманчивой надписью "Багратион. Бородино. Часть первая", а рядом - такую же с надписью "Барклай-Де-Толли. Бородино. Часть вторая". Я сразу догадался, что это исторический варгейм - при Бородино Багратион командовал бывшей 2-й армией и отвечал за южный участок фронта - от Старой Смоленской дороги (деревни Утица) до деревни Семеновское, включая самый главный передовой рубеж обороны - Семеновские флеши, а Барклай командовал бывшей 1-й армией, рубеж обороны - от деревни Семеновское до реки Колочь. Логично было бы такую большую тему разбить как раз на два бокса.Я купил обе коробки - опрометью кинулся домой - тестировать!

Я оказался прав. Фирма ООО "Русские игры, игрушки" действительно выпустила варгейм. Автор игры (и механики боя) - Волин М.Е. Компьютерный дизайн - Копнин М.Ю. Тема - Бородино, оно самое, из серии "История государства Российского", для "детей от 10 лет и старше".

Я долго тестировал. Мучился. Думал. Пил валидол.

И вот мой вердикт - это не совсем Бородино. Это - КАК БЫ Бородино. И игра - не варгейм, а КАК БЫ варгейм. Вот как все запущено.

Теперь, когда вы все знаете, желающие нас покинуть - делают это, а остальные внимательно знакомятся с моими доводами ЗА и ПРОТИВ.

Доводы ЗА.

Первое, что бросается в глаза - симпатичный дизайн коробок и дешевая цена. Я ОЧЕНЬ серьезно рассматриваю этот немаловажный аспект - по коробке понятно, что это - историческая настольная игра, сиречь - варгейм, а не что-либо иное, да еще по очень скромной цене.

Фишки - неплохие, даже замечательные. В качестве донора выступил великолепный художник Олег Пархаев, точнее - его цикл открыток, посвященный Отечественной войне 1812 года. Наверное, он об этом даже не знает - я тоже обнаруживаю свои картинки черт знает где - воруют, но я считаю, что это - слава. Конечно, качество печати у нас всегда отвратительное, к тому же изображения гренадер, егерей и гусар и пр. на фишках - с каким-то белым ореолом вокруг - но это я придираюсь;)

Карта - есть, красивенькая такая.
Лучше, чтоб её не было.

Зато у нас есть таблица потерь и какие-то странные квадратики с надписями -1, -2, -3, -4 и тд.

Дайсов нет. Потому что все данные берутся из таблицы - все заранее просчитано, как у фирмы GMT Games.(Может, у них я её и видел? Склероз…)

И есть листик правил.

Все доводы ЗА перечислены.



Доводы ПРОТИВ.

Самое первое странное до жути ощущение вызывает карта. На ней нет хексагональной сетки - опять квадратики! (Почему это плохо - см. мои статьи по варгеймам).Типов местности - поле, лес и речка. Обе карты стыкуются вместе. Это хорошо. Но есть только две деревни - Семеновское и Бородино - по одной деревне на каждую половинку. Нет деревни Утица! Нет Старой Смоленской дороги! И нет Семеновского оврага! Лес обозначен вообще от фонаря.

Карта в историческом варгейме - почти все. Карту поля боя при Бородино найти несложно в нашей стране. Слава Богу, это не Ватерлоо или Геттисберг какой-нибудь.

Но, глядя на ЭТУ карту, я понимаю - это не карта Бородинского сражения. Это КАК БЫ карта.

Судите сами. В книгах Тарле (выдающийся советский историк) и Чандлера (выдающийся английский наполеоновед) четко сказано: "Общий характер местности в окрестностях Бородина - пологая холмистая равнина, пересеченная многочисленными ручьями, речушками и оврагами… Почти параллельно главному тракту идет долина реки Колочи. В большинстве мест ее можно переходить вброд, но для большей скорости переправы войск была необходима постройка мостов."(Д.Чандлер.Военные кампании Наполеона. М.Центрполиграф.1999.Стр 486.)

Так где же холмы и овраги?

Смысл оборонительной позиции русских войск как раз и заключался в занятии Курганной высоты (батарея Раевского), прикрытой Семеновским оврагом - а самое опасное направление - от оврага до деревни Утицы прикрыли Семеновские флеши. Сначала французы обрушили главный удар на них, и как только флеши (после смертельного ранения князя Багратиона) оказались в их руках - бой развернулся за Курганную высоту. И тут Семеновский овраг не дал с ходу обойти с фланга батарею Раевского. В итоге французы взяли (потеряв лучшую тяжелую кавалерию и генерала Коленкура) Курганную высоту, получившую название "Редут Смерти" - но такой ценой, что Наполеон прекратил дальнейшие атаки. Русская армия в порядке отошла на новые позиции.

Бородино - это сражение МОРАЛИ войск. Трудная местность только способствовала падению МОРАЛИ французской армии. Но о моральной стороне - позже. Мы говорим о карте.

Понимаете, если верить этой куцей карте, то глубина развертывания русской армии (я говорю о южной половине) - 11 клеточек (Да, масштаба карты нет!), а французов - 8 клеточек, а вся южная сторона - 26 клеточек. Если бы сейчас был жив князь Багратион, он побежал бы убивать мерзавца, нарисовавшего эту карту! Потому что из любого военно-исторического справочника можно выудить карту, красноречиво свидетельствующую, что на юге глубина порядков французов была равна их фронту, то есть, если мерять в пресловутых клеточках, получается квадрат 26х26, а на карте, повторяю, 26х8! Так вот почему исчезла деревня Шевардино, а с ней ставка Наполеона! Ее обрезали!

Теперь, надеюсь, вы поняли, что ЭТА карта не имеет ничего общего с картой поля боя при Бородино.

Идем дальше. Дайсов нет - случайности исключаются (!), морали войск нет. Все подсчитывается из готовой таблицы. Фронта у фишки нет, флангов тоже. Значит, никаких лихих кавалерийских фланговых атак и никаких каре! По лесу у нас двигается только пехота, теряя всего одно очко движения! Оп-па! То есть, что подвижные егеря в цепях, что колонны линейной пехоты - нет никакой разницы! Как сейчас вижу: бегут по лесу плотные колонны французской линейной пехоты, нигде не задерживаясь, не мешая строя, только чуть притормаживая, когда валят плечами деревья.

Через реку мы тоже можем перемещаться (эх, зря русские саперы ночь перед боем не спали, возводя дополнительные мосты через реку Колочь, знали бы что утром такая лафа наступит, дрыхли бы без задних ног!). То есть, что пехота, что кавалерия по речным оврагам - все едино! (Наверное, лошадей перед боем подковали специальными альпинистскими подковами - или кавалерия летала через речные овраги?)

Теперь о таблице потерь. В ходе боя войска стреляют друг по другу, потери подсчитываются по таблице, и - ВНИМАНИЕ! - под фишку подсовывают квадратик с числом потерь от 100% состава - если в полку из 2400 человек (сила атаки 24) нанесли урон в 1200, то под фишку будут подложены две бумажки -6 и -6, или -10 и -2, и он будет считаться 50% состава. Зачем такие сложности? Ведь из таблицы видно, что полки могут быть 100%, 75%, 50%, 25% и 15% состава, все остальные значения до них округляются. Не проще ли было отпечатать пять соответстующих комплектов фишек? Не-а! Это пусть буржуины об игроке заботятся, мы любим чего посложнее. Пусть игрок учится устному счету, заодно и ловкости пальцев, выуживая бумажки из-под фишек и засовывая новые. Но это так - шутки дизайна.

Верх дизайнерской мысли - сама таблица потерь. (Где же я её видел?). Вы будете не только вычитать и округлять, но и искать сначала по одной таблице урон, а потом лезть во вторую, для окончательных вычислений. Лично я разобрался не сразу - а у меня большой опыт, можете поверить на слово!

Если вы внимательно посмотрите на фишки, то обнаружите, что из французской армии исчезли союзники - сбылась или мечта Наполеона и вестфальцы, саксонцы, поляки и голландцы одели вместо своих мундиров однообразные французские. Или сбылась мечта Александра 1 - и союзники бросили Наполеона отдуваться при Бородино своими силами - так как по самым скромным подсчетам, во французской армии отсутствует 50-60 тысяч солдат (если сложить все цифры вместе, из обоих коробок - по французской армии).

Но самая потрясающая графа правил - под ?5 "Формирование новых полков". Оказывается, можно переформировывать разбитые части в ходе боя! Ну ладно, можно представить себе толпы русских ополченцев, одержимых патриотическим порывом, стремящихся на передовую! А где Наполеон брал тогда солдат на замену? Или из чувства справедливости (чтоб поровну!) русские мужики и к нему шли? Или там телепорты стояли "Париж-Бородино"?

На самом деле, все гораздо более грустно. Графа ?5 означает, что на смену разбитым частям мы вводим новые ИЗ ТЫЛА, а это означает или приведенный выше бред, или, что более вероятно, ФИШЕК в игре НЕ ХВАТАЕТ - НЕ ДОПЕЧАТАЛИ, ПОЖАДНИЧАЛИ!

Итак, что мы имеем.

Карту рисуем сами (нормальную, точную, с масштабом и хексами), таблицу потерь переделываем.

 

Вводим новые правила - мораль, тест на мораль, маршалов и генералов. (Это - КЛЮЧЕВОЕ понятие для Бородино - ВЫСОКИЙ МОРАЛЬНЫЙ ДУХ РУССКОГО СОЛДАТА И ОФИЦЕРА!). Вводим счетчик морали для армий (корпусов), когда он опустится до нуля - солдаты не пойдут в атаку.

Полностью меняем правила передвижения, вводим новые типы местности и пенальти на движение, вводим фронт, фланги и бонусы за атаки с этих сторон для атакующего, вводим кавалерийскую атаку и каре для пехоты. Фишки перерисовываем - там должны быть обозначения дивизий и корпусов, которые подчиняются только своим командирам (или их заменам).

Что осталось от исходной игры "Бородино"?
Ничего.
От "Полководца" оставались хотя бы фишки…

Плохо, господа офицеры, очень плохо. Мы имеем игру даже отдаленно не похожую на историческую битву при Бородино! Это КАК БЫ варгейм, КАК БЫ про Бородино. Полезно для детей 10 лет - им надо учиться складывать и вычитать, делить и вообще заниматься устным счетом!

Вы спросите - чего это я хорохорюсь и привиредничаю? Ведь по русской народной поговорке - "одна ласточка весны не делает"?

Неправда, делает, еще как!

Если бы эта игра была бы по фэнтэзи или по древнему миру, о которых можно строить догадки - это одно. А псевдоисторическая поделка на серьезную для меня лично тему (и детально в нашей стране проработанную) - это другое.

В конце концов, я - российский патриот, и к лубочной показухе отношусь резко отрицательно. А таких игр после этой КАК БЫ "Бородины" появится - море!

С другой стороны - серьезным варгеймам, которые у нас еще будут (я уверен!), они - не помеха!

Только где они - настоящие продуманные российские варгеймы?

Chaos Lord.

Восстановлено по Way Back Machine: [1].
© 2018–2019