Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1994 | 1995 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019
Краткий курс истории паладинства

Паладин в истории

Прежде всего давайте вспомним, что такое паладин, откуда он взялся и когда существовал. Если мы пройдемся по мировым культурам, то увидим, что идея подобного воина достаточно эндемична и относится только к раннесредневековой Европе. В сильно меньшей степени эта идея была характерна для мусульманского мира, но там она имела несколько иную направленность, и вопрос о том, можно ли считать некоторых чеченских боевиков паладинами, мы рассматривать не будем.

Но классический сеттинг А/ДД изначально был рассчитан на относительно конкретную эпоху или исторический период - европейское средневековье времен крестовых походов и ранее, чуть разбавленное эльфами от Пола Андерсона и Толкина, для которого, собственно, и был характерен институт паладинства. Поэтому такой тип героя не мог не быть там отражен.

Это хорошо видно по источникам. РНВ приводит в качестве примера этого класса именно 12 Паладинов Карла Великого или рыцарей Круглого Стола. – (Throughout legend and history there are many heroes who could be called paladins: Roland and the 12 Peers of Charlemagne, Sir Lancelot, Sir Gawain, and Sir Galahad are all examples of the class.). А представителей духовно-рыцарских орденов она рассматривает уже просто как Клириков. - (The cleric class is similar to certain religious orders of knighthood of the Middle Ages: the Teutonic Knights, the Knights Templars, and Hospitalers. These orders combined military and religious training with a code of protection and service. Memberswere trained as knights and devoted themselves to the service of the church. These orders were frequently found on the outer edges of the Christian world, either on the fringe of the wilderness or in war-torn lands. Archbishop Turpin (of The Song of Roland) is an example of such a cleric.)

История подкласса в рамках системы

В ДД паладина как класса еще не было - начиная с 9-го уровня воин мог делать выбор, оставаться воином просто или приподниматься. Приверженный Закону становился Паладином, Нейтрал становился Рыцарем ,большая часть бонусов которого была социального плана, а сторонник Хаоса мог стать Avenger-om, точных способностей которого я не помню. Там было что-то насчет лучшего контакта с монстрами и больший вред по текущему объекту мести.

В АДД паладин стал подклассом воина. Предполагалось, что паладин есть благородный рыцарь, поклоняющийся тому же богу, что и Клирик (не надо пояснять, что клирик РНВ делался с католического - это видно и по выбору оружия, и по набору чар), но имеющий дополнительные особенности, частично проистекающие из глубины его веры (аура, святость оружия), частично срисованные со способностей "доброго короля"(лечение руками и тп) или благородного рыцаря как представителя элитного воинского сословия (верный конь). Высокая Харизма при этом имитировала скорее высокий теоретический социальный статус, который как характеристика в АДД отсутствует.

В рамках "Христианского" мира , базирующегося на концепции единого бога-творца, такой паладин был вполне адекватен, но когда система АДД стала разрастаться, то стало понятно, что с ними что-то не то. Особенно когда от модели мира с единым богом-творцом перешли к олимпийскому пантеону, где богов несколько, встал вопрос – что в данном случае является источником способностей паладина - какой-то бог, высшие силы или его внутреннее рвение. Ответа, естественно, не нашли.

Потому в новом контексте Паладина начали воспринимать как симбиоз приподнятого рыцаря + воина веры, при этом неважно/неясно какой. Вышедшая под Первую Редакцию Unearthed Arcana , где была сделана попытка ввести класс Cavalier-а как благородного рыцаря в противоположность воину просто, сделала Паладина подклассом именно его, - наряду с Самураем из ОА или Соламнийским рыцарем. Однако и эта книга была рассчитана на единственную веру, и по-прежнему было непонятно, как соотносятся священники и паладины в мире, где богов больше одного, и чем кодекс религиозной морали отличается от рыцарского Code of Chivalry.

В основном это стало поводом для дискуссий об источнике божественных способностей паладина и о том, бывают ли антипаладины (то есть воины с клирической накачкой, обладающие сходными способностями, но преданные Злу). В качестве примера таковых приводились разрешенные ТСР рыцари Гитьянки и Дарт Вейдер, а сетевое творчество немедленно породило изрядное число разработок на эту тему, как манчкинских, так и нет.

Частично для того, чтобы выправить ситуацию, был создан Complete Paladin. Многое в нем, однако, было возвращением к Кавалеру из Unearthed Arcana, значительные детали/части способностей которого были раздерганы по различным паладинским китам. Кстати, упомянутый там кодекс паладинской чести есть тот же неизмененный Code of Chivalry, в результате чего большая часть моих знакомых, уважая эту книгу, воспринимают ее скорее как справочник по рыцарскому сословию. С другой стороны, там все-таки были приведены примеры паладинов, чьи способности уже значительно отличались от классических - главным образом Inquisitor и Ghosthunter.

Players' Options тоже попытались добавить паладинам многовариантности, сохраняя при этом их приверженность принципам и ряд прочих этических ограничений. В частности, было упомянуто, что он может иметь различные сферы доступа, специализацию и т.п. Но это только подлило масла в огонь дискуссий и восприятия паладина просто как воина веры.

Альтернативные варианты

Между тем, если мы посмотрим повнимательнее, то увидим, что в большинстве базовых АДД-шных миров паладинский вопрос решен по-разному.

На Кринне классических паладинов нет, но есть Соламнийские Рыцари со сложной системой посвящений (заметим, превосходящие паладина по мощи), причем существует механизм получения рядовым воином рыцарского звания с последующим продвижением вверх и обретением паладинских способностей .

На Дарксане их нет в силу особенностей мира, как не водится их и на Равенлофте, где все паладины не местного происхождения, а попавшие в Туман откуда-то извне (и как им там живется, мы помним).

На Фоготтене просто есть бог , отвечающий за паладинство и не имеющий стандартных священников- паладины считаются посвященными ему. На Грэйхоке , кажется, то же самое – паладинам выделили курирующую сущность.

В мире Красной стали параллельно с паладином был введен воинский кит Defender-a, который представляет собой паладинообразного воина (способности к детекции, клирическая кастовалка на высоких уровнях), но привязанного к конкретной вере и имеющего меньше ограничений, в том числе и по приверженности.

Из сетевых разработок мне очень нравится идея Дзяна о обретении паладинских способностей как процессе, как бы обратном Dark Power Check-у и Погружению во Тьму. Кстати, такой точки зрения придерживался не только он. В 1995-6 г. Мьюонг вел очень интересный модуль, где после долгого квеста группа рыцарей не только постепенно обрела паладинство, но и в финале вознеслась живыми на небо, став покровителями созданного ими ордена и спасенной ими страны.

Как это решил для себя я? Для меня паладин - Воин Веры, поскольку все его способности безусловно имеют божественное происхождение. Но при этом паладин отнюдь не обязательно должен быть оплэйтован по самые гланды, сидеть верхом на Верном Коне и держаться за Лэнс. Я против сформированного в том числе и "Справочником По" штампа паладина как рыцаря. Паладином можно назвать и Атоса, и некоторых героев китайских боевиков с боевыми искусствами. К таким, безусловно, относился уважаемый Наставник Лю из МК4. И естественно, что способности паладинов разных типов могут варьироваться. Наставник Лю не носил доспехов, но его АС увеличивался с уровнем, а сила веры помогала наносить вред голыми руками даже магическим существам.

Окончательное решение паладинского вопроса в Meowlings' Options

Ко времени их появления я окончательно стал готов воспринимать паладина как кит, а не класс - в этом случае он открыт для любой расы. Понятие паладина заменяет кит Защитник Веры, существующий в трех вариантах:

    • Defender (слово Господа), воспринимается как определенная альтернатива священнику, и начиная с определенных уровней, РС приобретает все способности служителя данного культа. Это самый частый вариант.
    • Champion of Faith (дух Господа), воспринимает учение не столько умом, сколько сердцем, и максимально приближен к паладину по комплексу дополнительных способностей и вытекающих из этого ограничений. Таких обычно немного, и они путешествуют в одиночку.
    • Warrior Monk (оружие Господа), похож на подкласс сохэя из ОА и представляет собой вариант храмовой стражи или воина при церкви. Некоторые варианты данной карьеры, связанные со специфическими культами, отличаются от наемного убийцы разве что идейными соображениями.

Защитник веры имеет продиктованный ей выбор оружия или доспехов, а из гражданских навков- бонусные Religion, Endurance + еще 2, коррелирующих с вероисповеданием. Для классического европейского паладина я рекомендовал бы LB Riding и Etiquette, для сохэя - Meditation и Tumbling, а для "ассассина" в его оригинальном значении - Disguise и Running

На определенном уровне у каждого из трех типов появляется кастовалка как доступ к профильным для бога сферам. Прогрессия аналогична стандартной паладинской, однако Warrior Monk и Defender обретают ее с 6-ого уровня, а последний даже имеет полный доступ ко всем сферам бога и бонусы за высокую Мудрость, как и обычный священник.

Защитник веры в состоянии ощущать присутствие сил, наиболее опасных для его веры, то есть того, что именно данная этика воспринимает как Зло. Типичным примером этого является паладинское "определение зла". Способности Защитника аналогичны паладинским, но чувствуют они не обязательно Зло. Защитник Веры бога смерти, для когорого самое сильное оскорбление – жизнь того, что должно было умереть, может детектировать нежить, а защитник веры бога справедливости – Ложь.

Сила веры дает защитнику +1 к спасброскам. Кроме того, каждый его подвид имеет особые навыки.

  • Defender по получении доступа к заклинаниям обратает все Granted Powers, характерные для этого культа. К примеру, РС 7-ого уровня с этой карьерой может изгонять нежить как священник 2-ого уровня, коим он в определенной мере и является. В случае принятия этой карьеры священником или клирическим бардом их оперативный уровень чар и способностей повышается на 1.
  • Warrior Monk может иметь Special Enemy, каковыми может быть как определенная категория монстров, так и приверженцы некоего культа, по каковым он бьет с +4 ТН. Кроме того, с Избранным Оружием он имеет +1 к попаданию и наносимому вреду, а в случае идейного противостояния монстрам это оружие рассматривается как магическое и способное поражать существ, не бьющихся нормальным оружием.
  • Champion of Faith в зависимости от своей Харизмы (или Благочестия, если ДМ в курсе) имеет большее или меньшее число способностей паладина согласно нижеследующей таблице

13 и меньше - дополнительный +1 к спасброскам

14 - Он чувствует в себе достаточно божественной силы, чтобы ее именем отгонять/контролировать нежить, однако его эффективный уровень зависит от харизмы. С харизмой 14 он может делать это как клирик четырьмя уровнями ниже, с харизмой 15-16 как тремя ниже, а при значении 17+ - как двумя, по аналогии с обычным паладином

15 - Вокруг него формируется защитная аура, из-за которой приверженцы противоположной силы атакуют его с -1 ТН. С другой стороны, эта аура видна при его просвечивании соответствующими заклинаниями.

16 - Уровень его внутренней святости позволяет ему использовать Святые Предметы типа Holy Avenger-a или прибегать к помощи близких существ, что для классического паладина ассоциируется с Bonded Mount-ом

17 - полный набор способностей паладина. Для классического к нему относится лечение наложением рук или иммунитет к болезням.

Естественно, Защитники поклоняются конкретным богам и имеют отличные способности, которые ДМ может выдавать по типу веры.

Защитник веры имеет набор ограничений, характерных для паладина с необходимыми модификациями по типу веры. В ХР он растет на 20% больше - соотношение аналогично росту паладина и обычного воина.

Если ДМ применяет сиcтему Погружения/Возвышения, то шансы получить и одно, и другое достаточно увеличены: назвался груздем, - получай в кузовок!

Заметим, что этот кит - не только воинский! Гильдия убийц, совершающих свое дело во славу своего бога, или тайное общество магов-демонопоклонников, вполне могут быть аналогом (и красивым противником) обычного рыцарского ордена. Что же до классического образа, то в МО есть подкласс Рыцаря как представителя воинской элиты, который по боевым качествам превосходит простого воина, но должен быть предан закону, соблюдать честь и совершенствоваться во владении и мечом, и кистью.

27/12/2001
sartan
sartan


"14 - Он чувствует в себе достаточно божественной силы, чтобы ее именем отгонять/контролировать нежить, однако его эффективный уровень зависит от харизмы. С харизмой 14 он может делать это как клирик четырьмя уровнями ниже, с харизмой 15-16 как тремя ниже, а при значении 17+ - как двумя, по аналогии с обычным паладином"
"Ликом черен, но прекрасен". Причем тут харизма, если не секрет? Андеды должны устыдиться его красоты? Или он их заболтает?
04/08/2002
TomMc
TomMc


Да, к слову, в D&D 3 ред. паладина следовало сделать престиж-классом.
Восстановлено по Way Back Machine: [1].
© 2018–2019