Индустрия | Ролевых | Игр | На | Русском | Языке
ИРИНРЯ
1989 | 1990 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007
Что такое ПОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Makkawity
1997
Makkawity

Всегда сложно придумать хорошее начало, особенно если собираешься рассказать о деле, которым увлекаешься давно, и потому многие детали кажутся тебе настолько известными и понятными, что о них и говорить не надо.

В том виде, в каком они сейчас известны, ролевые игры впервые появились в конце 60-х - начале 70-х годов, то есть в то самое время, когда западная молодежь переживала определенный духовный кризис, одним из проявлений которого является желание отстраниться от этого мира, погрузиться в какую-то придуманную реальность и почувствовать себя героем.

У нас это явление началось в годы перестройки, когда под эгидой комсомольско-молодежных организаций начали возникать различные "центры ролевого моделирования", занимающиеся организацией и проведением ролевых игр. Как правило, такие центры выполняли заказы школ, а разрабатываемые ими игры были посвящены разыгрыванию различных социально-экономических или политических моделей европейского средневековья. Некоторые такие центры в несколько измененном виде продолжают существовать и поныне. Некоторые военно-исторические клубы также иногда устраивали подобные действа, разыгрывая на пленере костюмированные сражения наподобие известного действа в Бородино. Но сочетание ролевой игры с исторической реконструкцией и взаимодействие занимавшихся ими с поклонниками жанра фэнтези внесло в деятельность таких клубов большую новую струю, превратив ролевые игры в гораздо более массовое явление.

Первые полевые игры описываемого мной типа в нашей стране состоялись в 1990 г. За это время ролевые игры доказали свою высокую жизнеспособность и сейчас воспринимаются серьезной публикой уже не только как увлекательное развлечение, (которым они, безусловно, остаются), но и как метод творческого ролевого моделирования, привлекающий внимание внимание педагогов и психологов. Они воспринимают их и как способ развития творческих способностей личности, и как средство повышения интереса к той или иной теме, когда увлекающийся тем или иным исторически периодом человек получает виртуальную возможность "почувствовать его изнутри", и как своего рода командный психотренинг в нестандартных обстоятельствах.

Полевая игра представляет собой большое костюмированное действо на местности, во время которого участники игры живут на природе в течение нескольких дней. Число участников такой игры, при хорошей её организации, может достигать нескольких сотен. За соблюдением правил следят так называемые Мастера - организаторы игры. Они выступают в качестве арбитров или консультантов при решении различных сложных вопросов, а также ограниченно направляют сюжет игры, вбрасывая в игру новую информацию или отслеживая заложенные в концепцию игры закономерности и обеспечивая их реализацию (Мастер как законы природы).Они же отвечают и за безопасность на полигоне ( наличие необходимых средств связи, транспорта, за оказание первой медицинской помощи при травмах и т. д. )

Суть происходящего на игре можно квалифицировать как некий сплав туристского слета, итальянской комедии дель арте и военизированной игры типа "Зарница". На туристский слет полевая игра похожа организацией своего быта - участники ее приезжают на игровой полигон со своими палатками, спальниками и т. п., готовят себе еду на кострах и живут в условиях, аналогичных быту туристов-дикарей.

На "Зарницу" игра похожа наличием определенных "боевых правил", регулирующих порядок применения того или иного игрового оружия, особенности взаимодействия различных групп и другие аспекты "ведения войны". Боевые правила обычно составляются так, чтобы они, с одной стороны, обеспечивали минимум травматизма во время боевых действий, а с другой - были бы максимально приближены к особенностям реального боя. Как правило, по игроку нужно попасть некоторое количество раз, после чего он считается убитым и на определенное время выбывает из игры, отсиживая определенный срок в "Стране Мертвых" и затем возвращаясь в игру в иной роли.

На комедию дель арте полевая игра, являющаяся театрализованным действом на местности, похожа организацией своего сюжета. Существует определенный набор ролей, как командных, так и индивидуальных, и основная сюжетная канва, обозначающая основные характеристики команды или персонажа, стоящие перед ними цели и задачи и взаимоотношения взаимоотношения с другими участниками на начало игры. Таким образом задается основное направление развития сюжета, а в ткань игры часто вписываются события, которые обязательно должны произойти. Однако, как и в комедии дель арте, фиксированого текста, который бы разыгровался на манер спектакля, нет, и произносимые игроками реплики носят импровизационный характер. Игроки свободны и в выборе средств для достижения поставленных перед ними целей, и потому сюжет часто разворачивается не по заданному канону, а содержание происходящих событий может отклоняться от принятых за основу исторических аналогов с достаточной долей непредсказуемости..

Рассмотрим в качестве примера такой часто разыгрываемый на полигонах сюжет, как "Робин Гуд". Как правило, команды, участвующие в этой игре, включают в себя молодцев из Шервудского леса во главе с Робин Гудом, город Ноттингем (жители и шериф с подчиненными ему войсками), христианское аббатство, некоторое количество деревень и змков мелких владельцев (как саксонских, так и нормандских), плюс большое число ролей-одиночек - от странствующих менестрелей до тайно возвратившегося в страну короля Ричарда Львиное Сердце. Почти всегда на такой игре бывает турнир лучников, однако далеко не всегда победителем на нем оказывается сам Робин Гуд. Замечу, что ни одна из 6 или 7 игр такого типа, на которых мне пришлось побывать, не проходила строго по легенде о Робин Гуде. Например, однажды Робин Гуд стал королем Англии после смерти всех иных претендентов, а на другой игре молодцы из Шервудского леса были поголовно уничтожены уже через 2 или 3 часа после начала игры, случайно напав на группу странствующих рыцарей, оказавшихся для них слишком серьезными противниками. Игра на этом не закончилась, а получила неожиданно иное развитие. Нишу Робин Гуда заняла другая банда разбойников. Убивший Робина рыцарь был обласкан королем и составил серьезную конкуренцию шерифу, что вызвало волну ингриг...

Игры проходят с достаточно высокой степенью "антуражности" - требуется определённое соответствие своему игровому образу. Поэтому игрок должен знать исторический материал и уметь вести себя не как московский студент конца ХХ века, а как самурай, итальянский граф или гном из клана горных рудокопов - в зависимости от выбранной роли. Каждый игрок должен иметь игровой костюм, соответствующий его роли. Оружие изготовляется из дерева или пластика, но его внешний вид должен быть по возможности приближен к историческому. При наличии на полигоне "строительного материала", палаточные лагеря отдельных команд часто превращаются в в возводимые из подсобных материалов крепости со стенами и башнями, которые действительно можно штурмовать.

Но в отличие от военизированной игры типа "Зарница", основной целью полевой игры, на мой взгляд, является не столько уничтожение одной из команд всех своих противников, сколько поддержание на игре определенного духа, благодаря которому у игроков появляется возможность "поиграть в мир", погружаясь в созданные ими образы и добиваясь поставленных целей, не выходя из них. Как правило, игра включает в себя не только военно-стратегический блок. Значительное место на ней принадлежит информационному блоку или определенной имитации экономической деятельности. Если игра включает в себя элементы фэнтези, на ней могут присутствовать и элементы магии.

Сам я начал интересоваться такими играми в 1992 г., хотя чем-то подобным стал заниматься ещё в 1986 г. И мне такие игры дали многое. К примеру, на них я не только отработал экспериментальную часть своей диссертации по корейской военной истории, но и познакомился с достаточным количеством людей, которые серьёзно изучают не только искорию оружия и доспехов, но и занимаются исторической реконструкцией как самого вооружения, так и приёмов его ипользования. На полигоне можно встретить человека в точной копии доспехов века, и многие военно-исторические клубы активно участвуют в полевых играх.

Представляется поэтому, что клубам боевых искусств, серьезно занимающихся не только оттачиванием своей боевой техники, но и стремящихся глубоко проникнуть в тот культурный слой, с которым связан изучаемый ими феномен боевых искусств, участие в полевой игре на предлагаемую нами тему может помочь глубже осознать то, чем они занимаются. Команда Вашего клуба как бы окунется в атмосферу дальневосточного средневековья и сможет почувствовать себя самурайским кланом, школой боевых искусств или кем-то другим в рамках выбранной Вами роли.

Copyright (c) 1997, К.В. Асмолов

© 2018