Данный материал представляет собой краткую информацию о том, что такое так называемые словесные ролевые игры или RPG (Role Playing Games).
В том виде, в каком они сейчас известны, эти ролевые игры впервые появились в Америке в конце 60-х - начале 70-х годов. С тех пор ролевые игры доказали свою высокую жизнеспособность и сейчас воспринимаются уже не только, как увлекательное развлечение, которым они, безусловно, остаются, но и как системы творческого ролевого моделирования, применимые в самых разных областях и, безусловно, развивающие творческие способности участника игры. Игры эти распространились по всему миру, и многие компьютерные игры, фильмы, книги, эксплуатирующие жанр героической фантастики, обязаны им своим происхождением.
Суть игрового процесса заключается в том, что группа игроков из 4 - 10 чел., руководимая и направляемая ведущим, должна выполнить поставленные перед ней задачи, действуя в рамках определенного сюжета и по определенным правилам. Игроки описывают свои предполагаемые действия, а успех этих действий зависит от того, как сочетаются способности персонажей, роли которых они играют, с комбинациями очков на различного типа игральных костях, которыми они манипулируют. Ведущий руководит игрой, снабжая игроков необходимой для развития сюжета информацией и играя роли всех персонажей, с которыми игроки сталкиваются по ходу их приключений. Существует достаточно много игровых систем такого типа, но наиболее известная повсюду сегодня, наиболее давняя и подробно разработанная - американская система "Подземелья и Драконы" ("Advanced Dungeons & Dragons", или "AD&D;"). Именно она послужила базой для создания множества компьютерных игр, хорошо известных сегодня среднему школьнику или студенту.
Первоначально игры такого типа строились на материале истории средневековой Европы или героической фантастики, ориентированной на историко-культурные традиции этого региона. Затем возникли и иные их варианты, опирающиеся на другие категории исторической реальности и фольклорных традиций - мир арабских сказок, скандинавских саг, Дальнего Востока, или фантастические миры, созданные известными Ведущими (Мастерами), в которых разворачиваются сюжеты целого ряда романов и повестей в стиле фэнтези, многие из которых уже переведены на русский язык.
Сегодня в странах СНГ ролевые игры популярны настолько, что о них можно говорить уже как об одном из сложившихся элементов молодежной культуры: есть свой игровой жаргон, аналогичный слэнгу медиков или компьютерщиков; свой фольклор, напоминающий туристский, но посвящённый описанию событий той или иной игры; периодически издаются бюллетени; создаются странички в локальных компьютерных сетях (например, www.rpg.ru или rpg.igra.ru).
Должен отметить, что ролевые игры, достаточно хорошо известные молодому поколению, далеко не всегда воспринимаются старшими с пониманием. Туристический поход или театральная студия - это понятно. Ролевые игры - нет. К тому же, в массовом сознании сформировался определенный знак равенства между ролевыми играми и толкинистским движением, которое на текущий момент давно превратилось в молодежную тусовку, мало чем отличающуюся от панков или хиппи. Поэтому ролевые игры часто обвиняют в том, что они отвлекают школьников и студентов от занятий, уводят их в выдуманную виртуальную реальность, что делает их еще менее приспособленными к жестоким реалиям окружающего мира, формирует у них мистическое восприятие окружающего, делая их более уязвимыми для воздействия на них деструктивных религиозных учений, или, как у нас принято говорить, тоталитарных сект.
Если воспринимать ролевые игры исключительно как развлечение, эти обвинения будут достаточно правомерными. Однако, и я, и многие мои сверстники, увлекшись ими сначала как интересной формой досуга, очень скоро увидели в ролевых играх возможность чего-то гораздо большего. Ведь очень многое зависит от того, кто руководит игрой и какие задачи он ставит перед игроками. Именно поэтому сейчас ролевые игры данного типа и начинают притягивать внимание педагогов и психологов, а эксперименты по использованию игр для развития творческого потенциала предпринимались моими товарищами и учениками в целом ряде детских клубов и учебных заведений Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска. Сам я, начав интересоваться такими играми в 1992 г., неоднократно использовал ролевые игры в учебном процессе Школы молодого востоковеда, которой я руководил с весны 1991 г. до осени 1996 г., что способствовало гораздо более глубокому усвоению материала программы Школы, с которой были напрямую связаны сюжеты игр.
Исходя из нашего общего опыта, представляется, что можно выделить целый ряд направлений применения игр такого типа для школьников и студентов с тем, чтобы из увлекательного развлечения они превратились в нечто большее.
Ролевые игры можно использовать для углублённой проработки какой-то конкретной темы в рамках учебного процесса. Можно создать сложный, развитый сюжет, многоплановое действо, которое может разыгрываться в течение полугодия или всего учебного года, а включаемые в него элементы сюжета строить так, чтобы решение игровой задачи было невозможно без активизации знаний, полученных в ходе учебного процесса, или обращения к дополнительной литературе, в том числе и классической художественной. По такому принципу строились игровые сюжеты, которые я разрабатывал для Школы молодого востоковеда.
Другим вариантом применения ролевых игр с образовательными целями является ознакомление игроков в ходе игры с определенными философскими проблемами, понимание которых важно для правильного постижения отдельных, вызывающих трудности, тем в курсе литературы, философии и т. п. В этом случае ролевая игра дает возможность как бы почувствовать тему изнутри, часто на своем собственном примере.
Живая и раскованная обстановка игры очень способствует развитию воображения и творческих способностей вообще. Ведь от игроков требуются актёрские способности, нестандартное мышление, умение "создать" своего героя или выразить себя в различных формах литературно - художественного творчества, развивает и обогащает устную речь.
Поскольку приключение рассчитано на группу игроков, ролевая игра является и своего рода тренингом работы в команде, обучает умению общаться с людьми, взаимодействовать с членами группы.
Можно рассматривать ролевую игру и как своего рода психологический тест, а также - метод психологической коррекции. Во время игры человек, как правило, творит своего героя по своему образу и подобию или таким, каким бы ему самому хотелось быть. Таким способом можно выяснить, насколько игроки способны общаться с людьми, активно взаимодействовать, ориентироваться в реальной жизни. Затем, выяснив, какие проблемы есть у игрока, ведущий может выстраивать сюжет так, чтобы по ходу приключения его герой сталкивался с такими проблемами, преодоление которых в процессе игры способствовало бы разрешению этих проблем в его реальной жизни. Несмотря на то, что ситуация развивается в мире фэнтези, ее житейские коллизии идентичны реалиям сегодняшнего дня. Действуя в рамках сюжета, игроки попадают в острую житейскую ситуацию, переживание и разрешение которой служит как бы тренировкой разрешения подобной ситуации в реальности или ее профилактикой. Таким образом, ролевая игра может оказаться и определенной школой жизни.
Copyright (c) 1997, К.В. Асмолов